Автор:
Козлицкая Ирина Владимировна
Место работы:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
Реализация экспериментальной работы по теме «Информационно – коммуникационные технологии в начальной школе»
Аннотация: Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Именно поэтому было выбрано следующее направление экспериментальной работы творческой группы учителей начальных классов: «ИКТ в начальной школе».
Руководитель эксперимента: Козлицкая Ирина Владимировна. Экспериментатор-исполнитель: Ульман Вера Трофимовна. Эксперимент начат 29 августа 2008 года, завершен – 25 мая 2010 года. Численность учащихся: 22 ученика (3 класс – 12, 4 класс – 10).
Цель эксперимента: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
- Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
- Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
- Создание электронного пакета документов, необходимых учителю начальных классов для организации обучения младших школьников работе на компьютере.
Реализация эксперимента осуществлялась поэтапно:
1этап: организационно - подготовительный (первое полугодие 2008-2009 г)
Его содержание: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы, изучение программ начального общего образования, Базисного учебного плана и Федерального перечня учебников, повышение квалификации на курсах и семинарах на базе СарИПКиПРО.
Завершился этап разработкой рабочих программ по Технологии (модуль «Практика работы на компьютере») для учащихся 3 и 4 классов.
Программы модуля «Практика работы на компьютере» рассчитаны на 17 часов в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере.
При реализации программ используются следующие технологии обучения:
- Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
- Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности).
- Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
- Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых учащимися с помощью изучаемых технологий. Работая над проектами, в 3 классе ученики издают справочник «Что умеют компьютеры», создают диафильм для малышей «Рукавичка». В 4 классе темы проектов тесно связаны с уроками истории (буклет «Выдающиеся полководцы России»), окружающего мира и технологии (картотека комнатных растений), литературы (проект «Памятник литературному герою»), внеурочной деятельностью (проект «Новогодняя газета», мини-журнал «Молочные реки, кисельные берега …»).
Реализация программ предполагает наличие необходимой материально-технической базы: в настоящее время в двух кабинетах начальной школы имеются 3 компьютера, 1 ноутбук Toshiba, 1 принтер-сканер HP, 2 проектора, 1 экран, 1 интерактивная доска Clasus. В кабинете информатики: 8 ПК учащихся и ПК учителя, соединённых в локальную сеть; проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, модем.
2 этап: содержательно - деятельностный (январь 2009 – май 2010 г).
Его цель: отработка основных направлений деятельности эксперимента, обеспечивающих его реализацию, куда входят:
- Апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс УМК А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
- Организация проектной деятельности в школьной информационной среде.
- Подготовка к изданию материалов, отражающих результаты проводимых исследований (подробных конспектов уроков, презентаций, электронных и печатных тестов, проектных работ учащихся).
- Для того чтобы учитель начальных классов мог вести уроки информатики в начальной школе, ему нужно овладеть определёнными умениями и навыками работы на компьютере: с текстовым и графическим редактором, программой для создания презентаций и тестов и т.д. Кроме того, обязательным является умение работать в сети Интернет. Поэтому важной составляющей экспериментальной работы является информационно – консультационная деятельность: доклады на заседаниях МО и методсовета, мастер-классы, открытые уроки.
- Доклад на заседании МО учителей начальных классов «Модуль курса «Технология» «Практика работы на компьютере» (2008 год). – Козлицкая И.В.
- Мастер-класс «Анимационные и звуковые эффекты в мультимедийной презентации» (2008 год). – Ульман В.Т.
- Мастер-класс «Создание теста на основе шаблона – презентации в программе MS PowerPoint» (2009 год). – Козлицкая И.В.
- Открытое итоговое мероприятие по информатике в 3 классе «Лучший знаток информатики» (май 2009 года). – Козлицкая И.В.
- Мастер-класс «Работа в сетевом образовательном сообществе» (2009 год). – Козлицкая И.В.
- Открытый урок в 3 классе с использованием интерактивной доски (2010 год). – Ульман В.Т.
- Немаловажными мы считаем и такие мероприятия, какобмен опытом и его распространение через выступления на конференциях и форумах, публикации в сетевых образовательных сообществах «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Открытый класс»:
- Выступление на конференции «Актуальные задачи современной модели образования» (тема «Информатизация процесса обучения как составляющая нового качества школьного образования»).
- Публикация рабочей программы для 3 класса в Сети творческих учителей.
- Публикация рабочих программ для 3 и 4 классов, отдельных разработок уроков и проектных работ в сетевом образовательном сообществе Открытый класс.
- Обсуждение в блоге Открытого класса «Компьютер в начальной школе: урок, кружок или факультатив?»
- Публикация в образовательном сообществе Педсовет материала «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы».
3 этап: презентационно - контрольный (май 2010 г). Цель: подвести итог и выявить перспективы дальнейшей работы.
После подготовки полного пакета документов на заседании методического совета состоялся отчёт о результатах апробации модуля «Практика работы на компьютере» и разработка рекомендаций:
- о сроках и времени изучения модуля,
- о целесообразности использования учебников и пособий,
- о мерах по соблюдению преемственности в изучении «Информатики и ИКТ» между 4 и 5 классами ОУ.
Главным результатом реализации программы можно считать приобретение учащимися опыта использования информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности, и как следствие - повышение уровня качества начального образования.
Этот вывод подтверждают:
- уровень подготовки и защиты учащимися проектов;
- результаты тестирования;
- уровень выполнения практических работ;
- уровень самостоятельности при поиске информации в сети Интернет;
- результативность участия школьников, обучающихся по модулю, во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» (ученица 3 класса Курбатова Екатерина в 2008 – 2009 учебном году заняла первое место в регионе, сертификат от 3 февраля 2009 года).
Мониторинговые исследования показали, что уроки ИКТ для учащихся - самые любимые и ожидаемые. Прекрасно иллюстрированные учебники А.В.Горячева дают учителю возможность организовать полноценную учебную деятельность, а ученикам помогают без проблем усвоить новый материал. Кроме этого, практическую работу на компьютере можно рассматривать как универсальное учебное умение, с успехом применяемое на других уроках. И дети, и родители считают новый предмет необходимым не только сейчас, но и в дальнейшем.
Рисунок 1 Интересные предметы
Рисунок 2 Необходимые предметы
В «Открытом классе» мною создано сообщество «Модуль «Практика работы на компьютере», где уже помещена часть практических материалов: программы, планирование уроков, конспекты и презентации, проекты.
Полный текст отчёта о ходе эксперимента можно прочитать на сайте «Открытый класс» среди материалов сообщества «Муниципальные научные лаборатории Саратовской области».
Ссылки на мои материалы:
|