Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Козлицкая И.В. Реализация экспериментальной работы по теме «Информационно – коммуникационные технологии в начальной школе»

Автор: 
Козлицкая Ирина Владимировна
Место работы: 
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области»

 

Реализация  экспериментальной работы по теме «Информационно – коммуникационные технологии в начальной школе»

 

Аннотация: Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,  является необходи­мым условием достижения нового качества образования. Государственные образо­вательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-ком­муникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.  Именно поэтому было  выбрано следующее направление экспериментальной работы творческой группы учителей начальных классов: «ИКТ в начальной школе». 

Руководитель эксперимента:   Козлицкая Ирина Владимировна. Экспериментатор-исполнитель:  Ульман Вера Трофимовна. Эксперимент начат 29 августа  2008 года, завершен – 25 мая 2010 года. Численность учащихся: 22 ученика (3 класс – 12, 4 класс – 10).

 

Цель эксперимента:  апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:

  • Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
  • Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе  учебников  А.В.Горячева  «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
  • Создание электронного пакета документов, необходимых учителю начальных классов для организации обучения  младших школьников работе на компьютере.

Реализация эксперимента осуществлялась поэтапно:
1этап: организационно - подготовительный (первое полугодие 2008-2009 г)
Его содержание: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы, изучение программ начального общего образования, Базисного учебного плана и Федерального перечня учебников, повышение квалификации на курсах и семинарах на базе СарИПКиПРО.
Завершился этап разработкой  рабочих программ по Технологии (модуль «Практика работы на компьютере») для учащихся 3 и 4 классов.
Программы модуля   «Практика работы на компьютере» рассчитаны на 17 часов  в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере.
При реализации программ  используются  следующие технологии обучения:

  • Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
  • Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа  их деятельности).
  • Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
  • Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Изучение каждой темы  предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых  учащимися  с  помощью изучаемых технологий. Работая над проектами, в 3 классе ученики издают справочник  «Что умеют компьютеры», создают диафильм для малышей «Рукавичка». В 4 классе темы проектов тесно связаны с уроками истории (буклет «Выдающиеся полководцы России»), окружающего мира и технологии (картотека комнатных растений), литературы (проект «Памятник литературному герою»),  внеурочной деятельностью (проект «Новогодняя газета»,  мини-журнал  «Молочные реки, кисельные берега …»).

Реализация программ предполагает наличие необходимой материально-технической базы: в настоящее время в  двух кабинетах начальной школы имеются  3 компьютера, 1 ноутбук Toshiba, 1 принтер-сканер HP, 2 проектора, 1 экран, 1 интерактивная доска Clasus. В кабинете информатики: 8 ПК учащихся и  ПК учителя, соединённых в локальную сеть; проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, модем.
2 этап: содержательно - деятельностный (январь 2009 – май 2010 г).
Его цель:
отработка основных направлений деятельности эксперимента, обеспечивающих его реализацию, куда входят:

  • Апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс УМК   А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
  • Организация проектной  деятельности в школьной информационной среде.
  • Подготовка к изданию материалов, отражающих результаты проводимых исследований (подробных конспектов уроков, презентаций, электронных и печатных тестов, проектных работ учащихся).
  • Для того чтобы учитель начальных классов мог вести уроки информатики в начальной школе, ему нужно овладеть определёнными умениями и навыками работы на компьютере: с текстовым и графическим редактором, программой для создания презентаций и тестов и т.д. Кроме того, обязательным является умение работать в сети Интернет. Поэтому важной составляющей экспериментальной работы является  информационно – консультационная деятельность: доклады на заседаниях МО и методсовета, мастер-классы, открытые уроки.
  • Доклад на   заседании  МО учителей начальных классов «Модуль  курса «Технология» «Практика работы на компьютере» (2008 год). – Козлицкая И.В.
  • Мастер-класс «Анимационные и звуковые эффекты в мультимедийной презентации» (2008 год). – Ульман В.Т.
  • Мастер-класс «Создание теста на основе шаблона – презентации в программе MS PowerPoint» (2009 год). – Козлицкая И.В.
  • Открытое итоговое мероприятие по информатике в 3 классе «Лучший знаток информатики» (май 2009 года). – Козлицкая И.В.
  • Мастер-класс «Работа в сетевом образовательном сообществе» (2009 год). – Козлицкая И.В.
  • Открытый урок в 3 классе с использованием интерактивной доски (2010 год). – Ульман В.Т.
  • Немаловажными мы считаем и такие  мероприятия, какобмен опытом и его распространение  через выступления на конференциях и форумах, публикации в сетевых образовательных сообществах «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Открытый класс»:
    • Выступление  на конференции «Актуальные задачи современной модели образования» (тема «Информатизация процесса обучения как составляющая нового качества школьного образования»).
  • Публикация рабочей программы для 3 класса в Сети творческих учителей.
  • Публикация рабочих программ для 3 и 4 классов, отдельных разработок уроков и проектных работ в сетевом образовательном сообществе Открытый класс.
  • Обсуждение в блоге Открытого класса «Компьютер в начальной школе: урок, кружок или факультатив?» 
  • Публикация  в  образовательном сообществе Педсовет  материала «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы».

3 этап: презентационно - контрольный  (май 2010 г).
Цель: подвести итог  и  выявить перспективы дальнейшей работы.
После подготовки полного пакета документов на заседании методического  совета состоялся отчёт о результатах апробации модуля «Практика работы на компьютере» и разработка рекомендаций:

  •  о сроках и времени изучения модуля,
  •  о целесообразности использования  учебников и  пособий,
  •  о мерах по соблюдению преемственности  в изучении «Информатики и ИКТ»  между 4 и 5 классами ОУ.

Главным  результатом  реализации программы можно считать  приобретение  учащимися опыта использования информационных технологий в учебной и внеурочной  деятельности, и как следствие - повышение уровня качества начального образования.
Этот вывод подтверждают:

  • уровень подготовки и защиты учащимися проектов;
  • результаты тестирования;
  • уровень выполнения практических работ;
  • уровень самостоятельности при поиске информации в сети Интернет;
  • результативность участия школьников, обучающихся по модулю, во Всероссийском  игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» (ученица 3 класса Курбатова Екатерина в 2008 – 2009 учебном году заняла первое место в регионе, сертификат от 3 февраля 2009 года).

Мониторинговые исследования показали, что  уроки ИКТ для учащихся   - самые любимые и ожидаемые. Прекрасно иллюстрированные учебники А.В.Горячева дают  учителю возможность организовать полноценную учебную деятельность, а ученикам  помогают без проблем усвоить новый материал. Кроме этого, практическую работу на компьютере можно рассматривать как универсальное учебное умение, с успехом применяемое на других уроках.  И дети, и родители считают новый предмет необходимым не только сейчас, но и в дальнейшем.


Рисунок 1  Интересные предметы


Рисунок 2 Необходимые предметы

В «Открытом классе» мною  создано сообщество «Модуль «Практика работы на компьютере», где уже помещена часть практических материалов: программы, планирование уроков,  конспекты и  презентации, проекты.
Полный текст отчёта о ходе эксперимента можно прочитать на сайте «Открытый класс» среди материалов сообщества «Муниципальные научные лаборатории Саратовской области».

Ссылки на мои материалы:

  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id       
  • Козлицкая И.В. Рабочая программа по технологии (ИКТ)
    http://it-n.ru/attachment.aspx?id=47260
  • Метод проектов в начальной школе:
    проект «Создание диафильма» http://www.openclass.ru/lessons/53386
    проект «Что умеют компьютеры» http://www.openclass.ru/lessons/65347
  • Моё сообщество "Модуль  Практика работы на компьютере" http://www.openclass.ru/communities/100302
  • Программа по технологии  (модуль "Практика работы на компьютере", 3 класс). http://www.openclass.ru/drupalit/count-vote/53904/1
  • Программа по технологии  (модуль "Практика работы на компьютере", 4 класс). http://www.openclass.ru/stories/65329

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн