Развитие детей теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся наиболее устойчивыми и глубокими.
С самого раннего возраста ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Этим и объясняются столь частые ссоры и даже драки между детьми.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слёзы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определённые виды поведения, за которыми следуют наказания, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей.
Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз.
Какие умения нужно развивать в работе над эмоциональной сферой детей?
- Адекватно реагировать на различные явления окружающей среды.
- Умение понимать и различать эмоциональные состояния других людей.
- Умение адекватно проявлять эмоциональные состояния в коммуникативной сфере.
- Расширять словарный запас для передачи эмоциональных состояний в речевом плане.
Игры и упражнения, направленные на создание положительных эмоций.
«Ласковое имя» (с 5-ти лет)
Цели: упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.
Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
«Представься с помощью куклы» (с 5-ти лет)
Цели: игра помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребёнка, или перчаточные куклы.
Ход игры: ребёнку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в неё играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чём ты мечтаешь? И т. д.
«Паровозик» (дети сидят в кругу) (с 5-ти лет).
Цели: позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.
Инструкция: «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку ездить по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик «чух-чух-чух» и назовёт своё имя. Тот ребёнок, к которому подъехал паровозик, в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый его вагоном. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети».
«Переходы» (дети сидят в кругу) (с 6-ти лет)
Цели: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и различия.
Ход игры:
А.педагог просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т.д.
Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
Пантомима «То, что я люблю делать»
Цели: формирует группу и повышает личную самооценку.
Ход игры: дети образуют круг и по очереди средствами пантомимы показывают то, что им особенно нравится делать. Нельзя выдвигать догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие должны получить возможность поучаствовать в пантомиме.
«Жмурки» (с 5-ти лет)
Цели: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят на порог и велят взяться за ручку, а потом хором нараспев говорят:
Кот, кот Ананас,
Ты лови три года нас!
Ты лови три года нас!
Не развязывая глаз!
Когда только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дёрнут за одежду.
«Жучок» (с 5-ти лет)
Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.
Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Один из играющих легко ударяет своей рукой по ладони водящего. Водящий, повернувшись к детям, должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
«Потерялся ребёнок» (с 4-х лет)
Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.
Инструкция: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем ягоды и грибы. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребёнок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал».
Игры, снимающие напряжение, методы саморегуляции.
«Зоопарк» (с 5-ти лет)
Цель: помогает снять напряжение.
Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в ког они захотят. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат.
«Волшебные превращения»
Цели: дать возможность ребёнку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Ход игры: взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображение того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идёте охотиться. (Дети могут двигаться, как львы, порычать, поточить когти и т. д.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадётесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчётливо слышите лай собак и человеческие голоса. А ещё – выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь резкий звук или проколоть воздушный шарик). Пора спасаться! Бегите скорей в своё логово! (Дети бегут каждый в своё «логово»). Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза – нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек».
«Возьмите себя в руки» (с 5-ти лет).
Ход игры: ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
«Стойкий солдатик» (с 4-х лет)
Ход игры: ребёнку говорят: «Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
«Спаси птенца» (с 4-х лет)
Ребёнку говорят: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи в ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и тепло своего дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!»
«Сломанная кукла» (с 5-ти лет).
Ребёнку говорят: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оторвались верёвочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Всё – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
«Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
«По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать».
«Тренируем эмоции» (с 4-х лет).
Попросите ребёнка: нахмуриться, как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- само солнце;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как радостный ребёнок;
- как будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
- ребёнок, у которого отняли мороженое;
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
- ребёнок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котёнок, на которого лает собака.
Устань, как:
- папа после работы;
- человек, поднявший тяжёлый груз;
- муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
- турист, снявший тяжёлый рюкзак;
- ребёнок, который много потрудился, но помог маме;
- как уставший воин после победы.
«Колечко» (с 4-х лет).
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях одного из детей колечко. Другому ребёнку предлагается внимательно посмотреть на лица детей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
«Глаза в глаза» (с 5-ти лет)
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!». Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
«Классификация чувств» (с 5-ти лет)
Ребёнок рассматривает карточки с эмоциями и раскладывает их по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции, изображённые на карточках, поговорить, почему он так их разложил.
Игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития дошкольного возраста. Необходимо уточнить, что деление игр на группы условно, так как многие из них помогают в решении сразу нескольких проблем. Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми.
|