Возраст 12-14 лет для подростков является переходным, поэтому в этом возрасте часто вохникают прлблемы с их воспитанием. В этом возрасте у ребенка происходит перестройка всего организма, появляются вторичные половые признаки, у мальчиков ломается голос, у девочек наступают периоды менструаций. Все это для ребенка, как правило, является полной неожиданностью, и сказывается на его психическом состоянии. Очень часто в этот период у подростков наступает депрессивное состояние, может проявляться беспричинное беспокойство, агрессия. В этот период некоторые подростки начинают пробовать «запретные плоды» взрослой жизни – алкоголь, секс, наркотики.
В этот сложный период подросток должен определиться с выбором будущей профессии, чтобы решить для себя, стоит ли учиться дальше или следует поступить в начальное или среднее профессиональное учебное заведение.
Для учителей и родителей этот период является не менее сложным. Постоянные перебранки на повышенных тонах из-за непонимания, неуважения, максимализма и циничности подростков вызывают у взрослых людей ответную и не всегда адекватную реакцию, что способствует различным разбирательствам, вплоть до суда. В этот период для педагога очень важно сохранить свой авторитет и позитивное отношение к себе своих учеников. Ради этого придется пожертвовать своим временем и уделить подросткам больше внимания, чтобы понять их чувства и настроение.
Многие педагоги необдуманно обвиняют подростков в социальном инфантилизме, скептицизме и иждивенческих настроениях. Однако надо понимать, что подросток в таком возрасте еще не является полноценной, социально ответственной личностью, ведь он только вчера был простым ребенком, к которому не предъявлялось никаких особых требований. Отсюда следует, что необходима предварительная нравственная подготовка подростков к этому сложному этапу в его развитии.
В качестве главной задачи воспитательного процесса выступает воспитание в школьнике самостоятельности в принятии решений, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Эту задачу ставили перед педагогами мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит, советские исследователи – А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и И. Ф. Харламов, Н. И. Болдырев, а также российские ученые – Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый и Л. Г. Григорович. Каждый из них внес свою лепту в формирование методики нравственного воспитания.
Этика как наука о нравственном аспекте жизненных позиций личности в обществе, о взаимоотношениях между людьми, моральных принципах и традициях, способствует разъяснению значения нравственного воспитания для становления социально значимой личности. Этические беседы с подростками необходимо проводить регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог учителя, который воспринимается как назидательные наставления. Между учителем и учениками должна быть именно беседа, причем открытая, с возможностью высказать каждым ее участником свое личное мнение и аргументировать свое высказывание. При этом необходимо приучить подростков уважать мнение собеседников, а для этого учитель должен сам внимательно выслушать каждого ученика до конца, не прерывая его на полуслове. Уважение учеников к словам учителя только в том случае может быть достигнуто, когда оно будет взаимным. Недостатки и недочеты семейного воспитания в подростковом возрасте могут проявиться особенно явно, поэтому с родителями также необходимо регулярно проводить этические беседы, разъясняя основные принципы нравственного воспитания и его значения для формирования всесторонне развитой, целостной личности.
|