Место работы:
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №3 г. Кулебаки, Владиирская область
Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру»
Чтобы школа успешно выполняла социализирующую функцию, нужно,
чтобы каждый учащийся мог чувствовать себя успешным.
В настоящее время Система «Дневник.ру» объединяет инструменты социальной сети и функции электронного документооборота, обеспечивающие широкую поддержку и сопровождение образовательного процесса. Особо отметим электронный дневник ученика, журнал учителя, расписания, домашние задания, электронную библиотеку, словари, переводчики, инструментарий быстрого создания школьных сайтов, а также средства внутришкольного контроля.
«Апробация Системы «Дневник. ру» (Региональный пилотный проект, письмо Министерства образования № 316-01-52/787 «Об участии в апробации сервисов сайта Дневник.ру». ) Научный руководитель: Л.А. Шевцова, зав. кафедрой информационных технологий, канд. пед. наук.
Значимые результаты участия школы в пилотном проекте:
- по итогам апробации Системы «Дневники.ру» МБОУ СОШ № 3 в 2010 году вошла в десятку активных участников на федеральном уровне;
- в 2010-2011 учебном году к Системе «Дневники.ру» подключена вся школа;
- обучены педагоги, школьники и их родители основным навыкам работы по использованию сервисов Системы.
Важно, чтобы электронные журналы и дневники были не только информационными сервисами, но еще и факторами развития информационно-образовательной среды школы в целом.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру» позволяет учителю, ученику и даже родителям эффективно взаимодействовать с целью повышения качества образования. Такое использование Системы направлено на получение образовательного знания детьми в процессе взаимодействия с учителем.
Информационное обеспечение проекта способствует непрерывности воспитательной работы школы и делает образовательную систему открытой и понятной родителям и общественности, способствует достижению главного результата работы школы: подготовка личности выпускника – гражданина России 21 века. Создание и внедрение системы инновационной образовательной деятельности, направленной на формирование престижа образования в школе и в целом в обществе, устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности педагогической деятельности, укрепления взаимоотношений субъектов информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения, а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).
Удобства сервиса
Сервис удобен тем, что каждый ребенок может в удобное для него время зайти в группу, где организовано обучение и выполнить задание очередного занятия, а также при необходимости вернуться к уже изученному материалу. В рамках каждого занятия участник получает как лекционный материал, так и тренировочный (упражнения или тесты). Для качественного выполнения заданий можно обратиться к таким сервисам Системы, как «Медиатека», «Словари», «Литература».
Удобный инструментарий сервиса «Тесты» позволяет учителю подготовить любой тест в режиме on-line (с разными вариантами ответов, с необходимым количеством попыток работы с тестом и др.). Школьник, работая с такими тренировочными заданиями, может не только сразу узнать результаты, но и при необходимости пройти тест еще раз.
Обратная связь
Организована обратная связь: регулярная рефлексия по итогам каждого занятия на форуме учебной группы, где школьники обмениваются мнениями о формах работы, об уровне сложности заданий. К диалогу приглашаются и родители, участники Системы «Дневник.ру».
Использование сервиса электронных дневников и журналов для организации дистанционного обучения - это удачная форма сотрудничества с детьми
Возможные проблемы и их решения
Если итогов работы размещаются школьниками в общей папке занятия, то существует риск «списывания». Избежать этого можно двумя способами: 1) учитель оперативно извлекает из общей папки работы для проверки и вывешивает итоги только, когда все участники выполнили задания; 2) ребенок сразу направляет работу в личный кабинет учителя.
Как известно, риск «списывания» существовал всегда и в традиционных формах обучения. Лучшим решением любой проблемы является ее профилактика, а в данном случае – работа над повышением мотивации к самому процессу обучения.
Эффективность
Школьник выполняет задания самостоятельно, при необходимости привлекает всевозможные цифровые образовательные ресурсы и сервисы в рамках Системы «Дневник.ру».
Школьник получает самостоятельно образовательные знания и приобретает новые компетенции, востребованные в информационном обществе.
Учитель непрерывно совершенствует профессионализм и ИКТ-компентентность.
Гибкая система дистанционного обучения позволяет регулировать и корректировать процесс индивидуализированного обучения школьника.
Программа внеурочного дистанционного курса по русскому языку «Готовимся к ГИА по русскому языку» для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной средней школы, которую мы внедряем в нашем лицее, ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе на основе использования сервисов Сети Интернет. Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
В отличие от других предметных областей, русский язык выступает перед учащимися как активно используемый инструмент коммуникации, поэтому освоение модулей программы дистанционного обучения «Готовимся к ГИА по русскому языку» - это хорошая возможность развития информационной и коммуникационной компетентности современного подростка, необходимой для освоения разных предметных областей.
Цель программы: формирование личности подростка, способного осуществлять ответственный выбор собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования в школе.
Задачи программы:
- подготовить школьников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе и к продолжению обучения в старшей школе;
- сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
- создать условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса по предмету на основе использования сервисов Сети Интернет;
- способствовать самостоятельному развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, его успешному продвижению в образовательном процессе и самореализации в образовательных видах деятельности;
- сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить безопасность подростка при работе в социальных сетях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 14-15 лет.
Направленность программы: общеинтеллектуальное развитие личности
Содержание программы направлено на формирование престижа образования в школе и в целом в обществе, устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности инновационной педагогической деятельности, укрепления сотрудничества всех субъектов информационно-образовательной среды современной школы, а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).
Формы организации деятельности
Дистанционное обучение как внеурочная форма освоения содержания предметной области (русский язык) предполагает организацию работу на основе определенных типов заданий:
- лекция (изучение методических материалов занятия, работа над вопросами);
- практика (выполнение тренировочных упражнений, заданий открытого типа и тестов on-line).
Основные формы сотрудничества учителя и обучающегося: консультирование, участие в блогах и форумах сетевого сообщества, проведение виртуальных конференций, вебинаров (в среде Микого), рефлексия.
Участие семьи подростка в процессе рефлексии обучения (через систему блогов и форумов учебной группы в Сети Интернет) – один из компонентов процесса дистанционного обучения.
Компетенции современного человека, на формирование которых направлена траектория развития «Школы – инновационного ресурсного центра развития личности»:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
На основе теоретических разработок коллективом школы выработана модель выпускника «Школы – инновационного ресурсного центра развития личности»: имеет созидательный тип личности, занимает активную жизненную позицию, направленную на развитие своей страны, обладает широким кругозором, способен проектировать свои социальные стратегии, готов обучаться в течение всей жизни и самостоятельно выбирать и обновлять свой профессиональный путь, вырабатывает при анализе факта или текста собственное отношение, умеет собирать, анализировать, интерпретировать, использовать информацию и создает информацию, предъявляет информацию, следуя принятым нормам коммуникативной культуры и используя возможности, предоставляемые системами информационных технологий, управляет информационными ресурсами, умеет переориентировать их в зависимости от поставленных целей, наращивает способность к обучению, к работе с саморазвивающимися системами.
Приоритетные черты портрета
учителя |
Приоритетные черты портрета
родителя
|
профессионал, мастер, коллега, консультант, эксперт, тьютор, психолог, менеджер
|
компетентный, сознательный, активный, информированный, вовлеченный, инициативный
|
|