Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа элективного курса «Биология в задачах»

 

В современных условиях значительно меняется содержание среднего биологического образования, утверждены многочисленные альтернативные учебные программы и учебники по биологии для средней школы, появились школы, гимназии, лицеи с различным уровнем изучения отдельных предметов или циклов учебных дисциплин. В связи с переходом системы полного среднего образования на профильное обучение в учебные планы включаются различные элективные курсы. С одной стороны, содержание этих курсов призвано углубить и расширить знания и умения учащихся по определенным предметам. С другой стороны, элективные курсы должны максимально реализовать как метапредметные связи и связь с жизнью, так и возможности осознанного выбора школьником своей будущей профессии.

Учитывая, что наибольшие проблемы во внедрении элективных курсов

будут испытывать сельские школы, а также то, что для учащихся этих школ особый интерес может представлять сельскохозяйственная тематика, нами разработан  элективный курс - довузовская подготовка-«Биология в задачах».

Программа курса «Биология в задачах» рассчитана на учащихся Х-ХI классов, которые сделали выбор соответствующего профилирующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям  сельскохозяйственного  направления, медицинского направления, биолога и эколога. Однако материал данного элективного курса вполне приемлем для проведения в 8-9 классах предпрофильных краткосрочных курсов по отдельным модулям для профориентации и подготовки для сдачи ГИА.

Теоретической базой курса служат химия и биология. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках химии и биологии, учащиеся овладевают теоретическими и практическими навыками .

В задачи курса входит более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами лабораторных работ, правилами ТБ, лабораторным оборудованием, углубленное изучение отдельных вопросов общей биологии.

Программа курса «Биология в задачах» предполагает ознакомление учащихся со свойствами почвы, её составом, строением и видами, а также с основами мелиорации почв.Учащиеся приобретают навыки работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой и реактивами, учатся самостоятельно проделывать агрохимические анализы различных типов почв, некоторых удобрений. В качестве объектов исследования отобраны минеральные удобрения, химическое строение и свойства которых легко анализируются на основе школьного курса химии.

Кроме этого, программа курса предполагает:

-развитие интересов учащихся в области биологии и  и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы;

-дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умения самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли биологической науки в развитии сельского хозяйства;

-расширение и углубление знаний учащихся о строении, жизнедеятельности и значения отдельно взятых групп живых организмов.

-расширение научного мировоззрения учащихся и уточнение естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

-воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

-подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

Наряду с образовательными, курс предполагает решение воспитательных задач и развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.

На первых занятиях курса школьники знакомятся с предметом и задачами биологии, историей её развития, а также с общими понятиями этой науки. После этого учащиеся более подробно знакомятся с биологическим кабинетом, посудой и лабораторным оборудованием. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности работы в биологическом кабинете с соответствующей его регистрацией в журнале биологического кабинета.

Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их

ответственность к занятиям.

Занятия курса целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности (эксперимента) и самостоятельности учащихся.

На каждое занятие назначаются ответственные дежурные. Целесообразно давать учащимся опережающие домашние задания, чтобы ученики заранее были ознакомлены с темой и материалом занятия. Это сэкономит время, а занятия пройдут более плодотворно, учащиеся будут работать более осмысленно.

Ознакомление учащихся с теоретическим материалом разделов курса сопровождается выполнением практических работ по определению свойств почвы, распознаванию удобрений, определению содержания тех или иных элементов в составе почвы, в течение которых каждый ученик самостоятельно проделывает экспериментальную часть темы.

Для исследования ученик получает пробу анализируемой почвы или удобрение. Сравнивая полученные результаты с содержанием определяемого показателя в норме, высказывается утверждение о соответствии или несоответствии данной пробы требованиям, предъявляемым к почве или удобрению.

Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой.

В любом случае предполагается возможность вариативного разноуровневого проведения курса на основе педагогики сотрудничества учителя и ученика с применением оптимального сочетания различных методов обучения. Повысить эффективность курса (в зависимости от условий школы) можно также, если проводить его на базе средних и высших специальных образовательных учреждений, в тесном сотрудничестве с агрохимическими лабораториями. В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде курсовых работ и стенных газет.

Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным является защита творческой работы и выпуск стенгазеты по индивидуальным темам.

Основными идеями курса являются:

-биологическая  наука служит интересам человечества, и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;

-наш мир - это материальное единство неживой природы и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ между организмом и окружающей средой;

-человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости;

-агрохимические лабораторные исследования являются важнейшим звеном в

производстве сельскохозяйственной продукции с максимальным эффектом и

минимальными отрицательными экологическими последствиями для окружающей среды;

-без прочных знаний биологии нельзя стать настоящим биологом-лаборантом,медиком,работником сельского хозяйства, учителем биологии, физкультуры.

Прикрепленный файл Size
Программа электива.doc 110 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн