Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославовича, внука Олегова» - величайший памятник древнерусской литературы.

Фото пользователя Елена Владимировна Пойманова
Submitted by Елена Владимировна Пойманова on пн, 05/11/2012 - 23:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пойманова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
Дмитриевщинский флиал МБОУ Платоновской СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

- Формирование ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий;   

- Развитие аналитических компетенций учащихся; 

- Изучение историко-литературного  прошлого своего народа, его духовных ценностей;

- Воспитание гражданственности, патриотизма, умения находить связь настоящего и прошлого. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемое оборудование: 
  • компьютер, проектор,
  • аудиозаписи отрывков из оперы «Князь Игорь»,
  • презентация № 1. «Поход Игоря на карте Руси»,
  • презентация № 2 «Поход Игоря в картинах и иллюстрациях». 
Краткое описание: 
Урок литературы, урок-конференция, реконструкция образа русского воина 12 века, доклады учащихся, тестирование.

Ход урока.

Эпиграф к уроку (на доске)

 Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в темную строку…

Так и есть,

Сначала было «Слово…»,

Это было «Слово о полку…».

                                     

Л.Мазуркин

 

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. На протяжении нескольких уроков мы изучали произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославовича, внука Олегова». Сегодня нам предстоит завершить работу над сложной, но крайне интересной темой. Запишите тему урока и эпиграф  к нему.

Как вы понимаете смысл этих строк?

Давайте вспомним, что нам удалось выяснить, читая «Слово…».

 

  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Как произведение было обнаружено? Кем? Когда? Сохранилась ли рукопись до нашего времени?
  2. Кто написал произведение? Почему вы так думаете?
  3. Время создания произведения?
  4. Отличие и сходство с текстом Ипатьевской летописи.
  5. Основные образы в тексте «Слова»?
  6. Художественные средства изобразительности?

- Спасибо ребята, а теперь перейдем к основной части нашего занятия. Начнем нашу конференцию.

 

  1. Конференция

1. Скажите, что такое конференция? Правильно, это научное собрание, посвященное обсуждению каких-либо проблем. Обычно на конференции ученые сообщают о результатах своих исследований, делают доклады. Сейчас в этой роли предстоит выступить вам. Некоторые из ваших одноклассников исследовали определенные темы, связанные с содержанием «Слова…» и готовы сообщить нам результаты своей работы.

 

Доклад № 1. Историческая справка. Андрей Юрченко.

На экране ИЗОБРАЖЕНИЕ КНЯЗЯ

Историческая справка:

Князь Игорь Святославович (в крещении - Георгий) родился в 1151 г. Он сын Святослава, внук Олега Святославича, черниговского князя. Сам князь Игорь с 1178 г. был новгород-северским князем, с 1198 г. - черниговским. В семилетнем возрасте присутствовал на съезде в Лутове и был свидетелем распрей между князьями. После смерти отца надела не получил. В 1160-1170-ых годах активно участвовал в княжеских усобицах, в составе коалиции, организованном, Андреем Боголюбским, штурмовал Киев. Позже помог двоюродному брату Святославу Всеволодовичу занять Киев. В ходе этой войны познакомился с будущим противником и свояком ханом Кончаком. Смоленские князья нанесли им поражения, Игорь и Кончак вместе спаслись в одной ладье.

В 1184г. был организован удачный поход против половцев. Через год князь Игорь организовал самостоятельный поход, который закончился поражением. Именно это событие лежит в основе «Слова о полку Игореве». Оно было также описано в Ипатьевской летописи. Через шесть лет князь отомстит половцам, нанеся им несколько значительных ударов.
Был женат на дочери князя Ярослава Осмомысла Ефросиньи (В «Слове...» - Ярославне).

 

- Спасибо, Андрей. Теперь мы не сомневаемся в реальности прототипа князя Игоря.

 

Дима Жуков изучил исторические сведения о походе и может ответить на вопрос: в каких условиях проходил поход Игоря и почему он завершился так трагично?

 

Доклад №2. Дима Жуков. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1

Слайд №1.Так выглядела Русь в ту эпоху, о которой мы говорим. Она напоминает лоскутное одеяло. Княжеств было много, и князья не спешили помогать своим соседям в случае опасности.

