Submitted by Наталья Валерьевна Ильина on чт, 29/11/2012 - 07:04
Тема «Дворцовые перевороты» -
2 урока /профильный уровень – 10 класс/
Учебник: История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;
Тип урока: изучения нового материала, лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
· раскрыть особенности исторического периода;
· охарактеризовать внутреннюю политику и внешнюю политику преемников ПетраI;
· развитие умения характеризовать историческую личность;
· формирование умения получать знания из различных источников.
· сравнительный анализ политики эпохи дворцовых переворотов.
Основные даты и события: 1725—1727 гг. — царствование Екатерины I. 1727—1730 гг. — царствование Петра II. 1730—1740 гг. — царствование Анны Ивановны. 1735—1739 гг. — русско-турецкая война. 1740—1741 гг. — царствование Ивана VI Антоновича. 1741—1761 гг. — царствование Елизаветы Петровны. 1757—1761 гг. — участие России в Семилетней войне. 1761—1762 гг. — царствование Петра III. 1762 г. — Манифест о вольности дворянства.
Термины и понятия: Дворцовые перевороты- период в истории России, который характеризуется частой сменой правителей, борьбой за власть придворных группировок, которые опирались на гвардию.
Гвардия – элитные воинские части.
Легальный - (от лат. legalis — законный), разрешенная деятельность какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию.
Кондиции — условия вступления на престол российской императрицы Анны Ивановны. Выдвинуты в 1730 г. Верховным тайным советом с целью ограничения монархии в пользу аристократической верхушки. Анна Ивановна приняла кондиции, позднее отвергла их и распустила Верховный тайный совет.
Персоналии:Екатерина I Алексеевна, Петр II, Анна Ивановна (Анна Иоанновна), Анна Леопольдовна, Э. И. Бирон, Елизавета Петровна, Иван VI Антонович, Б. К. Миних, Петр III Федорович, А. Г. Разумовский, П. С. Салтыков, Фридрих II Великий, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов.
Оборудование:
Учебник: История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;
Историческая карта «Россия во второй половине XVIIIв.»;
Мультимедийный проектор;
Презентация «Дворцовые перевороты»;
Раздаточный материал (тексты исторических документов, отрывки из работ историков).
Опрос: (10 мин.)
План изучения нового материала:
1. Причины и характер дворцовых переворотов.
2. Дворцовые перевороты.
Изучение новой темы:
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Вводная беседа:
«Основные черты, причины особенности развития России 20-60 гг. XVIIIв.»
Правление Петра Великого открыло новый этап в развитии российской цивилизации. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на европейский манер.
28 января 1725 г скончался Петр I, не успев сделать распоряжения о наследнике престола. По выражению историка В.О.Ключевского этот период в истории России получил название “Эпоха дворцовых переворотов”.
Вопросы к учащимся:
А. Как Петр I предполагал решить вопрос о престолонаследии?
Б. Можно ли считать указ о наследии престола 1722 г. причиной дворцовых переворотов?
Предваряя разговор о самих дворцовых, познакомимся с генеалогической таблицей династии Романовых, определить, кто мог претендовать на российский престол после смерти Петра Великого.
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
Отвечают на вопросы учителя
Учащиеся могут выделить претендентов: дочери Петра – Анна и Елизавета, дочь его брата-соправителя Ивана – Анна, внук Петра Великого – Петр Алексеевич, жена – Екатерина Алексеевна (генеалогическая схема)
Формулируют совместно с учителем предпосылки, причины и черты дворцовых переворотов.
2
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.
Постановка задания на урок: Заполнить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов», проанализировать и сделать вывод: «Какие изменения во внутренней и внешней политике в период дворцовых переворотов?», «Кто играл основную роль в дворцовых переворотах и почему?»
Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.
3
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного Iобъекта, предложение учащимся самим составить план.
Учитель предоставляет лекционный материал:
1. Династический кризис и правление Екатерины I;
2. Петр II - правление1727- 1730гг.;
3.Анна Иоанновна правление - 1730-1740 гг.
4.Иоанн Антонович - правление 1740-1741 гг.
5. Елизавета Петровна правление - 1741-1761 гг.Участие России в Семилетней войне.
6. ПетрIII правление - 1761-1762гг.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
Учащиеся по ходу всего объяснения материала заполняют таблицу: «Эпоха дворцовых переворотов», возвращаясь к генеалогической схеме и к вопросу о претендентах на престол
Сообщение учащегося: «Александр Меншиков - «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».Работают с документом «Кондиции подписанные Анной Иоанновной в 1730 г.». Вопросы к документу:
1. Какие ограничения накладывал документ на власть императрицы?
2. К кому переходила реальная государственная власть?
3. К каким изменениям государственного строя это могло привести?
Работают с фрагментом из работы историка Н.И. Павленко:
С1. Под каким названием вошёл в историю период, описанный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?
С2. Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не удалось реализовать (укажите не менее трёх причин).
СЗ. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.
Самостоятельная работас текстом учебника и исторической картой «Россия во второй половине XVIII в.».
Задание для самостоятельной работы:
Определить: причины войны, причины участия России в войне, выделить основные этапы войны, причины побед русской армии.
Работают с документом«Манифест даровании вольности российскому дворянству, 18 февраля 1762 г.». Вопросы к документу:1.Чем объясняет император необходимость введения Петром I обязательной службы дворян?
2. Опираясь на текст документа, назовите причины издания «Манифеста..» императором?
3.Какие права получали дворяне в соответствии с «Манифестом»?
4
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от вывода в учебнике?Привели ли наши действия на уроке к решению поставленных задач?
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты деятельности на уроке.
II. Задание на урок
Заполнить таблицу «Эпоха дворцовых переворотов»
Правитель
Опора правителя
Внешняя политика
Внутренняя политика
Екатерина I
1725-1727
Петр II
1727- 1730
Анна
1730-1740
Иван Антонович
1740-1741
Елизавета Петровна
1741-1761
Петр III
1761-1762
Задания для закрепления материала:
1. Проанализировать таблицу (дискуссия по вопросу о судьбе петровских реформ). На обсуждение выносятся следующие вопросы: как изменялось положение дворянства в изучаемый период? Можно ли считать, что политики эпохи дворцовых переворотов были продолжателями дела Петра Великого?
2. Сделать выводы: «Какие изменения во внутренней и внешней политике в период дворцовых переворотов?», «Кто играл основную роль в дворцовых переворотах и почему?»
Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя.
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Домашнее задание:§47-48. Выполнить письменное задание: Сравните положение социальных групп в период царствования Петра Великого и в период Дворцовых переворотов. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий). Сделайте вывод.
Источники и ресурсы:
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,CD-ROM. 2009
Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века М.,: Дрофа, 2001
Учебник: История России XVIII–XIXвека (профильный уровень) Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская / Под ред. Н.И. Павленко. М., Дрофа, 2007;
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах М.: Эксмо, 2004
Полное издание реальных заданий ЕГЭ М.,ФИПИ, М.2008, с.163
Энциклопедия истории России, CD-ROM, электронное издательство «Коминфо»