Официальный сайт detisavve 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Челомбитко М.В. Использование интерактивной доски на уроках математики

Автор: 
Челомбитко Марина Владимировна
Место работы: 
МОУ СОШ № 7 п.Рассвет, Ставропольский край

 

Использование интерактивной доски на уроках математики

 

Методический паспорт проекта

1. Тема. «Использование интерактивной доски на уроках математики».

2. Адресация. Учителям-предметникам.

3. Руководитель Челомбитко М.В.

4. Участники Учащиеся МОУ СОШ № 7 (5-7 класс).

5. Особенности типа проекта.

По характеру результата: информационный.
По типу деятельности: практико-ориентированный.
По профилю знаний: межпредметный.
По уровню контактов: внутришкольный.
По продолжительности: средней продолжительности.

6. Цель проекта. Повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования интерактивного оборудования.

Задачи проекта

    1. Изучение мирового учительского опыта по использованию интерактивного оборудования в учебном процессе.
    2. Организация работы по его применению.
    3. Реализация творческого подхода в обучении.
    4. Организация исследовательской работы учащихся.
    5. Организация их проектной деятельности.
    6. Подготовка личности «информационного общества».

Ресурсы. Интерактивное оборудование: принтер, сканер, ксерокс, компьютер,  проектор, ноутбуки с подключением к сети Интернет, интерактивная доска.

Предполагаемые продукты. Повышение мотивации, качества знаний учащихся и уровня их коммуникативных компетенций.

Экспертная оценка проекта.

 

Пояснительная записка

Говоря об инновационных процессах в преподавании математики, прежде всего, надо остановиться на изменениях в целях и задачах современной школы.  Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая структура (набор) ключевых компетенций:

  • компетенция в сфере познавательной деятельности, основанная на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • компетенция в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива);
  • компетенция в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации и т.д.);
  • компетенция в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
  • компетенция в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

 

Цели математического образования
Основными целями математического образования являются:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
  • овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

 

Цели обучения математике конкретизируются в четырех группах компетентностей

  • Математическая (прагматическая) компетентность выпускника старшей школы предполагает, что он:
    - умеет использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни;
    - умеет грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке;
    - умеет пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
  • Социально - личностная компетентность:
    - владеет стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, строгостью;
    - умеет проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, аргументировать суждения;
    - умеет проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
  • Общекультурная компетентность:
    - понимает и умеет аргументировано объяснять значимость математики как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, воздействовать на иные области культуры, на совершенствование человека как homo sapiens;
    - имеет представление о различии требований, предъявляемым к доказательствам в различных областях науки и на практике, в математике, естественных и гуманитарных науках.
  • Предметно - мировоззренческая компетентность:
    - имеет представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знаний и практики;
    - владеет приемами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач и задач из смежных областей.

 

Цели обучения математике обусловлены гуманизацией и гуманитаризацией образования. Гуманизация образования предполагает "очеловечивание" знания, т.е. придание ему личностного смысла, учёт индивидуальных особенностей обучаемых. Термин "гуманитаризация образования" касается духовной культуры человека и соотносится с выражением не только объективированных рассуждений, но и самим ходом поиска, с исходными методологическими предпосылками, с "человеческим измерением" научного знания. Важные условия гуманизации математического образования - усиление мотивации и дифференциация обучения. Гуманитаризация образования предполагает вооружение школьников методами научного поиска, среди которых эвристические приёмы и методы научного познания.

С помощью психолого-педагогической диагностики и медицинских показаний выявляются все особенности ученика, формулируются конкретные цели обучения и составляется индивидуальная программа обучения математике. При формулировании конкретных целей необходимо учитывать общие цели обучения и общие цели обучения предмету - это результат обучения; личность ученика с его особенностями - это начальный этап обучения. Далее необходимо построить путь обучения, развития ученика средствами предмета математики от начального этапа к конечному результату, четко определяя иерархию целей. Изменение целей образования привело не только к изменению всей методической системы, но и заставило пересмотреть взгляды на показатели результативности педагогического процесса.
Сегодня это:

  1. Сохранение всех показателей здоровья учащихся.
  2. Уровень и качество образования:
    - достижение образовательных стандартов;
    - повышенный уровень образования;
    - овладение умениями учиться, учебно-познавательной деятельностью;
    - сформированная способность переноса знаний, их практическая направленность;
    - овладение учащимися ключевыми компетентностями

 

Обновленные цели и содержание образования требуют обновления методов и форм преподавания, поиска эффективных направлений и методик, новых педагогических технологий.  В моей практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем. А для эффективного их использования необходим опыт применения на уроках интерактивного оборудования.

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых. Сегодняшний день характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. В течение последних десяти  лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала. Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении.

 

Воплощение проекта

 

Актуальность инновационного проекта. Новый этап в образовательном процессе, современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества обусловили активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
Информационные технологии дают ожидаемый наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими.

Цель инновационного проекта. Повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования интерактивной доски.

Задачи инновационного проекта.

    1. Изучение мирового учительского опыта по использованию интерактивного оборудования в учебном процессе.
    2. Организация работы по его применению.
    3. Реализация творческого подхода в обучении.
    4. Организация исследовательской работы учащихся.
    5. Организация их проектной деятельности;
    6. Подготовка личности «информационного общества».

     Сроки реализации. 2009 – 2010 учебный год;
2010 – 2011  учебный год;
2011 – 2012 учебный год.     


   Инновационная база.

  1. Учитель математики Челомбитко М.В.
  2. Учащиеся  школы.
  3. Интерактивное оборудование: принтер, сканер, ксерокс, компьютер, проектор, ноутбуки с подключением к сети Интернет, интерактивная доска.

Этапы выполнения проекта
- подготовительный (май - август 2009 года);
- проектировочный (сентябрь - ноябрь 2009 года);
- диагностический;
- практический (январь 2010 - апрель 2011);
- обобщающий: промежуточный (май 2011 года);
итоговый (сентябрь 2011 – май 2012);
этап внедрения: с сентября 2012 года.


Критерии и показатели эффективности проекта


№ п/п

Критерий

Показатель

Прогнозируемый уровень

1.

Качество знаний учащихся, участвующих в проекте

Уровень качества знаний учащихся (контрольные срезы, тесты, ЕГЭ, ЕМЭ)

Высокий

2.

Информационная культура учащихся

Сформированность умений использования информационных технологий в самооценке, самообразовании учащихся (анкетирование, тестирование учащихся)

Выше среднего

3.

Информационная компетентность учителя

Авторские разработки уроков, методических рекомендаций, ЦОРов с последующей публикацией

Высокий

4.

Системное использование информационных технологий и интерактивного оборудования

Представление собственного опыта для учителей-предметников школы и района, его распространение

Консультант

Использование интерактивного оборудования позволяет заменить многие традиционные средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается эффективной, так как позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Интерактивное оборудование даёт возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски - комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учеником.

Я перечислю следующие виды образовательной деятельности, которые я применяю  при работе с  электронной интерактивной доской:
• работа с текстом и изображениями;
• создание  заметок с  помощью  маркеров;
• сохранение сделанных заметок для дальнейшего просмотра, сравнения или вывода на печать;
• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
• демонстрация  и  нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
• использование  встроенного  в  программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
• демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися.

Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я могу всецело завладеть вниманием учеников на всех уроках и получить возможность общаться с классом, продолжая работать с материалом. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание. Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронной интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения от одного прикосновения выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Следующее преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой было связано с тем, что некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда. Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь. Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Исследования показывают, что учащиеся лучше всего добиваются поставленных целей тогда, когда имеют возможность наблюдать, как это делает пользующийся в их среде уважением и симпатией человек... Благодаря электронной интерактивной доске, перед которой свои умения продемонстрировал признанный лидер класса, усвоение материала стало гораздо более желанным для всех остальных учеников. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям. Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, и они начинают уделять учебе больше внимания. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает творчески привлекать внимание и активизировать воображение учеников. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.

Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания моим объяснениям,  к тому же доска достаточно велика, ее видят  все. Теперь из желающих ответить выстраиваются целые очереди, я чувствую, что мои уроки стали более интересны и информативны. Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски очень полезно. Это помогает мне сконцентрировать внимание детей  в течение всего урока. Ребята всегда проявляют на уроке активность и действительно увлечены, когда я работаю с интерактивной доской. Могу сказать по личному опыту, что новый инструмент вызывает у них желание участвовать в работе и откликаться на действия учителя. Дети говорят, что гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно обсуждают задания со своими товарищами. Электронная интерактивная доска подталкивает к дискуссии, а также улучшает умение учеников излагать свои мысли. Педагоги постоянно стремятся отыскивать новые способы и приемы работы с учащимися. Многие из разработанных подходов могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. У меня есть возможность сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Эффективное использование всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети. Я  испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами. Большой интерес проявляют родители. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют дети на уроках, пробуют выполнить эти задания сами на доске, подходят после уроков, и дети демонстрируют им возможности доски. Как говорят дети, интерактивная доска - это супер! Трудно описать все её достоинства. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им интересно - это главное. Им нравится передвигать предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски.

Впервые с интерактивной доской я познакомилась в марте 2009 года, когда администрация нашей школы решила разместить её в кабинете, которым я заведую. Не скрою, была небольшая озабоченность по поводу реализации возможностей доски, ведь  не было опыта работы коллег по этому вопросу. Но решение пришло, как часто бывает, неожиданно. В сентябре ко мне должен был прийти очередной 5 класс. Детей к этому времени я уже немного знала, но хотелось пообщаться с ними, как говорится, напрямую, без учителя. Поэтому я пригласила их в апреле к себе в кабинет на необычный урок-знакомство. Надо было видеть их глаза, их восторг и азарт, дух соревнования и одновременно соучастия и благородства при работе с доской. Классный руководитель 4-го (в то ещё время) класса Рубинковская Е.Г. с удивлением сама смотрела на происходящее и отметила, что на уроке не было равнодушных, и даже «слабые» дети были очень активны и неузнаваемы с хорошей точки зрения. У меня родилась идея: в первую очередь на примере этого класса рассмотреть эффективность применения доски в течение трёх лет, провести соответствующую диагностику на «входе» и «выходе», определить результаты,  сделать выводы.

Приведу несколько преимуществ проведения уроков с помощью интерактивных средств обучения по сравнению с классическим уроком.


Этап урока

Урок с применением ИКТ

«Классический» урок

1. Проверка домашнего задания

1)Домашнее задание проверяется с помощью сканера.
Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют                        возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.
На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий.

2)  Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске.
При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «живая математика», что дает возможность, вращая, рассмотреть чертеж со всех сторон

 

1)Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается

 

 

2) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости (на уроках геометрии в 10-11 классах), не передает истинную картину, а, значит, возникает необходимость использования различных моделей.

  • Устная работа

Например, необходимо решить 5-7 несложных геометрических задач на нахождение определённых элементов; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач

На доску выводится готовый чертеж к задаче. Учащиеся при необходимости выполняют дополнительные построения и по полученному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного их нагромождения.
Поскольку чертежи выполнены в среде «живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с условием задачи, изменяя чертеж и рассматривая различные случаи. Это ведет к развитию геометрических представлений учащихся и лучшему пониманию темы

Возможны два варианта:
1.Чертежи подготовлены заранее
Достоинство: экономия времени на уроке.
Недостатки:
А) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче;
Б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.
2. Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач.
Недостаток: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты на каждый чертеж)

  • Объяснение нового материала

Если данная тема не очень хорошо или недостаточно полно изложена в учебнике, язык изложения слишком научен (что часто бывает), то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы и способы решения,  а также пояснительные примеры).
Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску.

Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам. Затем на доске приводятся примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради.
На диктовку в среднем тратится 5-7 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.
Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала или приведут к проблемам при решении заданий подобного типа

  • Первичное закрепление материала

Решение задач из учебника занимает одинаковое время как при работе с интерактивной доской, так и на классическом уроке

1)Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно  распечатать подборку примеров, а на доску вывести заготовленные заранее условия
2) Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы  решения одной  и той  же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь

1)Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока
2) Письменно решаются только 1-2 задачи, в крайне редких случаях -3 .
Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается

  • Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся

При выполнении заданий  по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.
Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения

Существует два способа организации этой части урока.
Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а два-четыре школьника (по одному-два человека от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске.
Затем эти задания комментируются.
При этом способе есть существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывает их с доски, а значит данный материал остается неотработанным.
2. Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.
При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени

  • Выдача домашнего задания и подведение итогов урока

1) Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток
2) Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

1) Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся, как правило, получают одинаковое задание.
2) Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,- это их тетради.
Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске

Дополнительные преимущества интерактивной доски

1) Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что:
-не надо стирать с доски;
-для решения новой задачи берется чистый лист;
-в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, так как сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, которые пропустили или не вполне хорошо освоили тему.
2)   На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.
3)  При введении новых понятий, с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике», задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее  отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.

Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).
При изучении тем, касающихся различных функций и их свойств, также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:

  1. Не чертить для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций. В результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор  самостоятельной работы учащихся на построение графиков функций в среднем на 5-6 минут.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений.

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но ее использование целесообразно даже в этом случае, так как позволяет использовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность)   учеников за счет новизны способа изложения материала.

Повышается интерес к математике в целом. Если в мае 2009 года (4 класс) своим любимым предметом  математику называли 42%  детей, то через год (в мае 2010, по окончании 5 класса) уже 58%. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что, в свою очередь, развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики, и мультимедиа технологий. Это я хочу доказать результатами проведённого мониторинга.
Из общих представлений о функциональной роли внимания и его связи с деятельностью следует, что успеваемость должна быть лучше у детей внимательных.

Экспериментально доказано, что высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Степень интеграции основных свойств внимания – объёма, устойчивости, концентрированности, распределения и переключения выше у хорошо успевающих учеников. Таким образом, чем выше уровень свойств внимания, тем эффективнее, как правило, ученик выполняет учебные задания. Учёными выявлено, что успеваемость по математике, в большей степени, чем по другим предметам, зависит от объёма внимания, представленного скоростным показателем – временем просматривания таблицы (тест Э. Ландольта – корректурная проба). Устойчивое внимание выступает как одно из обязательных условий, определяющих успешность в математике, определённую роль играют объём внимания и высокий моторный темп.

В мае 2009 года мне  была отчётлива видна разница у моих будущих пятиклассников в различии степени сформированности этих  всех свойств внимания. Изучение особенностей произвольного внимания в ходе проведённой диагностики по окончании 4 класса обнаружило большой диапазон индивидуальных различий. (Приложение 1). Дети значительно различались по показателям объёма, устойчивости и распределения внимания. Низкий уровень развития этого свойства ограничивает возможности этих детей при выполнении учебных заданий, и его тренировка в определённых пределах может способствовать улучшению успеваемости. Анализ проведённой первой диагностики выявил тех учеников, которым необходимо было уделить максимальное внимание. Им в дальнейшем мною при участии психолога школы Кирилихиной Н.И. были даны некоторые рекомендации и проводились индивидуальные тренинги по различным вопросам. Работа велась в течение года в тесном сотрудничестве с учителями, преподающими в классе. В мае 2010 года  промежуточная диагностика выявила положительную динамику.

Интересно, что различные стороны психомоторной деятельности по всем показателям абсолютно выросли. Но особенности есть. Через год работы по активному использованию, в первую очередь, интерактивной доски отмечался значительный рост   объёма внимания у детей со средним, ниже среднего и низким уровнем, а  показатели высокого уровня и выше среднего не изменились. Такие же характеристики выявила и диагностика по концентрации внимания. А вот темп переработки информации увеличился как у ребят с низким темпом, так и с высоким. И, наконец, хочется отметить в целом значительное развитие умственных способностей по сравнению с предыдущим годом. Осознаю, что ребята растут, получают значительное количество новой информации, но ведь её ещё надо и переработать. Думаю, что работа учителей школы (надеюсь, и моя в частности) им в этом помогла. Уверена, что помогла и интерактивная доска. Уровень качества знаний вырос с 61% (4 класс) до 72% (5 класс). Хочется также отметить, что наряду с этим прошедший год по результатам медосмотра не выявил ни одного ребёнка с заболеваниями органов зрения (два человека состоят на учёте у врача-окулиста с 6 лет). Этому, безусловно, помогает чередование видов деятельности на уроках, применение наряду с информационными технологиями новых педагогических технологий. 

Итак, применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.

Приложение:

Презентация

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн