Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общая характеристика Царства Растения

Данные об авторе
Автор(ы): 
Синякина Оксана Николаевна
Место работы, должность: 

учитель биологии первой квалификационной категории МОУ Искровской СОШ Черепановского района Новосибирской области

Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Задачи:     

1) вызвать заинтересованность у учащихся, при изучении характерных признаков царства Растения, особенностей строения, жизнедеятельности растительного организма.

2) развить умения активно слушать, задавать вопросы на понимание, работать вгруппе, освоить умения аргументировать свою позицию, обоснованно выражать идею (мысль).

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов».

7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2009, 255 с.

Используемая методическая литература: 

1) В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 7 класс. -Санкт-Петербург, «Паритет», 2001;

2) Биология в школе. № 3, 1991г., стр. 61;

3) Биология в школе. № 1, 2002 г., стр.37;

4) Биология в школе. № 3, 2001 г., стр. 37;

5) А.С.Пушкин. Сочинения в трёх томах. -М., «Худ. лит-ра», 1985. стр.521

Используемое оборудование: 

живые растения, гербарные экземпляры, таблицы, рисунки с изображениями растений

Краткое описание: 
<p> Урок биологии в 7-ом классе</p>

 

№ п/п

содержание

методы и приёмы

время, мин.

I.

Введение

объяснение учителя, с элементами беседы

3

1.1.

Организация класса

(Юные биологи, приветствую вас.)

1.2.

Связь с предыдущим материалом

( Мы с вами знаем, что биология это наука о живых организмах)

1.3.

Постановка познавательных задач к изучению нового материала

(Начать наш урок я хочу словами С.Островского)

И я не раз ещё, наверное,

Природой буду изумлён.

Она, как песня, соразмерна,

Равна со всеми, как закон.

Пройди по ней- лесами, лугом,

Пей чудеса, как из ведра.

И если сможешь стать ей другом-

Не расточай её добра.

( С. Островский)

На нашей планете обитает более 2 миллионов видов  живых существ, принадлежащих к разным царствам живой природы, давайте вспомним их:

( Вирусы, растения, грибы, бактерии, животные)

С двумя царствами мы уже познакомились, в чем их отличительные особенности?

(Бактерии не имеют ядра, отличительный признак  грибов - строение их вегетативного тела. Это грибница, или мицелий, состоящий из тонких ветвящихся нитевидных трубочек- гиф.)

см. лит-ру № 4

 

II.

Изучение нового материала

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня.

Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком.

Берёт он для себя от щедрости твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жильё, и мачты кораблей.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский)

читает ученик;

см. лит-ру № 2

 

25

2.1.

Многообразие растений, распространение их на Земле, роль в природе.

Сегодня мы начинаем знакомство ещё с одним царством живой природы - это Царство Растения (записать тему урока в тетрадь).

- В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений, они составляют около 95 %от биомассы планеты Земля.

- Растения - основные производители (продуценты) органического вещества.

объяснение учителя, с элементами беседы

 

2.2.

Низшие и высшие растения, особенности их организации

по строению

растения

                                    /                   \

                         низшие                 высшие                                   

нет органов  и тканей

есть органы и ткани

водоросли,

 

мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные

экологическая характеристика

/                    I                    \

свет

влажность

температура

светолюбивые

влаголюбивые

теплолюбивые

теневыносливые

засухоустойчивые

морозоустойчивые

Растения встречаются в различных климатических зонах (тундра, тайга, лиственный лес, степи, пустыни, влажный тропический лес)

Несмотря на такое разнообразие, растения имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств живой природы.

составление схемы, демонстрация таблиц

2.3.

Общие черты организации растений

Представьте себе, что на Землю прилетели инопланетяне, которые никогда не видели растений, и вы должны будете объяснить им, что такое растение. Перечислите признаки, характерные для растений и отличающие их от организмов других царств.

постановка проблемного вопроса

А) Дети формулируют признаки, отличающие растения от других организмов (каждая группа записывают на доску), затем учитель открывает  признаки, написанные на доске, ранее закрытые таблицей и дети сравнивают  их.

работа в группах

Б) Основные признаки растений

1.Фотосинтез

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идёт к зелёному листу

И с СО2соединяясь

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

рассказ учителя с элементами беседы;

см. лит-ру № 3

2. Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты,  хромопласты, лейкопласты.

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

см. лит-ру № 5

3. Выделение растительных гормонов.

Фитогормоны - регуляция  процессов жизнедеятельности (роста, развития и т.д.). Этилен, ауксины - ускоряют рост.

рассказ учителя

4. Клетки окружены клеточной стенкой, образованной целлюлозой.

Наличие у клеток растений  твёрдой оболочки определило их малую подвижность, поэтому питание и дыхание зависят от поверхности тела. Это привело к сильной расчленённости тела - ветвлению корневой и побеговой системы.

демонстрация таблицы

5. Обязательный продукт обмена - клеточный сок.

Клеточный сок-это раствор органических и неорганических веществ.

Накапливаясь в цитоплазме, он увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение клеточной стенки –тургор.

демонстрация таблицы

6. Неограниченный рост.

 

III.

Закрепление.

 

15

3.1.

Сделать рисунки, отражающие основные признаки растений:

1 группа – фотосинтез, неограниченный рост,

2 группа – наличие пигментов, толстая клеточная стенка,

3 группа – выделение растительных гормонов, клеточный сок.

работа в группах, с демонстрацией рисунков у доски.

 

3.2.

Тестовая работа по изученному материалу:

1.В биосфере насчитывается более 550 тыс. видов растений, сколько процентов от биомассы планеты это составляет:

А) 50%, Б) 95%, В) 5%

2. Растения делятся на низшие и высшие:

А) по размерам      

Б) по наличию органов     

В) по наличию цветка

3. Растения в биосфере являются:

А) производителями   

Б) потребителями

В) разрушителями

4. Клеточная стенка растений образована:

А) целлюлозой

Б) жирами

В) белками

5. Жизнедеятельность растений регулируется:

А) пигментами   

Б) запасом питательных веществ  

В) фитогормонами

6. Клеточный сок в вакуолях – это:

А) раствор, содержащий сахар

Б) вода

В) раствор, содержащий органические и неорганические вещества

7. Растения растут:

А) только на свету

Б) всю жизнь

В)  только весной

самостоятельная работа;

см. лит-ру № 1

3.

Подведение итогов урока.

Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели отличительные особенности растений от представителей других царств живых организмов. Давайте вспомним их ещё раз.

беседа

2

IV.

Домашнее задание

1) Изучите материал на странице  38-39.  

2) Напишите мини-сочинение о том, что же рассказали инопланетяне о растениях, вернувшись на свою планету (по желанию).

инструктаж учителя

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн