Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Submitted by Ирина Александровна Пронина on Tue, 18/12/2012 - 20:51
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока: повторение изученного об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
1) образовательные:
· создать условия для повторения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном
· способствовать формированию умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
2) развивающие:
· развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
3) воспитательные:
· Способствовать воспитанию любови к языку через выразительные возможности прилагательных, пониманию эстетической функции слова, активному использованию прилагательных в устной и письменной речи.
Тип урока: урок повторения пройденного
Методы и приемы, используемые в ходе урока:
· наглядно – иллюстративный
· проблемный
· частично – поисковый
Оборудование:
· доска
· мультимедийный проектор
· ноутбук
· презентация
Литература:
· учебник «Русский язык» для 6 класса,
· поурочные разработки по русскому языку для 6 класса (Г.А.Богданова),,
· тексты из художественной литературы
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие
Чтение эпиграфа. (1 слайд)
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
II. Мобилизующий этап.
ПРОБЛЕМА: Возьмите в руку карточку. Действительно, какую?
Почему вы задали мне этот вопрос?/т.к. я не назвала признак, не дала характеристику предмета.
Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
III. Формулирование темы, цели и задачи урока:
· Сформулируйте тему урока (2 слайд)
/ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ/
· Скажите, вы уже знакомы с именем прилагательным или это новое для вас? Возьмите в руки желтую карточку и по опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока (3 слайд).
Опорные фразы:
Повторить …
2. Учиться .…… ..….. в речи, в тексте.
3. Определить ….. роль …. в … . (5 слайд)
IV. Актуализация знаний учащихся.
Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.
Митрофан лениво подает книгу Правдину.
Правдин (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что вы знаете из грамматики?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон, у чулана шеста неделя стоит не навешана, так она покамест существительна…
Стародум. Так, по твоему слово «дурак» прилагательное, потому что приложено к глупому человеку?
Митрофан. И верно.
Простакова. Ну, каково, мой батюшка?
Простаков. К
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
· Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
· Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.
· Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается) (6 слайд)
· К словам какой части речи прилагается прилагательное?
· Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)
· Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.
V. Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение 1. Красная карточка.
· Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе)
· Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).
· Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?
Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.
Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.
· Сколько прилагательных в тексте? Зачем так много? (чтобы указать отличительные признаки лося)
· Из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное:
Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
Неслучайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Упражнение 2. Возьмите в руки зеленые карточки, прочитайте текст.
Все понятно? Почему? Что заметили?(не хватает прилагательных, которые бы пояснили, уточнили, охарактеризовали предметы)
Вначале текст читается без имен прилагательных, затем – авторский текст.
Майский вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек.
Я лишь не прочитала последнее предложение. Потому что я не знаю, какие окончания должны быть у прилагательных. Помогите мне. Почему именно такие окончания? На что ориентируемся?
Ослепительной змейкой блеснула молния, и над головой оглушительными раскатами прокатился гром.
(10 слайд)
Какой текст понравился больше? Почему? (полнее, яснее)
Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Упражнение 3.
· Выпишите из 3 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.
Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки.
Запишите предложение в тетрадь.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Какими членами предложения являются прилагательные?
Упражнение 5.
У меня в руках текст, в котором, как и в предыдущем, пропущены прилагательные. Назовите любые прилагательные. А теперь я прочитаю текст.
В ________городе, на _______ улочке жили-были ______ бабушка и ______ внучка Наташа.
Домик их был ______ , окошки _______ , крыша______ , а во дворе росло _____ деревце.
Пошли как-то бабушка и Наташа в _______ лес. Насобирали они _____грибов и ______ ягод. Пришли домой и не знают, что делать с ________ грибами и ________ ягодами. Потому что таких грибов и ягод в природе не бывает.
А почему?
VII. Обобщение
В соответствии с планом (голубая карточка) составьте высказывание на тему: «Имя прилагательное».
VIII. Итог урока.
Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
Оценки.
Д.з.: упр.269 стр.111, повторить теор. материал в рамочке.
И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного: