«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано»
«Работа хороша, если в ней польза и душа»
Мир, в котором мы живём, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Младшее поколение зачастую становится более приспособленным к новым условиям жизни. Однако учитель продолжает определять пути, по которым пойдет наша цивилизация.
Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема – что ожидает наших учеников в будущем? Всем давно известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. С каждым годом возрастает процент предложений о работе, требующий минимальных компьютерных знаний. На сегодняшний день он уже составляет более 60%.
Первостепенной задачей современного образования является не столько подготовка молодежи к будущему в плане «готовности работать», сколько в плане освоения ею новых жизненно необходимых навыков в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.
И, как следствие, повышение профессиональной компетенции и компетентности современного учителя в области компьютерных технологий чрезвычайно актуально.
Школа будущего – школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются – с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; наши образовательные учреждения обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности.
Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.
Рассмортим это на конкретном примере по разработке и реализации учебного проекта «В сказочном мире народных промыслов».
Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.
В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.
Данная организационная форма работы (учебный проект) ориентирована на изучение законченного учебного раздела II-ой четверти 5 класса «Связь времен и народов в народном искусстве». Этот учебный проект рассматривается не только как совместная работа, сотрудничество пятиклассников и учителя изобразительного искусства, который выходит за традиционные рамки урока, но и как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров. В основе её - согласованные методы, способы совместной деятельности и, что самое главное, общая цель – овладение знаниями о существующих промыслах России через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
Основным содержанием учебной работы пятиклассников стала творческая деятельность.
Хотя мы, учителя изобразительного искусства и музыки, не можем себе и представить, что наш урок возможен без творческой деятельности учащихся. А каждая работа юного художника – это своеобразный проект.
Но здесь речь идет совсем о другой форме организованной творческой деятельности учащихся. Каждый пятиклассник вовлекается в процесс создания лично значимого как для него, так и для окружающих общественно-полезного учебного продукта. В данном случае – это учебно-методический пакет (УМП), который представляет собой комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области.
Каково же содержание и этапы учебного проекта?
Этап
|
Содержание деятельности
|
Подготовительно-организационный
|
Продумывание учителем темы проекта
Выбор возрастной категории учащихся
Формулирование основополагающего вопроса
Формулирование вопроса (-ов) учебной темы(проблемные)
Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся
Формулирование дидактических целей проекта
Формулирование методических задач
|
Введение в тему
(погружение в проблему)
|
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Выдвижение гипотез (варианты, пути) решения проблем
Определение творческого названия проекта
Формирование знаний учащихся о существующих промыслах России, убеждений в собственной ответственности за качество решения учебной проблемы.
|
Организация групп
|
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
|
Самостоятельная деятельность
|
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Самостоятельная работа групп
Знакомство учащихся с характерными отличительными особенностями народных промыслов России согласно выбранной теме; приобретение навыков самостоятельно определять принадлежность изделия к конкретному народному промыслу по их внешним характерным признакам, особенностям.
|
Оформление результатов
|
Учащиеся анализируют материалы по своей проблеме, найденные в различных источниках информации, подбирают соответствующий материал, оформляют собранные сведения в виде веб-документа, публикации или презентации
Учатся пользоваться мультимедийной презентацией, публикацией, веб-сайтом для оформления результатов поисково-исследовательской деятельности.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Защита полученных результатов и выводов
|
Подведение итогов
|
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
На защиту проекта отводится 15 минут, заполнение оценочных листов, составленных на основе Критериев оценивания.
По окончании проекта проводится рефлексия группы по оцениванию работы.
Оценка учащихся по проекту складывается из итогов экспериментальной работы и тестовых заданий:
Презентация
Публикация
Веб-сайт
Оценки за тест №1
Оценки за тест №2
Оценки за тест № 3
|
Совместная творческая деятельность меня, как учителя, и исследовательских групп учащихся, которых было организовано три, а также отдельных учащихся была направлена на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для всех участников проекта.
«Необходим ли человеку красивый предметный мир?» - этот вопрос стал определяющим темы самостоятельных исследований творческих групп учащихся:
1. «Искусство украшения пасхальных яиц в народных промыслах России»
2. «Тайна народных глиняных игрушек»
3. «За что Гжель, Жостово, Городец и Хохлома нравятся всем?»
(Импровизация двух этапов проектной деятельности в 5 классе)
Введение в тему
(погружение в проблему)
|
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Выдвижение гипотез (варианты, пути) решения проблем
Определение творческого названия проекта
|
Организация групп
|
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
|
Представляю вашему вниманию конкретный учебный продукт пятиклассников, как результат самостоятельного исследования творческой группы по теме «Искусство украшения пасхальных яиц в народных промыслах России»:
1. Презентация учебного проекта учащихся по теме «Искусство украшения пасхальных яиц в народных промыслах России».
В результате совместной планомерной разработки основополагающего вопроса «Необходим ли человеку красивый предметный мир?», в рамках реализации проекта по теме «В сказочном мире народных промыслов», а данная проектно-исследовательская работа проводилась в течение месяца, был создан сайт УМП, который я предлагаю вашему вниманию.
Демонстрация Web-сайта УМП проекта «В сказочном мире народных промыслов».
(Импровизация этапа контроля знаний учащихся в форме тестирования на сайте)
Что же можно сказать в заключении о данном проекте, о совместном УМП, как результате совместной деятельности педагога и учащихся?
Во-первых, проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Во-вторых, содержание проекта понятно, представлено логично и удобно не только для восприятия его пятиклассниками, но и для более широкого использования данного материала, как на уроках, так и во внеурочное время другими участниками образовательного процесса. Самостоятельные исследования учащихся по темам - «Искусство украшения пасхальных яиц в народных промыслах России»; «Тайна народных глиняных игрушек»; «За что Гжель, Жостово, Городец и Хохлома нравятся всем?» - прекрасно иллюстрируют основополагающие вопросы.
И, наконец, деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, а также учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.
Кроме того, все материалы данного учебного проекта созданы с соблюдением авторских прав. Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.
Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов
Проект полностью сориентирован на личностно - ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.
|
На: Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
Уважаемый автор этого материала, представьтесь, пожалуйста, хочется знать, кому мы благодарны за столь интересное сообщение
С уважением, Антонина Александровна
На: Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
Здравствуйте, уважаемая Антонина Александровна! Мне очень приятно, что моя работа заинтересовала Вас. Я работаю в сельской школе учителем изобразительного искусства вот уже 20 лет (при общем педагогическом стаже в 30 лет). А школа эта находится в селе Саблинском Александровского района Ставропольского края. Проблемой проектной деятельности учащихся и педагогов занимаюсь недавно, всего второй год.
На: Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
Спасибо Вам, Галина Александровна, за такой актуальный и тщательно проработанный проект! Обязательно покажу его коллегам! Не сомневаюсь, что именно в искусстве и сохраняется связь времен и народов. А каким было участие детей на этапе формулирования проблемы? Определения темы? Объединения в группы? Это ведь самые трудные этапы, правда? Или ребенок почувствует себя соавтором проекта, или просто исполнителем, пусть даже очень интересного, задания. Судя по результатам, дети были соавторами - как это удалось? И еще интересно, а какие художественные промыслы есть в Ставропольском крае?