Официальный сайт welinux 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Солодов С.Л. Проблемы информатизации образовательного процесса в школе при пенитенциарном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ

Автор: 
Солодов С.Л.
Место работы: 
учитель информатики 1-й квалификационной категории ГКВСОУ ВО «Вечерня (сменная) общеобразовательная школа №13 г.Владимир»

Проблемы информатизации образовательного процесса в школе при пенитенциарном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ

 

В работе поднимаются вопросы, связанные с особенностями процесса информатизации образовательного процесса в вечерней школе при пенитенциарном (исправительном) учреждении

 

Введение

 

Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13 г. Владимира» была учреждена при ИУ ОД 1/5 в 1963 году. «ВСОШ №13 г. Владимира» - специфическое звено системы вечернего образования взрослых.

 

ГОВСОУ «ВСОШ №13 г. Владимира» - единственное образовательное учреждение  в РФ, которое работает с учащимися-осужденными в возрасте до 30лет и имеет учебно-консультационные пункты (УКП) на всех режимах содержания осуждённых: общем, строгом, тюремном.

 

По данным социального паспорта школы на 1 сентября 2012 года:

    • впервые осуждены – 10%;
    • неоднократно судимы – 80%;
    • осуждены за тяжкие преступления (убийство, грабеж,  разбой, изнасилование, хранение и распространение наркотиков) – 82%.

 

Многие учащиеся считают себя невиновными, отличаются инфантилизмом в отношении к жизни, бравируют своим отрицательным опытом, мало кто считает наказание справедливым, негативно относятся к учёбе и работе. Для большинства характерна замкнутость, агрессивно-нетерпимое отношение к элементарным требования дисциплины и порядка, самоконтроль ослаблен. Можно уверенно говорить о низком уровне культуры, включая и культуру речи (неосознанное применение ненормативной лексики). Преобладает потребительское отношение к школе, желание развлечься, а не трудиться, что в значительной мере объясняется  отрицательным  опытом посещения школы «на воле». Способности и навыки интеллектуальной деятельности достаточного развития не получили, а носят отрывочный характер, что затрудняет восприятие и осмысление учебного материала. У большинства утрачены или искажены нравственные ценности.

Многие обучающиеся бывшие воспитанники детских домов, социально-запущенные дети и подростки. Нередко они имеют отрицательный жизненный опыт и опыт обучения в общеобразовательных школах, большой перерыв в учёбе, порой до 15 лет. Они в значительной мере оторвались от учебной среды, им предстоит вновь научиться быть учениками. Как следствие, у большинства учащихся существенные пробелы в знаниях программного материала, что вызывает психологический дискомфорт. Дидактическая запущенность сопровождается рядом психологических проблем: плохо усвоенным (или забытым) учебным материалом  в сочетании с угасанием учебных навыков, низкой мотивацией к учёбе, возникновением психологических барьеров типа «ученик – учебная деятельность», «ученик - учитель», выпадение успешности обучения из категории главных способов и показателей самоутверждения личности, повышением личностной тревожности. В результате – девиантное поведение, что осложняет процесс социализации личности.

 

Информатизация образовательного процесса

Факторы,  влияющие на процесс информатизации

Факторы, оказывающие влияние на внедрение информационных технологий в образовательный процесс в школе при пенитенциарном учреждении можно разделить на группы:

  • факторы, связанные с режимом содержания учащихся в пенитенциарном учреждении;
  • экономические факторы (финансирование процесса информатизации);
  • организационные;
  • кадровые.

В отличие от городских общеобразовательных и даже вечерних школ процесс информатизации, в вечерней школе при пенитенциарном учреждении, кроме контингента обучающихся, о чём упоминалось выше, отличается и условиями внедрения в учебный процесс ИКТ.

Эти условия диктуются, прежде всего, тем, что учащиеся – осужденные по приговору суда лишены свободы и ограничены в способах получения информации. Так, например, они лишены возможности получения информации через сеть Интернет (включая мобильный). Это обусловлено, прежде всего, запретом по режимным соображениям на подключение средств вычислительной техники к сети Интернет в зоне расположения спецконтингента, а также запретом на размещение в таких зонах компьютеров типа «Ноутбук». Возможность создания только локальной сети в классе, невозможность интеграции в сеть учреждения (по тем же режимным соображениям) и тем более невозможность подключения к сети Интернет (следовательно, к подавляющему большинству образовательных ресурсов) приводит к необходимости адаптировать размещенные в сети цифровые образовательные ресурсы к использованию в условиях школы или разрабатывать их самостоятельно совместно с учащимися.

Другим немаловажным фактором является то, что учреждение относится к типу государственных, казённых и, следовательно, не имеет возможности зарабатывать внебюджетные средства, которые можно было бы направить на развитие информационной инфраструктуры учреждения и совершенствование его материальной базы. Расширение в последнее время количества учебно - консультационных пунктов (ИК-4 в Вязниках и Т-2 во Владимире) не позволяют в должной мере обеспечить насыщение мультимедийными комплексами иных, кроме информатики, кабинетов, т.к. вновь приобретаемое оборудование позволяет обеспечить лишь минимальные потребности УКП для преподавания информатики и ИКТ.

Ещё одним фактором сдерживающим информатизацию образовательного процесса в школе при пенитенциарном учреждении является вынужденная необходимость учителей использовать в своей работе (как по причине недостаточного насыщения учебных аудиторий соответствующим технологическим оборудованием, так и отсутствием доступа к информационным Интернет-ресурсам) традиционные формы подачи учебного материала. В последнее время администрацией школы многое делается для того, чтобы за счет организационных мер (прежде всего, за счет расписания) обеспечить учителям предметникам возможность работы в кабинете информатики с соответствующим мультимедийным оборудованием. В рамках программы модернизации общего образования в ближайшее время мультимедийным комплексом будет оборудован ещё один класс.
 

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

В сфере образования компьютер завоёвывает прочные позиции.

Основой использования компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения. Все внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения. 

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей.
Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших принципов их применения.

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

Можно отметить один из самых востребованных способов использования ЦОР, когда они применяются непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Здесь ЦОР помогают учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено и на уроке, и при подготовке к нему, особенно если преподаватель использует, например, собственные презентации. ЦОР могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы возможно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов.

Большие возможности открываются перед учащимися в плане самостоятельной разработки ЦОР под руководством учителя. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. При таком методе использования ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.

Еще одним  немаловажным направлением работы по информатизации образовательного процесса в школе является создание тестов-презентаций (примером может служить «Test «At the map of world» по английскому языку) и предметных тестов на основе программы MyTest, анализ текстовых презентаций с помощью программы «Текстозавр». Для учащихся – осужденных такая форма тестов наиболее приемлема, т.к. исключает публичную оценку их знаний классом, и является для них психологически наиболее комфортной.

Использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных имеющихся в школе ресурсов, а при систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для учителей, так и для учеников.

Ещё одним возможным методом использования ЦОР в школе является их применение при выполнении лабораторных работ и практических занятий, что является частью некоторых курсов школьной программы. Конечно, подобное использование ЦОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат опыта или эксперимента является виртуальным; виртуальная демонстрация эксперимента не позволяет ему выполнить работу своими руками, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. В то же время такой подход к организации лабораторных и практических работ в условиях школы в ряде случаев является практически единственным (например, на уроках химии).
Полноценное использование ЦОР в школе позволяет сочетать традиционные методы организации образовательного процесса с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.

Если с ЦОР по предметам естественно-научного цикла дело обстоит более-менее благополучно, то учителям гуманитарного цикла в значительной степени приходится разрабатывать предметные ЦОР самостоятельно или в совместно с учащимися, в достаточной степени, овладевшими ИК технологиями. О том, что информационная компетентность учащихся, приходящих в школу, бывает подчас просто полярной (от полного отсутствия знаний и навыков работы на компьютере до владения основами программирования) лишний раз не стоило бы говорить, если бы не одно обстоятельство. Если ещё 7-8 лет назад количество учащихся, знакомых с компьютером не превышало 10-12% (да и то это был в основном «игровой» опыт), то сегодня в результате того, что преступность «молодеет», а количество электронных гаджетов на душу населения в городах достаточно велико, число владеющих компьютером достигает 80-85%, а 15-20% владеют компьютером и основным программным обеспечением на хорошем уровне и способны выполнять самостоятельно работы на некоторых этапах по созданию ЦОР. Это в свою очередь предъявляет повышенные требования к информационной компетенции учителя.

Поскольку создание некоторых ЦОР требует коллективных усилий учащихся и одного или даже нескольких учителей, наиболее результативной оказывается практико-ориентированная деятельность учащихся. В этом случае учителями прорабатывается концепция будущих ЦОР, форма и способ подачи материала в электронном виде. У учащихся появляется понимание нужности и полезности той работы, которую они выполняют. Кроме знания предмета, требуется соответствующая информационная компетентность. Не только у ученика, но и у учителя появляется устойчивая мотивация на овладение информационными технологиями по предмету. По этой причине в школе учителем информатики регулярно проводятся групповые и индивидуальные консультационные занятия с педагогами по вопросам работы с установленным на компьютерах программным обеспечением, демонстрации на уроках программных продуктов, разработки и создания собственных цифровых образовательных ресурсов, получения информации посредством Интернет-технологий.

В заключение несколько слов необходимо сказать об использовании кросс-платформенных приложений, работающих как под управлением ОС Windows, так и Linux, которое в соответствии с программой информатизации школы установлено на всех учебных компьютерах, а приложение OpenOffice.org и на компьютерах администрации. Освоение приложения OpenOffice.org со стороны педагогического коллектива вызвало значительно больше проблем, чем со стороны учеников, для которых такой переход оказался практически незаметным. Этот факт ещё раз демонстрирует насколько важно для педагога владеть современными технологиями в образовании. В противном случае он рискует отстать не только от коллег-учителей, но и от учеников.

 

Выводы

  • информатизация образовательного процесса в наибольшей степени коснулась предметов естественно -научного цикла и информатики в значительной части потому, что в этой области подготовлено наибольшее количество ЦОР, как в Интернете так и вне его. Учителя –предметники естественно-научного цикла оказались наиболее подготовленными как к использованию существующих ЦОР, так и в подготовке собственных разработок. Однако, в школе был найден разумный компромисс в работе с учителями гуманитарного цикла предметов (литературы, истории, иностранного языка). С помощью учащихся в достаточной степени овладевших ИК технологиями учителя гуманитарного цикла создают отвечающие современным требованиям презентации и видеофрагменты по предметам гуманитарного цикла и для внеклассной работы.
  • подготовлены и прошли апробацию электронные тестовые задания по предметам естественно-научного цикла (информатика, география, математика) и английскому языку;
  • начата разработка школьных цифровых образовательных ресурсов по предметам: история, английский язык, география, литература, информатика, внеклассная работа.
  • успешное развитие процесса информатизации в школе невозможно представить без постоянного повышения уровня информационной компетентности учителей и администрации, для чего в школе разработана и реализуется «Программа информатизации», а также постоянно действующие консультации для учителей – предметников как по вопросам ИК технологий, так и создания новых предметных ЦОР.
  • в условиях принятия нового «Закона об образовании» и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на одно из первых мест выступает вопрос профессиональной и, прежде всего, информационной компетентности педагогов. Для воспитания поколения, которое может и хочет постоянно учиться, педагогу необходимо самому постоянно находиться в процессе совершенствования своих знаний. Необходимо учитывать то обстоятельство, что результатом работы ученика в новых условиях должен стать не аналоговый, а цифровой (медийный) продукт. И это относится даже в большей степени к традиционным предметам учебного плана, нежели к информатике. Это обстоятельство предъявляет к учителям-предметникам повышенные требования в части умения работать с мультимедийным программным обеспечением. Переход на свободное программное обеспечение ещё больше обострит эту ситуацию. Одной компьютерной грамотности становится недостаточно.

21.11.2012


Поиск

Loading

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн