Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока литературы по повести Василя Быкова "Сотников". 11 класс

Submitted by Елена Михайловна Кудряшова on Wed, 07/11/2012 - 22:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кудряшова Елена Михайловна
Место работы, должность: 
МБУ СОШ № 20 г. Тольятти, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

1. Обучающая: обучение умению составлять сравнительную характеристику литературных героев, работать по тексту, взаимодействовать в группе.

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять жизненные позиции героев, делать выводы.

3. Воспитывающая: формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести; воспитание

у учащихся чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемое оборудование: 

 

- повесть В.Быкова «Сотников»;

- иллюстрации к повести «Сотников»;

- рабочие тетради по литературе;

- карандаши и линейки.

Краткое описание: 
Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести.

 

План-конспект урока литературы.

Класс: 11

 

Автор: Василь Быков.

 

Произведение: «Сотников».

 

Вид: урок-исследование.

 

Тип: урок-семинар.

 

Тема: Проблема нравственного выбора в повести

В. Быкова «Сотников». Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести.

 

 

План урока.

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

1

Оргмомент.

Приветствие. Постановка целей и задач урока.

Слово учителя.

2

Этап организации групповой работы

 

Групповые форма организации познавательной деятельности.

3

Общая дискуссия.

4

Подведение итогов.

5

Этап информирования о домашнем задании.

 

Подготовка к уроку. Учащиеся делятся на 4 группы, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Учитель заранее проводит консультации учащихся, рекомендует критическую литературу. В данном классе ребят лучше разделить на группы по принципу их дружеских отношений.

В кабинете формируются четыре «круглых» стола, за каждым из которых будет заседать определённая группа. Все учащиеся должны видеть друг друга.

Из состава учащихся выбирается секретарь, ведущий протокол семинара. Он записывает имена и фамилии выступающих, записывает основополагающие выводы по разбираемым вопросам. Заранее оговаривается, сколько времени отводится на выполнение задания. Учитель не вмешивается без необходимости в работу групп. Если же это происходит, то уделяет группам равное внимание.

 

 

Задание для всех групп:

- Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

- Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

 

1 группа:

- Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

- Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

 

2 группа:

- Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

- Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

 

3 группа:

- Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

- Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

 

4 группа:

- Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

- Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

- Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает:

«Одна на двоих»?

 

1. Оргмомент. Слово учителя.

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

 

2. Организация групповой деятельности.

Мобилизация учащихся на выполнение учебных задач, информирование о ходе урока. Каждая группа выступает с заранее подготовленными по заданным вопросам сообщениями. При этом учащиеся из других групп также могут принять участие в обсуждении данных вопросов и проблем, высказать свои мнения, идеи.

 

3. Общая дискуссия.

 

а) Сравнительная характеристика образов Сотникова и Рыбака.

Учащиеся работают по тексту, оформляют таблицу, записывают в неё свои замечания и выводы.

 

- Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

 

 

Параметры характеристики

Сотников

Рыбак

 

Физическое здоровье

 

 

физически нездоров

 

 

полон жизненных сил

Социальное положение

интеллигент,

до войны работал учителем

 

деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться

с жизненными трудностями

преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству

преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

 

Как оказался

в партизанском отряде

оказался в партизанском отряде по идейным соображениям,

после того как трижды совершал попытки выйти

из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях

пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться

в деревне было опасно – его могли отправить

в германское рабство

 

 

- Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

 

 

 

Склонность к

 

компромиссам

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Прекрасно понимает законы войны:

если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жестокие условия.

Сотников уже знает, что такое предательство. Пожалев предателя Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Готов идти на компромисс с врагом.

Он терпимее относится к старосте Петру, служащему немцам.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

 

- Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

 

- Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым. Но Сотников – лишь обуза, вызывающая раздражение.)

 

- Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

 

- Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

 

 

Дёмчиха

Рыбак

Винит в своей беде палачей-фашистов, пришедших на её землю. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям.

В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам.

 

- Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

 

б) Анализ проблемы нравственного выбора в повести.

 

- Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

(Рыбак пытается перехитрить врага, медленно ему уступая, отказываясь сначала думать о спасении Дёмчихи, потом - Сотникова, а потом и собственной души. В юности Рыбак совершил отважный поступок, когда спас девочек и коня от падения в овраг. Но тогда ему не нужно было делать жизненный выбор. Теперь наступил момент истины, который покажет истинную цену Рыбака. Перед лицом неминуемой смерти Рыбак струсил.)

 

 

- Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.)

 

- Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

 

- Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

 

 

в) Итоги дискуссии.

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины», ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

 

4. Итоги урока.

 

1. Оценка выступлений и работы учащихся на уроке.

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

 

 

2. Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

- Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

 

 

3. Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

 

 

5. Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- «В чём заключается суть подвига Сотникова?»

- «Как Рыбак становится предателем?»

 

 

 

 

Задание для всех групп:

- Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга?

Как каждый из них попал в партизаны?

- Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

---------------------------------------------------------------------------------------------

1 группа:

- Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям

Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

- Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

---------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа:

- Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

- Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

---------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа:

- Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

- Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите

в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

---------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа:

- Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

- Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

- Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

---------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 



Фото пользователя Галина Васильевна Просвирова

На: Разработка урока литературы по повести Василя Быкова "Сотник


Кудряшова Елена Михайловна, спасибо за разработку урока по повести В.Быкова "Сотников". Хороший материал. С удовольствием использую его на уроке в этом году. Домашнее задание предложено по группам и, наверное,с учетом интереса ребят.Попробуем с учащимися тоже сравнительную характеристику представить в таблице.

Просвирова Галина Васильевна



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн