Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком для обозначения мягкости согласных звуков на письме".
Submitted by Надежда Ивановна Кропотова on вс, 26/04/2009 - 13:15
Ход урока:
I. 1. мобилизирующий
Проверка готовности к уроку. Самопроверка организация рабочего места.
(Дети хором)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
2. Объявление темы урока
Ребята, сегодня у нас непростая задача. Вы помните о деде Всеведе? Сегодня он обратился к нам за помощью. В этой стране поссорились два брата – близнеца мягкие знаки. Спор о том, кто важнее. Поэтому на уроке мы должны решить, какой же из знаков самый нужный в стране Грамматике.
II. Орфографическая минутка
1. Минутка чистописания
(На доске записаны буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Они соединены различными элементами букв ) .
- Ребята, посмотрите внимательно, кто из вас заметил, что это за буквы? Это не простые буквы. В них спряталось правило. Какое? Кто напомнит?
Сегодня мы отправимся в путешествие, и сейчас настало время узнать, куда. А для этого внимательно послушайте стихотворение:
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак.
- Куда мы отправимся путешествовать?
(На доске появляется карта города в виде мягкого знака).
Итак, в путь! Не забывайте о нашей сегодняшней задаче.
III.Упражнения в написания слов с Ь
1. Словарная работа
В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица города “Мягкого знака” - это Словарный переулок. Здесь живут слова из словарика, в написании которых есть ь. Давайте вспомним жителей этого переулка.
- Ребята, назовите пожалуйста слова, в которых букв больше, чем звуков.(все)
- А почему так? ( Ь – звуков не дает)
- а для чего в этих словах написан мягкий знак?
- Показатель мягкости.
2. Письмо по памяти
Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась торговая площадь. А встречает нас на торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит: (на доске стихотворение)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это? (На доске появляется картинка Карлсона)
А сейчас Карлсон желает проверить, кто из вас самым внимательный и сможет запомнить его стихотворение. (читаемхором)
- Скажите, на какую орфограмму в этом стихотворении встретились слова? ( Ь – р)
читаем , закрываю поочередно слова с Ь – р.
Запись по памяти. Проверка. Обозначение орфограммы.
-Молодцы, ребята. Карлсон доволен. На Торговой площади много разных товаров, в названии этих товаров пишется ь.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами идём по торговой площади, а вокруг товары, в написании которых есть ь.
Наша задача записать только названия тех товаров, где есть
Ь – м. (Слова на доске)
(платье, морковь, картофель, печенье, альбом, стулья)
Запись слов обозначение орфограммы
3.Зрительная гимнастика
Солнечные зайчики Круговые движения глазами
Играют на стене.
Поманю их пальчиком – Указательный палец на расстоянии вытянутойруки
Пусть бегут ко мне! Пальчик сводится на кончик носа.
Ну, лови, лови скорей – Переводить взгляд налево,
Вот, вот, вот, - левей, левей!
Прыг – скок, прыг – скок – Направо, вверх, вниз.
Убежал на потолок!
4. Составление предложения из слов.
Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.
Ученик объясняет, как правильно записать предложение. (один ученик у доски)
- Подчеркните главные члены предложения. (Кто уверен, что правильно подчеркнул главные члены, поставьте знак уверенности (!), а те кто сомневается –(?)
Какие пары слов, словосочетания в этом предложении? Назовите.
5.Физкультминутка
Итак, продолжаем наше путешествие. И мы попадаем на детскую площадку, где крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей.
Построить из этих слов-дощечек домики.
Для левого домика нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а для правой слова с ь – разделительным.
(Дети по очереди выходят к доске и строят домики. Задание для каждого ряда. ) А пока вы строите домики вам споёт крокодил Гена.
Отдохнули и отправились дальше в путь.
6. Работа со словами по исправлению ошибок.
И вот мы повернули и попадаем в Спортивный городок. А здесь нас встречает футболист Муравьишко. Он огорчен. Нужно забивать голы, но в какие ворота, он не знает. В его воротах слова, гду Ь-м, а ему нужно забивать голы только в ворота, где слова с Ь-р. Давайте ему поможем. (Работа ведется по алгоритму)
Алгоритм
1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?
||
да, слышится нет, не слышится:
пиши без ь
|
2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я?
||
да, есть однанет: пиши без ь
из них
|
3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв.
Продолжаем прогулку по городу. Нанодолжаем прогулку по городу.дил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей.й, скамя, твоё)ын нашем пути Проспект текста.
Работаем по учебнику. Стр. 120, упр 206.
По вариантам
1 вариант – 1 и 3 предложение
2 вариант – 1 и 4 предложение
2. Составление рассказа по картине.
Вот и подходит к завершению наше путешествие по городу Мягкого знака. И в завершении пути мы с вами попали в картинную галерею.
- Посмотрите на первую картину, из какой сказки? Какую роль играет Ь в этих словах?
- Посмотрите на вторую картину, из какой сказки? Какую роль играет Ь в этих словах?
- Посмотрите на третью картину. Посмотрите какое время года изображено? Какие слова на этой картине? Какую роль играет Ь?
Ребята, сегодня 1 марта, первый день весны. А это значит, что совсем скоро начнет просыпаться природа. Появятся первые цветы.
Мы с вами находимся в галерее, где живет сказка. Поэтому давайте возьмем на себя роль добрых волшебников и пусть уже сегодня появятся цветы..
3. Рефлексия.
Кто считает, что работал сегодня очень хорошо – приклеивает красный цветок, кто работал хорошо – желтый цветок, а кому кажется, что сегодня он мог бы работать чуть-чуть лучше – синий цветок.
V. Итог урока.
Ну что ж закончилось наше путешествие по городу Мягкого знака. И мы должны помочь братьям, решить их проблему. Как вы думаете, какой же мягкий знак нужнее в стране Грамматики? (Оба). А сейчас возвращаемся обратно. Еще раз пройдем по городу, глядя в свои тетради. Оцените свои работы в тетрадях.
Дома вы еще можете потренироваться в написании слов с
Ь – р. Д/з: написать 5 слов с Ь – м и 5 слов с Ь – р.
Пока нас не было в классе, здесь был Паучок. Посмотрите, какой узор он нам сплёл.
Размещено Fri, 02/04/2010 - 16:05 пользователем Ольга Владимировна Бережко.
Надежда Ивановна, интересный урок! А мы с ребятами собрали интересные задаия по теме "Мягкий знак. Разделительный мягкий знак". Если Вам будет интересно, добро пожаловать на мою страничку! С уважением, Бережко Ольга Владимировна, г.Козьмодемьянск.
На: Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделител
Мы россия не только должны знать свой родной язык, но и говорить и писать красивой правильной речью.
Ваш урок интересен: методами и приёмами работы с детьми, надеюсь он прошёл очень интересно
На: Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделител
Надежда Ивановна, интересный урок! А мы с ребятами собрали интересные задаия по теме "Мягкий знак. Разделительный мягкий знак". Если Вам будет интересно, добро пожаловать на мою страничку! С уважением, Бережко Ольга Владимировна, г.Козьмодемьянск.