Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач”

Фото пользователя Людмила Борисовна Федотова
Submitted by Людмила Борисовна Федотова on чт, 10/01/2013 - 19:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федотова Людмила Борисовна.
Место работы, должность: 
МБОУ "Гимназия №46" города Чебоксары,учитель биологии.
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Урок является повторением, обобщением, систематизацией знаний по теме: "Решение задач по генетике".Организуется совместная деятельность учащихся и учителя, учащихся в группах различного состава, основанная на внутренней мотивации, диалоговом общении. В ходе такого занятия создаются условия для постепенного и последовательного перехода субъект субъектным отношениям в учебном процессе, сокращается монолог учителя и увеличивается время на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Создаётся благоприятный эмоциональный фон для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учащиеся работают в пяти группах по карточкам заданиям. Все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы. Особенностью этого урока является использование ИКТ: презентации, сети Интернет. Презентация использована для постановки цели, создания проблемной ситуации, повторения правил работы в группах, для самооценки тестовых заданий, для подведения итогов урока, для сообщения о дополнительных источниках информации по теме. Использование презентации даёт возможность компактно повторить материал. В сети Интернет работала одна из групп, искала дополнительную информацию по теме, выписывала адреса сайтов, где можно найти такую информацию,решала виртуальные задачи в сети Интернет. Сохраняли информацию на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями,создавали папки с заданиями. Информацию получили все группы для дальнейшей работы дома. Проводится тестовая самопроверка знаний учащихся. Учащиеся делают самостоятельные выводы по уроку и общий вывод в виде Синту. Используются здоровьесберегающие технологии. Учащиеся старших классов неохотно делают зарядку на уроках. На этом уроке они активно перемещались с места на место, чередовали различные виды деятельности. Используются методы интенсификации обучения и формирование активного, самостоятельного творческого мышления, современные образовательные технологи, здоровьесберегающие технологии.

 

Открытое занятие по биологии 10 класс
на тему: “ Решение генетических задач”

Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

 

Тема: «Решение генетических задач».

 

Продолжительность: 45 минут.

 

Класс:10.

 

Конспект занятия: «Решение генетических задач»

 Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Задачи:

 

  • образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы.Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач, подготовку к ЕГЭ и поступлению в учебные заведения, связанные с биолого-химическим профилем.
  • развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
  • воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда.Поддержать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

Вид урока: семинар – практикум.

 

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

 

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

 

Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, компьютеры, подключенные к сети Интернет.

 

 

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- решение задач на моногибридное скрещивание и анализирующее скрещивание.

2. блок – решение задач на дигибридное скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.

1. Организационный момент.

1ый слайд – название темы: «Решение генетических задач»

2ой слайд – цели и задачи урока.

3ий слайд – высказывание Б. Васильева.

 

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща

Б.Васильев.

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

Статистика приводит печальные факты – сейчас в родильных домах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.

Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.

Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные.

Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

Какая наука изучает наследственность и изменчивость? А как можно узнать какое потомство получится при скрещивании родителей?

Сможете сами сформулировать тему сегодняшнего занятия?

Итак, тема сегодняшнего занятия“Решение генетических задач”

Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям?Данное занятие даёт возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении. Чтобы понять их, вспомним, как сложны процессы мейоза, лежащие в основе полового размножения, какие генетические закономерности проявляются при различных скрещиваниях.

Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач.

Это занятие хочется начать словами Б.Васильева 

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.»

2. Самостоятельная работа в группах:

Мы будем работать в группах. Для этого мы разделимся на 5 групп. Для этого нам надо рассчитаться с первого по пятый. В кабинете 5 столов, они пронумерованы. Вы видите на  столах таблички с номерами. Первые номера подойдите к столу №1, вторые номера к столу №2, третьи к столу №3,четвёртые к столу №4,пятые к столу №5.На столах лежат полоски цветной бумаги. Выберите себе любой цвет, какой вам нравится. Теперь каждый из вас является экспертом по определённой теме. На каждом столе стоит табличка определённого цвета.

Те, кто выбрал жёлтый цвет подойдите к столу с табличкой жёлтого цвета, кто выбрал синий – к столу с синей табличкой, кто выбрал красный - к столу с красной табличкой, у кого оранжевый – к столу с оранжевой табличкой, у кого зелёный-  к столу с зелёной  табличкой. Каждая группа будет работать по своей теме, но после выполнения работы вы вернётесь в свои первоначальные команды, поэтому запомните, кто в какой команде был. Каждая команда получает задания по определённой теме. Команда красных по теме: « Решение задач на моногибридное скрещивание и анализирующее скрещивание»,команда зелёных: «Решение задач на дигибридное скрещивание », команда синих по теме: «Решение задач на сцепленное наследование»,команда оранжевых: «Решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови».А команда жёлтых будет работать в сети Интернет, искать дополнительную информацию по теме: «Решение задач по генетике», выписывать адреса сайтов, где можно найти такую информацию. Выпишите на листе бумаги перечень найденной вами информации и адреса сайтов. Сохраните информацию на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Создайте на рабочем столе папку с задачами по генетике.

Напутственные слова на слайде.

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим, 
Или то, чего не знаешь, от других возьми.  А. Анвари

 

Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группах.

4ый слайд – правила работы в группах:

Распределение ролей.

Умение слышать и слушать.

Активность.

Быть пунктуальным при выполнении заданий с временными рамками.

Конфиденциальность.

Право быть ведущим.

Каждый из вас делает записи по работе на тех же листочках, что у вас на столах, после каждого вопроса. После завершения работы возвращаетесь в свои первоначальные группы и обсуждаете все темы. После завершения обсуждения, будет проведен тест – контроль по теме.

Эксперты возвращаются в свои команды. Команда обсуждает все темы раздела совместно, каждый эксперт освещает группу по своей теме. Те, кто работал в сети Интернет сообщает команде на каких сайтах можно найти дополнительную информацию и поработать дома.

3.Тест – контроль

После совместного обсуждения тем, проводится тест- контроль по теме. В течение 10 минут команда выполняет тестовое задание. После выполнения заданий группы обмениваются листочками и проверяют тесты. Идёт взаимопроверка.

Слайд 5- ответы на тестовые вопросы и критерии оценки.

4.Самостоятельные выводы к уроку.

После выставления оценок учащиеся делают самостоятельные выводы по уроку:

1.Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались в 18 веке. Открыл закономерности наследования признаков Чешский ботаник Грегор Мендель. Метод  получил название гибридиологический.Его законы применяются для решения генетических задач. Сегодня мы решали задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание. Научились применять его законы на практике при решении генетических задач.

2.Вспомнили применение закона Моргана при решении задач, как наследуются признаки сцепленные с полом, какие организмы являются гомогаметными и гетерогаметными.

 

3.Решение генетических задач позволяет нам не только лучше понять законы наследственности, но и постоянно тренировать мышление.

4.Можно рекомендовать следующую последовательность действий при решении простейших генетических задач:

1. Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обзначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
2. Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
3. Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
4. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
5. Составление решетки Пеннета.
6. Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
7. Краткая запись ответа.

 

Общий вывод в виде Синту( слайд 6)

Синту:

1 строка (слово, обозначающее то, что описывается – объект, событие).Задача по генетике

2 строка (наблюдение за описываемым явлением)Трудная для ума

3 строка (мысль, чувства, оценочное суждение о том, что описывается)Интересная для решения

4 строка (ещё одно наблюдение, выраженное через другую модальность ощущения)Всё больше и больше увлекает

5 строка (смысловой признак предмета, выраженный одним словом) Генетическая

5.Заключение. Ребята, я вас благодарю за хорошую работу на уроке, желаю дальнейших успехов в учёбе. А теперь поблагодарим друг друга. Ребята начинают хлопать в ладоши, сначала начинает один к нему присоединяется третий и.т.д. в конце шквал аплодисментов.

Всем большое спасибо!

 

Здания и тесты к уроку прилагаются.

 

Задание №1 тема: «Моногибридное и анализирующее скрещивание»

Вы знаете что полидактилия доминантный признак?

1.Полидактилия у человека является доминантным признаком, а нормальное строение кистей рук признак- рецессивный. От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной, имеющей нормальное строение кистей рук, родилось два ребёнка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?

Секрет волнистых волос.

2.У человека курчавые волосы- доминантный признак, а прямые- рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые. Какой тип волос у детей может быть, и с  какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?

3.По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении. 

 

Задание №2 «Решение задач на дигибридное скрещивание»

Не рыжий, вовсе я не рыжий

1.Женщина с карими глазами и рыжими волосами вышла замуж за мужчину с не рыжими волосами и голубыми глазами. Известно, что у отца женщины глаза были карие, а у матери- голубые, у обоих - рыжие волосы. У отца мужчины были не рыжие волосы и голубые глаза, у матери карие глаза и рыжие волосы. Какими являются генотипы всех указанных людей. Какими могут быть глаза и волосы  у детей этих супругов?

 

Когда чистить зубы бесполезно?

2.Потемнение эмали зубов определяется двумя доминантными генами, один из которых находится в аутосоме, второй в Х хромосоме. В семье родителей, которые имеют тёмные зубы, родились девочка и мальчик с нормальным цветом зубов. Определить вероятность рождения следующего ребёнка без аномалии, если тёмные зубы матери определяем геном сцепленным с Х хромосомой, а тёмные зубы отца - аутосомным геном. Определить генотип здоровых детей.

 

Задание№3 Тема: «Решение задач на сцепленное наследование»

 

Классические лабораторные объекты.

1.Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

 

2.Что изменится, если  при образовании половых клеток кроссинговер происходит. Объясните полученные результаты.

 

 

Задание №4 «Решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови»

Как по оперению цыплят можно заранее знать их пол ?

1.У кур гены, влияющие на окраску оперения, локализованы в Х хромосоме. У одной из пород кур ген серебристого оперения (А) доминирует над геном золотистого оперения(а).С каким генотипом следует подбирать кур и петухов, чтобы определять пол цыплят по оперению?

2.Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.
У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

 

Задание№5 Тема «Нахождение задач для последующего решения на занятиях».

  1. Найти дополнительную информацию по теме, выписывать адреса сайтов, где можно найти такую информацию. Сохранять  информацию на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями.  Создать папку на столах «Задачи по генетике».

Информацию раздать  всем группам для дальнейшей работы дома. Найти в сети Интернет виртуальне задачи по генетике, решить их и проверить.

 

Тест «Генетика»

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;
б) биохимическим;
в) цитогенетическим;
г) генеалогическим.

4. Для изучения наследования различных признаков и установления характера ряда наследственных болезней изучают родословную человека. Этот метод генетики называется:

а) близнецовым;
б) генеалогическим;
в) цитогенетическим;
г) биохимическим.

5. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания:

а) ВВ х Вв  и  вв х вв             б)  DD x Dd  и  DD x DD

    в) Сс х Сс   и  сс х сс           г) Аа х аа  и  АА х аа

6. Иллюстрацией закона расщепления признаков при моногибридном скрещивании у гибридов F2 считается появление в потомстве особей.


а) 25% рецессивных
б) 50% рецессивных
в) 50% доминантных
г) 100% рецессивных

 

7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?


а) один
б) два
в) три
г) четыре

8. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании


а) 25%
б) 75%
в) 50%
г) 100%

9. При скрещивании растений гороха с карликовым (аа) и с высоким ростом (Аа) в поколении F1 получится

а) 100% с высоким ростом
б) 50% с карликовым, 50% с высоким ростом
в) 75% с карликовым, 25% с высоким ростом
г) 25% с карликовым, 75% с высоким ростом

10. У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. Определите генотип родителей, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью


а) Аа х Аа
б) АА х АА
в) Аа х АА
г) аа х АА

11. Растение гороха с желтыми гладкими семенами может иметь следующий генотип:

а) aabb
б) AaBb;

в) aaBb;
г) Aabb.

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн