Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



* Урок «Дворцовые перевороты»

Фото пользователя Наталья Валерьевна Ильина
Submitted by Наталья Валерьевна Ильина on чт, 29/11/2012 - 07:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ильина Наталья Валерьевна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ № 1" Петропавловск-Камчатского городского округа, учитель истории и обществознания

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

·         раскрыть особенности исторического периода;

·         охарактеризовать внутреннюю политику и внешнюю политику преемников Петра I;

·         развитие умения  характеризовать историческую личность;

·         формирование умения получать знания из различных источников.

·         сравнительный анализ политики эпохи дворцовых переворотов.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;
  2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX  века М.,: Дрофа, 2001
  3. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.: Эксмо, 2004
Используемая методическая литература: 

 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,CD-ROM. 2009

Полное издание реальных заданий ЕГЭ М.,ФИПИ, М.2008, с.163

Энциклопедия истории России, CD-ROM, электронное издательство «Коминфо»

Используемое оборудование: 

Историческая карта «Россия во второй половине XVIIIв.»;

Мультимедийный проектор;

Экран, компьютер, интерактивная доска;

Раздаточный материал (тексты исторических документов,  отрывки из работ историков).

Используемые ЦОР: 

Презентация «Дворцовые перевороты»;

Краткое описание: 
<p>Необходимо рассмотреть основные черты, причины особенности развития России 20-60 гг.XVIIIв. Познакомиться с генеалогической таблицей династии Романовых, определить, кто мог претендовать на российский престол после смерти Петра Великого. Рассмотреть предпосылки, причины и характер дворцовых переворотов.Определить, кто мог претендовать на российский престол после смерти Петра Великого. Обратить внимание на то, что влияние на политическое развитие страны недворянского сословия было незначительным. В этих условиях возрастала роль гвардии, выражавшей интересы дворянства. Отсюда дворцовый характер переворотов. 2. Дворцовые перевороты.Династический кризис и правление Екатерины I.Петр II - правление 1727- 1730 гг.Анна Иоанновна правление - 1730-1740гг.Иоанн Антонович - правление 1740-1741 гг.Елизавета Петровна правление - 1741-1761 гг.Петр III правление - 1761-1762гг. Заполнение таблицы: &quot;Эпоха дворцовых переворотов&quot;.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема  «Дворцовые перевороты» -

2 урока /профильный уровень – 10 класс/

 

Учебник: История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;

Тип урока: изучения нового материала, лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

·         раскрыть особенности исторического периода;

·         охарактеризовать внутреннюю политику и внешнюю политику преемников Петра I;

·         развитие умения  характеризовать историческую личность;

·         формирование умения получать знания из различных источников.

·         сравнительный анализ политики эпохи дворцовых переворотов.

Основные даты и события:
      17251727 гг. — царствование Екатерины I.
      17271730 гг. — царствование Петра II.
      17301740 гг. — царствование Анны Ивановны.
      17351739 гг. — русско-турецкая война.
      17401741 гг. — царствование Ивана VI Антоновича.
      17411761 гг. — царствование Елизаветы Петровны.
      17571761 гг. — участие России в Семилетней войне.
      17611762 гг. — царствование Петра III.
      1762 г. — Манифест о вольности дворянства.

Термины и понятия:
     Дворцовые перевороты- период в истории России, который характеризуется частой сменой правителей, борьбой за власть придворных группировок, которые опирались на гвардию.

 Гвардия – элитные воинские части.

Легальный - (от лат. legalis — законный), разрешенная деятельность какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию.

Кондиции — условия вступления на престол российской императрицы Анны Ивановны. Выдвинуты в 1730 г. Верховным тайным советом с целью ограничения монархии в пользу аристократической верхушки. Анна Ивановна приняла кондиции, позднее отвергла их и распустила Верховный тайный совет.

Персоналии:Екатерина I Алексеевна, Петр II, Анна Ивановна (Анна Иоанновна), Анна Леопольдовна, Э. И. Бирон, Елизавета Петровна, Иван VI Антонович, Б. К. Миних, Петр III Федорович, А. Г. Разумовский, П. С. Салтыков, Фридрих II Великий, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов.

Оборудование:

Учебник:  История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;

Историческая карта «Россия во второй половине XVIIIв.»;

Мультимедийный проектор;

Презентация «Дворцовые перевороты»;

Раздаточный материал (тексты исторических документов,  отрывки из работ историков).

Опрос: (10 мин.)

План изучения нового материала:

1. Причины и характер дворцовых переворотов.

 2. Дворцовые перевороты.

Изучение новой темы:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вводная беседа:

«Основные черты, причины особенности развития России 20-60 гг. XVIIIв.»

Правление Петра Великого открыло новый этап в развитии российской цивилизации. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на европейский манер.
     28 января 1725 г скончался Петр I, не успев сделать распоряжения о наследнике престола. По  выражению историка В.О.Ключевского этот период в истории России получил название “Эпоха дворцовых переворотов”.

      Вопросы к учащимся:

А.  Как Петр I предполагал решить вопрос о престолонаследии?

Б.   Можно ли считать указ о наследии престола 1722 г. причиной дворцовых переворотов?

Предваряя разговор о самих дворцовых, познакомимся с генеалогической таблицей династии Романовых, определить, кто мог претендовать на российский престол после смерти Петра Великого.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Учащиеся могут выделить претендентов: дочери Петра – Анна и Елизавета, дочь его брата-соправителя  Ивана – Анна, внук Петра Великого – Петр Алексеевич, жена – Екатерина Алексеевна (генеалогическая схема)

Формулируют совместно с учителем предпосылки, причины и черты дворцовых переворотов.

 

2

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

 

Постановка задания на урок: Заполнить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов», проанализировать и сделать вывод: «Какие изменения во внутренней и внешней политике в период дворцовых переворотов?», «Кто играл основную роль в дворцовых переворотах и почему?»

 

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

3

 

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного Iобъекта, предложение учащимся самим составить план.

Учитель предоставляет лекционный материал:

1. Династический кризис и правление Екатерины I;

 

2. Петр II -  правление 1727- 1730гг.;

 

 

3.Анна Иоанновна  правление - 1730-1740 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Иоанн Антонович - правление 1740-1741 гг.

 

 

 

 

 

5. Елизавета Петровна правление - 1741-1761 гг. Участие России в Семилетней войне.

 

 

 

6. Петр III     правление -  1761-1762гг.

 

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

 

Учащиеся по ходу всего объяснения материала заполняют таблицу: «Эпоха дворцовых переворотов», возвращаясь к генеалогической схеме и к вопросу о претендентах на престол

Сообщение учащегося:  «Александр Меншиков - «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».Работают с документом «Кондиции подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.». Вопросы к документу:

1. Какие ограничения накладывал документ на власть императрицы?

2. К кому переходила реальная государственная власть?

3. К каким изменениям государственного строя это могло привести?

 Работают с фрагментом из работы  историка Н.И. Павленко:

С1. Под каким названием вошёл в историю период, описан­ный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

С2. Используя текст документа и свои знания по курсу ис­тории, ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не уда­лось реализовать (укажите не менее трёх причин).

СЗ. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие до­воды он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

Самостоятельная работас текстом учебника и исторической картой  «Россия во второй половине XVIII в.».

Задание для самостоятельной работы:

Определить: причины войны, причины участия России в войне, выделить основные этапы войны, причины побед русской армии.

Работают с документом«Манифест даровании вольности российскому дворянству, 18 февраля 1762 г.». Вопросы к документу:1.Чем объясняет император необходимость введения Петром I обязательной службы дворян?

2. Опираясь на текст документа, назовите  причины  издания «Манифеста..» императором?

3.Какие права получали дворяне в соответствии с «Манифестом»?

 

 4

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от вывода в учебнике?Привели ли наши действия на уроке к решению поставленных задач?

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты деятельности на уроке.

 

II. Задание на урок
Заполнить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»

Правитель

Опора правителя

Внешняя политика

Внутренняя политика

Екатерина I

1725-1727

 

 

 

Петр II

1727- 1730

 

 

 

Анна

1730-1740

 

 

 

Иван Антонович

1740-1741

 

 

 

Елизавета Петровна

1741-1761

 

 

 

Петр III

1761-1762

 

 

 

Задания для закрепления материала:

1.             Проанализировать таблицу (дискуссия по вопросу о судьбе петровских реформ). На обсуждение выносятся следующие вопросы: как изменялось положение дворянства в изучаемый период? Можно ли считать, что политики эпохи дворцовых переворотов были продолжателями дела Петра Великого?

2.             Сделать выводы: «Какие изменения во внутренней и внешней политике в период дворцовых переворотов?», «Кто играл основную роль в дворцовых переворотах и почему?»

Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Домашнее задание:§47-48. Выполнить письменное задание: Сравните положение социальных групп в период царствования Петра Великого и в период Дворцовых переворотов. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий). Сделайте вывод.

Источники и ресурсы:

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,CD-ROM. 2009
  2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX  века М.,: Дрофа, 2001
  3. Учебник:  История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;
  4. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.: Эксмо, 2004
  5. Полное издание реальных заданий ЕГЭ М.,ФИПИ, М.2008, с.163
  6. Энциклопедия истории России, CD-ROM, электронное издательство «Коминфо»
Прикрепленный файл Size
Дворцовые перевороты (Ильина Н.В.).doc 131 KB
приложения.doc 51 KB
дворцовые перевороты.ppt 6.67 MB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество педагогов Камчатского края (региональный узел)

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн