Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Здрук В.И. Основы светской этики

Автор: 
Здрук Валентина Ивановна
Место работы: 
МБОУ Березниковская ООШ учитель начальных классов
Контакты: 
http://shkola-berezniki.ru/

 

Основы светской этики

 

Добродетель и порок

 

Цель урока: продолжить формирование представления у детей о понятиях добродетель и порок.

Задачи:

  1. Развить этические чувства доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, показать, как связано между собой добродетель и добро, порок и зло.
  2. Развить готовность слушать собеседника, вести диалог, определить вместе с учащимися, какие поступки людей являются порочными, а какие добродетельными.
  3. Развить установку личности, поступать согласно своей совести, помочь учащимся увидеть  друг в друге добродетельные черты.

Тип урока: продолжение изучения нового материала.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: добро, зло, добродетель, порок.

Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.  Аристотель

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Возможные вопросы к учащимся:
-Какого человека можно считать добродетельным?
-Какие сказки о Добре и зле вы вспомнили? ( дети называют сказки) (работа по слайду)
-Что такое добро? Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок.
-Что такое зло? Назовите порочные поступки.
-Как в этих сказках награждается добродетель  и наказывается порок?
На кого бы  мне хотелось быть похожим и почему?
3.Продолжение работа над новым материалом
Целевая установка.
Сегодня мы продолжим разговор о добродетели и пороках.
- Как понимал ДОБРОДЕТЕЛЬ древнегреческий философ Аристотель?
-Какое чувство важно сохранять при стремлении к ДОБРОДЕТЕЛИ?  (свободное высказывание детей)
Учитель:
- Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность  поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
Приведем несколько примеров.
(Чтение учебника с.20, второй абзац. )
-Кого можно назвать расточительным? Скупым? Щедрым?
-Как научиться щедрости? (слайд)
-Каким образом мы можем развить в себе щедрость?
-Какое сочетание качеств проявляется в щедрости?
-Когда мы щедры, какие чувства приходят к нам?
(чтение сказок: «Сказка о щедром сердце» М.Скребцова, «Бабушка удава» Г.Остер)
БАБУШКА УДАВА
- Знаете что, - предложила бабушка, - … сейчас я займусь вашим воспитанием.
- Простите, но мы сегодня уже завтракали, - сказал попугай.
- Знаете, - сказал слоненок, мы вообще очень хорошо питаемся.
- Особенно я! – сказал удав.
- Я говорю не о питании, а о воспитании! – объяснила бабушка.
- А воспитание, это что? – спросила мартышка.
- Это много чего, сказала бабушка. – В двух словах не скажешь.
- Ну, вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
- Спелый банан? – уточнила мартышка.
- Очень спелый, - кивнула бабушка.
- Съем! - сказала мартышка.
Бабушка неодобрительно покачала головой.
- Сначала скажу “спасибо”, - поправилась мартышка. – А потом съем!
- Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка.
- Но вежливость – это еще не воспитание!
Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
- А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.
- Действительно, бабушка, - поддержал мартышку удав. – Он же его может взять!
- Непременно возьмет! – решил попугай.
Слоненок ничего не сказал, но про себя тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется. Если, конечно, он умный, этот товарищ.
- Нет! Воспитанной быть неинтересно! – сказала мартышка.
- А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: - Попробуй!
- Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?
Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом снова на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
- Большое спасибо! – сказала мартышка бабушке и уже открыла рот, чтобы съесть банан, но вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?
- Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.
- Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!
И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал “спасибо” и стал очищать банан от кожуры. Попугай подошел к слоненку и стал смотреть, как слоненок это делает. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.
- Бери! Это тебе! – сказал слоненок.
Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.
- Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.
Сначала мартышка очень удивилась, а потом еще сильней обрадовалась. Она подпрыгнула и закричала:
- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, тебе кто-нибудь что-нибудь предложит! Красота!
- Хм! – сказала бабушка. – Когда я говорила о воспитании, я не совсем это имела в виду. Но в общем ты, мартышка, права. Если никому ничего ни для кого не жалко – это действительно красота. – И бабушка еще раз сказала: - Хм! – Это “Хм!” она сказала не мартышке, и не слоненку, и не попугаю, и даже не своему внуку удаву. Это “Хм!” она сказала сама себе.
(Г.Остер)
(Размышления детей)
СКАЗКА ПРО ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы... (М. Пляцковский http://www.zayka.net/index.php?option=c ... 3&Itemid=5
)

Физкультминутка:
 Игра  «Добродетели и пороки»
( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)

 

Перейдем еще к одной добродетели, которая тоже находится между двумя пороками.
Вредность-дружелюбие-угодничество.

( свободное высказывание детей)

Использую приём «инсерт». У детей на партах тексты.

 

Дружелюбие – середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми.

 

Угодливый человек хочет понравиться всем, всем льстит, угождает. Если угодничество сочетается с желанием получить собственную выгоду, то получается подхалимство.

 

Дружелюбие как добродетель – это умение поддерживать отношения с другими людьми, не забывая о чувстве собственного достоинства, т. е. уважения к себе. Это чувство не даёт человеку унижаться, отвечать грубостью на грубость и т. п.

(Размышления детей.)
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).

Физкультминутка:
Игра «Колечко дружелюбия»
Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.

Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться  - это мужество.
- Между какими пороками оно находится? (раб. с уч. с.21)
-   Как понимаете ?
(Чтение  учебника с.21.)

Мужество:

  1. (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах
  2. одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.

(Работа в парах, в парах сменного состава)
4.Закрепление:
Составить синонимический ряд к основным добродетелям.

Дружелюбие

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, непоколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердный на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрость

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

Вставить в высказывания слова по смыслу.


Истинное мужество - осторожность. – Еврипид

Мужество без благоразумия - только особый вид трусости. – Сенека

Дружелюбие удваивает радости и наполовину сокращает горести.
- Френсис Бэкон -

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. - Библия -

 

5.Итог урока:
6.Задание на дом:
Учебник с.21
1. Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
2. Что в перечисленных ниже качествах является добродетелью, а что – пороками (избытком или недостатком)? Расположите их так, как было показано в тексте учебника. Объясните свой выбор.      ЗАСТЕНЧИВОСТЬ            БЕССТЫДСТВО
СКРОМНОСТЬ
3.Расскажите о своих поступках или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. Обоснуйте своё мнение.

Самоанализ Когда ты бываешь щедрым? Поставь себе «+» или «-»:
Только тогда, когда имею лишнее и ненужное  
Только тогда, когда я чувствую жалость к определенному человеку  
Когда я добрый  
Всегда  
  Презентация

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн