Submitted by Татьяна Иннокентьевна Власова on Sat, 08/12/2012 - 20:36
Занятие по математике c элементами информатики
Название ресурса «Анализ текстов задач с помощью чертежа»
Предмет: математика, 1 класс
Цель: конкретизировать способ решения задач на целое и части с помощью чертежа; учиться относить искомое число к целому или части и выбирать соответствующее действие
Проект урока:
Создание учебной ситуации
Чтение учителем задачи:
№ 6 стр. 104 (учебник «Математика. 1 класс» В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов и др. )
У Саши было 7 рыбок. Недавно ему купили ещё несколько рыбок, и у него стало 10 рыбок. Сколько рыбок купили Саше недавно?
- Что вы будете делать? (чертеж) Зачем? (чтобы правильно выбрать действие для решения задачи)
Выполняют чертеж (2-3 человека – на планшетах).
- Покажите действие пальчиками. Почему вычитание (или сложение)? Запишите решение (2-3 человека – на планшетах).
При проверке провокация!!! :
- Мы неправильно выбрали действие, ведь сказано: ему купили несколько рыбок, значит, рыбок стало больше, а мы вычитаем!
Составление алгоритма действий (операционный состав способа). Работа в группах – на одном компьютере.
- Что вы сейчас делали? Соберитесь в группы и подумайте, каким должен быть порядок действий при решении задачи с помощью чертежа. Откройте файл «План», постарайтесь расшифровать значки, которые там даны и составьте план действий при решении задачи.
Проверка – вывод одного-двух мнений на экран. Вопросы:
- Какая из групп сделала точно также? Кто хочет поспорить, задать вопросы?
При необходимости показываю свой вариант на слайде.
Выбор критериев оценивания. Самооценка.
- Если мы будем оценивать, как мы умеем решать задачи, то какие из указанных операций могут войти в оценочный лист?
- Я предлагаю вам оценить выполнение трёх операций (показ на слайде оценочного листа).
Читаю задачу (ловушка: целое больше части или известно только одно число)
У Саши было несколько рыбок. Он подарил часть рыбок Пете, и у него осталось 5 рыбок. Сколько рыбок было у Саши сначала?
После замечаний детей задача на слайде изменяется:
У Саши было 3 рыбки. Он подарил часть рыбок Пете, и у него осталось 5 рыбок. Сколько рыбок было у Саши сначала?
После высказываний детей еще раз изменяется условие:
У Саши было несколько рыбок. Он подарил 3 рыбки Пете, и у него осталось 5 рыбок. Сколько рыбок было у Саши сначала?
Дети самостоятельно выполняют чертеж, решают.
Проверка по слайду. При этом раздаются листы самооценки. Оценивают знаками «+» и «-». Вкладывают лист самооценки в тетрадь.
Физминутка (по необходимости) На слайде чертеж:
- Объясните, какое отношение имеет данный чертеж к нашему классу. (Д – девочки - часть, М- мальчики - часть, К – весь класс - целое)
Показываю элемент чертежа – прыгают девочки или мальчики или весь класс.
Другой вариант – элементы чертежа изменяют цвет на слайде.
Решение задач повышенной сложности
Работа в группах на компьютере.
- Выберите файл, договорившись в группе: задача «стоимостью» в 1 балл или задача на 5 баллов. (показ и чтение задач со слайда)
Распределите роли: оператор, чтец, помощники-консультанты, представитель группы, который будет отвечать.
Проверка – вывод мнений на экран.
Повторная самооценка – на задачах повышенной сложности.
Дополнительное задание группам, которые закончат раньше:
- Составьте похожую задачу.
- Переделайте эту задачу в задачу с «ловушкой».
Рефлексия:
- Чем занимались на уроке? Что нового добавилось?
- Оцените с помощью этой лесенки (на слайде), где находится наш класс в целом по решению задач с помощью чертежа?
- Кому понравилось работать сегодня в группе? Поблагодарите друг друга за работу.