Submitted by Сергей Владимирович Егоров on Sat, 19/01/2013 - 19:55
План-конспект урока-диспута.
Цель и задачи:
Расширить словарный запас.
Познакомиться с законами диспута.
Прививать любовь к чтению.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Предварительная работа.
Библиотекарь предлагает детям перечесть сказку А.С. Пушкина и ответить письменно на следующие вопросы:
1.Хорошо ли закончилась сказка?
2.Что послужило причиной такой концовки?
3.Хотели бы вы, чтобы исполнялись абсолютно все ваши желания?
Эта работа выполняется дома.
Отталкиваясь от высказанных мнений, формулируются позиции, готовим таблички (две-три позиции). Например: «Я думаю, что у каждого должна быть золотая рыбка» или «Я думаю, что золотая рыбка должна быть только у меня и у моих друзей».
Ребята перед диспутом рассаживаются за столы с табличками, согласно своему мнению.
Ход диспута.
1. Библиотекарь. Здравствуйте, ребята, сегодня мы собрались на наше достаточно необычное занятие. Урок – диспут по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Но у вас возник наверное сражу же вопрос, а что такое диспут? Давайте обратимся к словарю.
Словарная работа
Что такое диспут?
Диспут - (от лат. disputo - рассуждаю, спорю), публичный спор на научные, литературные и т. п. темы.
Важной характеристикой диспута (дискуссии), отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Аргумент (доказательство).
Большой Энциклопедический словарь
Когда-то давно (в средневековой европе) диспуты были очень популярны. Студенты, ученые мужи состязались в красноречии, в умении убеждать других и приводить свои доказательства. Очень популярными были диспуты например на такие темы: "Питаются ли ангелы?" (итог: питаются, но лишь духовной пищей); "Сколько чертей может уместиться на острие иглы?" (результат неизвестен).
2.Библиотекарь. У диспута есть свои законы, которые надо обязательно выполнять. И только тогда у нас будет диспут, а не обычный спор.
Законы диспута
Здесь нет наблюдающих.
Каждый в классе – активный участник разговора.
Перешептывания, неуместные шутки запрещаются.
Острое, меткое слово приветствуются.
Помоги изжить и недостатки своим товарищам.
Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
Идея стоит спора! Спорь да не вздорь!
3.Библиотекарь. Итак, мы начинаем наш диспут. (Сначала обсуждаются вопросы по содержанию сказки, чтобы настроить детей на тему диспута).
Ребята, скажите , пожалуйста,а хорошо ли закончилась сказка?
Кто больше всего пострадал?
Кто виноват в том, что все так закончилось?
Как бы вы повели себя на месте героев сказки А.С. Пушкина?
Хорошо ли было бы, если бы все желания старухи исполнились?
4.Затем переходим к спору сторон по стержневому вопросу диспута. Для обсуждения постепенно даются вопросы
Хотели бы вы иметь золотую рыбку для исполнения своих желаний? Какие, например, желания вы бы высказали золотой рыбке?
Хотели бы вы, чтобы каждый имел волшебную золотую рыбку? Что получилось бы в таком случае на Земле?
Правы ли ваши родители, когда не исполняют любую вашу прихоть?
По ходу разговора вопросы могут корректироваться, потому что в каждой аудитории получаются разные разговоры, с разными акцентами, очень много зависит от высказанных детьми мыслей.
5.Роль литературы в нашей жизни.
Библиотекарь.Предположим, вам представился счастливый случай поговорить с Александром Сергеевичем Пушкиным. О чем вы его спросили? ( разве вы слушали бы его в пол-уха, торопясь на прогулку или в гости? Нет, вы ловили бы каждое его слово, радовались бы возможности узнать, что думает и чувствует этот замечательный человек.)
Как вы считаете, может ли научить чему-нибудь «Сказка о рыбаке и рыбке?» Чему?
Надо ли перечитывать эту сказку не только детям, но и взрослым?
Какие еще сказки об исполнении желаний вы помните?
Завершая мы можем сказать, что «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А.С. Пушкин
Библиотекарь. Ребята, скажите, пожалуйста, все ли остались при своем мнении по поводу главного вопроса или изменили его? Почему? (Ответы детей).
6.Итоги. Рефлексия. ( ребята отвечают на данные вопросы).
получил ли я удовлетворение после занятия;
могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
какие я приобрел новые знания;
смог ли я понять точку зрения другого;
интересен ли мне живой разговор.
Выводы.Библиотекарь. Книги в жизни человека играют очень большую роль. Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей и их созидательный труд. Но, для того чтобы по-настоящему услышать голос писателя, надо учиться читать. В первом классе вы узнали буквы и научились складывать их в слова, но не думайте, что это и есть чтение. Учиться читать надо всю жизнь!
Уметь читать – значит внимательно следить за мыслями автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам своим произведением писатель.
Спасибо всем участникам диспута. А завершим наше сегодняшнее занятие песней «Тот, кто любит читать».