 

Слайд №2. Надо сказать, место битвы Игоря с половцами вот уже двести лет ищут многие известные исследователи и историки, начиная с Н. Карамзина и заканчивая Б. Рыбаковым. Но пока безрезультатно. Наиболее обоснованную версию о маршруте движения полков древнерусского князя в половецкую степь и возможном месте его гибели, по мнению украинских специалистов, выдвинул харьковчанин Михаил Гетманец.
Впрочем, что касается маршрута движения Игоря из его родного города Новгород-Северского к реке Сальница, что впадает в Северский Донец близ Изюма, то тут у большинства исследователей разногласий не возникает. А вот куда он отправился дальше — в этом ученые расходятся по сей день.

К примеру, харьковский историк Д. Багалей считал, что отсюда Игорь двинулся к реке Кальмиус (в нынешнюю Донецкую область). Н. Карамзин полагал, что он пошел к Тмутаракани и Азовскому морю, где и произошло его сражение с половцами. Кстати, это одна из наиболее спорных гипотез. Прежде всего потому, что вряд ли могли отважиться семь тысяч воинов, пусть даже самых храбрых и опытных, пройти с боями почти тысячу километров в глубь степи половецкой. А с другой стороны, им просто не хватило бы времени дойти до места своей гибели — по летописным источникам известно, что после переправы через Сальницу Игорь потерпел поражение уже на третий день.

Что же касается академика Б. Рыбакова, то он «отправил» Игоря Святославича на юг — к реке Самара, в бассейн Днепра, где, по его версии, и нашло русское войско погибель.

 

Слайд № 3. Русский отряд подошел к берегу реки Сюурлий в полдень. Половцы уже ожидали прибывших на противопо ложном берегу, выстроившись в боевой порядок. За ними стояли их «дворцы на колесах» — вежи, скрип которых разносился предшествующей ночью далеко по Степи, как «крик распуганных лебедей». Князья не успели «исполчиться», то есть построиться в боевой порядок и подойти к реке, как из рядов половцев вы скочили лучники и, «пустиша по стреле на русь», тотчас же ударились в бегство. «Поскакали и те половцы, которые стояли далеко от реки», — пишет автор рассказа. Иными словами, не приняв бой, а лишь «отсалютовав» русским своими стрелами, половцы бежали, бросив на произвол судьбы свои дома и семьи. Русские, перебредя речку, бросились к вежам, но боя так и не было...
Не правда ли, странно? Во-первых, в случае военных действий половцы обычно откочевывали глубоко в Степь, где их не мог найти противник, а не выдвигались в район боевых действий. Во-вторых, половцы явно ожидали русский отряд, но не собирались с ним сражаться. В-третьих, они бросили своих близких на милость победителя, словно были уверены, что с теми ничего не случится.

 

Я понял, что половцы нарочно заманивали князя Игоря в степь.

 

Так и случилось. Заманив Игоря к Каяле, половцы напали со всех сторон и разбили войско Игоря, а самого его взяли в плен. Так трагично закончился этот поход.

 

- Спасибо, Дима. Ты показал нам, где происходили события, описанные в «Слове…» и чем закончилась битва с половцами. Садись.

У меня вопрос к классу: в докладе прозвучало название реки Каяла, уже известное вам по тексту «Слова…». Как вы думаете, что в нем символизирует это название?

Каяла – это символ русского поражения, трагическая страница русской истории.

 

Доклад №. 3 Гость конференции.

- Ребята, теперь мы хорошо представляем себе, что происходило на реке Каяла. Но мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть своими глазами облик русского воина 12 века. Сегодня у нас в гостях руководитель военно-исторического клуба из города Тамбова Денис Васильевич Селюн. Он реконструировал костюм русского воина 12 века и может рассказать вам о нем.

 

 (Рассказ реконструктора, демонстрация костюма и вооружения)

- Спасибо, Денис Васильевич.

 

- Ребята, теперь мы знаем, как происходит реконструкция обликов воинов. Подобными методами пользовались и художники, которые иллюстрировали «Слово». Давайте посмотрим, как они это делали.

 

Доклад № 4. Алеша Дроботухин. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2.

- Ребята, я рекомендую вам записать имена художников, чьи работы вы сейчас увидите, в тетрадь.

К слайду 1

Мы изучили произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Оно было проиллюстрировано многими известными художниками. Я хочу показать наиболее интересные на мой взгляд иллюстрации в своей презентации.

 

К слайду 2

Каких только наименований не давали этому произведению его исследователи! «Слово» называли лучшей поэмой о земле Русской, золотым словом древнерусской литературы, изумительным памятником древнерусской книжности.

 

К слайду 3

«Слово о полку Игореве» написано в промежутке между 1185 и 1187 годами. Это первое русское поэтическое произведение, дошедшее до нас из глубины веков. Имя автора осталось неизвестным. Но духовный подвиг, совершенный им, живет в веках.

 

К слайду 4

«Слово о полку Игореве» — это поэма о походе князя Игоря против половцев. Перед вами рисунок из летописи.

 

К слайду 5

Игорь был князем Новгорода-Северского - города, расположенного на южной границе Черниговского княжества.

 

К слайду 6

Игорь вместе со своим младшим братом Всеволодом, князем курским,  тайно собрал дружину и повел ее к Дону.

 

К слайду 7

Речь Игоря перед битвой полна заботы о «черных людях», то есть о простых ратниках, о крестьянах. Он сказал: «Если погибнем или убежим, а черных людей покинем, то на ны будет грех... Пойдем! Но или умрем, или живы будем на едином месте».

 

К слайду 8

Чтобы всем быть в равных условиях, Игорь приказал конным спешиться и драться всем вместе.

 

К слайду 9

Против небольшого русского войска собралась «вся половецкая земля».

 

К слайду 10

В бою сам Игорь был ранен и взят в плен.

 

К слайду 11

Из всего русского войска спаслось только пятнадцать человек.

 

К слайду 12

Святослав Киевский, узнав о трагической участи Игоря и его войска, очень опечалился: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать, но одолели (вы половцев) без чести, без чести ведь кровь поганую пролили».

 

К слайду 13

Самые поэтичные строки поэмы — это описание горя жены Игоря Ефросиньи Ярославны (дочери Ярослава Осмомысла), когда она узнала о пленении мужа.

 

К слайду 14

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. Крещеный половчанин предложил Игорю бежать. Но Игорь не сразу согласился. Побег в те времена считался «неславным путем».

 

 

Заключается поэма славословием князю и его дружине. Вот как выглядит это заключение в переводе одного из известных поэтов XX века Николая Алексеевича Заболоцкого:

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

 

- Спасибо, Алеша. Какой образ показался вам наиболее ярким, трагичным?

(Ярославны). Послушаем чтение «Плача Ярославны» в переложении Валерия Темнухина, нашего современника.

 

Выступление Кирилловой Ульяны.

 

- В русской культуре сложилась особая традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов  — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоковперевёл «Слово» на английский язык. Сейчас мы слышали переложение Темнухина. В каком году сделано переложение? (В 2009 году)

О чем это говорит? (Интерес к «Слову…» не затухает).

 

Доклад №5. Марина Громкова.

Марина провела сравнительный анализ двух переложений поэмы. Давайте ее послушаем.

 

 

- Естественно, не только поэты и музыканты проявляли интерес к произведению. Композиторов оно вдохновляло на создание музыкальных произведений.

 

Доклад № 6. Сережа Гвоздев.

 

- Ребята, запишите в тетрадь имена композиторов, которые сейчас прозвучат.

18 апреля 1869 годана музыкальном вечере у В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 годукомпозитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунови Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано. Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

Опера «Князь Игорь», показанная вначале только в отрывках, быстро завоевала симпатии передовой публики. Богатство мелодий, которые по силе выразительности могли сравниться с народными, правдивость музыкального выражения, реализм обеспечили опере вскоре триумф и на сценах западных оперных театров.

Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербургена сцене Мариинского театра.

 

- Спасибо, Сергей! Ребята, прослушайте отрывок из оперы «Князь Игорь» - это «Песнь половецких дев» в исполнении Наташи Морозовой. Это современная обработка музыки Бородина.

 

На ваших столах листки с вопросами. Думаю, за то время, пока длится музыка, вы легко ответите на вопросы экспресс-теста.

 

Сдайте мне ваши тесты.

Давайте осмыслим то, что увидели и услышали сегодня. Несомненно, у грандиозного литературно-исторического произведения, вокруг которого создан целый художественный мир, должна быть не менее грандиозная цель. Маша, сформулируй, пожалуйста, главную идею «Слова о полку Игореве», как ты ее понимаешь.

 

Доклад № 7. Маша Тимохина.

 

  1. Домашнее задание.

Ребята, наша конференция подошла к концу. Все материалы конференции будут размещены на сайте Дневник.ru, чтобы вы могли обратиться к ним при подготовке к тесту, который мы будем писать в конце первой четверти. (на доске)

- Запишите домашнее задание. (На доске) 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн