Место работы:
МБОУ Березниковская ООШ учитель начальных классов
Контакты:
http://shkola-berezniki.ru/
Основы светской этики
Добродетель и порок
Цель урока: продолжить формирование представления у детей о понятиях добродетель и порок.
Задачи:
- Развить этические чувства доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, показать, как связано между собой добродетель и добро, порок и зло.
- Развить готовность слушать собеседника, вести диалог, определить вместе с учащимися, какие поступки людей являются порочными, а какие добродетельными.
- Развить установку личности, поступать согласно своей совести, помочь учащимся увидеть друг в друге добродетельные черты.
Тип урока: продолжение изучения нового материала.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: добро, зло, добродетель, порок.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. Аристотель
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Возможные вопросы к учащимся:
-Какого человека можно считать добродетельным?
-Какие сказки о Добре и зле вы вспомнили? ( дети называют сказки) (работа по слайду)
-Что такое добро? Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок.
-Что такое зло? Назовите порочные поступки.
-Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
На кого бы мне хотелось быть похожим и почему?
3.Продолжение работа над новым материалом
Целевая установка.
Сегодня мы продолжим разговор о добродетели и пороках.
- Как понимал ДОБРОДЕТЕЛЬ древнегреческий философ Аристотель?
-Какое чувство важно сохранять при стремлении к ДОБРОДЕТЕЛИ? (свободное высказывание детей)
Учитель:
- Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
Приведем несколько примеров.
(Чтение учебника с.20, второй абзац. )
-Кого можно назвать расточительным? Скупым? Щедрым?
-Как научиться щедрости? (слайд)
-Каким образом мы можем развить в себе щедрость?
-Какое сочетание качеств проявляется в щедрости?
-Когда мы щедры, какие чувства приходят к нам?
(чтение сказок: «Сказка о щедром сердце» М.Скребцова, «Бабушка удава» Г.Остер)
БАБУШКА УДАВА
- Знаете что, - предложила бабушка, - … сейчас я займусь вашим воспитанием.
- Простите, но мы сегодня уже завтракали, - сказал попугай.
- Знаете, - сказал слоненок, мы вообще очень хорошо питаемся.
- Особенно я! – сказал удав.
- Я говорю не о питании, а о воспитании! – объяснила бабушка.
- А воспитание, это что? – спросила мартышка.
- Это много чего, сказала бабушка. – В двух словах не скажешь.
- Ну, вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
- Спелый банан? – уточнила мартышка.
- Очень спелый, - кивнула бабушка.
- Съем! - сказала мартышка.
Бабушка неодобрительно покачала головой.
- Сначала скажу “спасибо”, - поправилась мартышка. – А потом съем!
- Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка.
- Но вежливость – это еще не воспитание!
Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
- А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.
- Действительно, бабушка, - поддержал мартышку удав. – Он же его может взять!
- Непременно возьмет! – решил попугай.
Слоненок ничего не сказал, но про себя тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется. Если, конечно, он умный, этот товарищ.
- Нет! Воспитанной быть неинтересно! – сказала мартышка.
- А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: - Попробуй!
- Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?
Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом снова на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
- Большое спасибо! – сказала мартышка бабушке и уже открыла рот, чтобы съесть банан, но вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?
- Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.
- Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!
И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал “спасибо” и стал очищать банан от кожуры. Попугай подошел к слоненку и стал смотреть, как слоненок это делает. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.
- Бери! Это тебе! – сказал слоненок.
Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.
- Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.
Сначала мартышка очень удивилась, а потом еще сильней обрадовалась. Она подпрыгнула и закричала:
- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, тебе кто-нибудь что-нибудь предложит! Красота!
- Хм! – сказала бабушка. – Когда я говорила о воспитании, я не совсем это имела в виду. Но в общем ты, мартышка, права. Если никому ничего ни для кого не жалко – это действительно красота. – И бабушка еще раз сказала: - Хм! – Это “Хм!” она сказала не мартышке, и не слоненку, и не попугаю, и даже не своему внуку удаву. Это “Хм!” она сказала сама себе. (Г.Остер)
(Размышления детей)
СКАЗКА ПРО ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы... (М. Пляцковский http://www.zayka.net/index.php?option=c ... 3&Itemid=5)
Физкультминутка:
Игра «Добродетели и пороки»
( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)
Перейдем еще к одной добродетели, которая тоже находится между двумя пороками.
Вредность-дружелюбие-угодничество.
( свободное высказывание детей)
Использую приём «инсерт». У детей на партах тексты.
|
Дружелюбие – середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми.
|
|
Угодливый человек хочет понравиться всем, всем льстит, угождает. Если угодничество сочетается с желанием получить собственную выгоду, то получается подхалимство.
|
|
Дружелюбие как добродетель – это умение поддерживать отношения с другими людьми, не забывая о чувстве собственного достоинства, т. е. уважения к себе. Это чувство не даёт человеку унижаться, отвечать грубостью на грубость и т. п.
|
(Размышления детей.)
Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).
Физкультминутка:
Игра «Колечко дружелюбия»
Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.
Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это мужество.
- Между какими пороками оно находится? (раб. с уч. с.21)
- Как понимаете ?
(Чтение учебника с.21.)
Мужество:
- (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах
- одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.
(Работа в парах, в парах сменного состава)
4.Закрепление:
Составить синонимический ряд к основным добродетелям.
Дружелюбие
|
смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, непоколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность
|
Мужество
|
великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердный на помощь, на подарки, на раздачу милостыни
|
Щедрость
|
благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.
|
Вставить в высказывания слова по смыслу.
Истинное мужество - осторожность. – Еврипид |
Мужество без благоразумия - только особый вид трусости. – Сенека
|
Дружелюбие удваивает радости и наполовину сокращает горести.
- Френсис Бэкон -
|
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. - Библия -
|
5.Итог урока:
6.Задание на дом:
Учебник с.21
1. Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
2. Что в перечисленных ниже качествах является добродетелью, а что – пороками (избытком или недостатком)? Расположите их так, как было показано в тексте учебника. Объясните свой выбор. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ БЕССТЫДСТВО
СКРОМНОСТЬ
3.Расскажите о своих поступках или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. Обоснуйте своё мнение. Самоанализ Когда ты бываешь щедрым? Поставь себе «+» или «-»:
Только тогда, когда имею лишнее и ненужное |
|
Только тогда, когда я чувствую жалость к определенному человеку |
|
Когда я добрый |
|
Всегда |
|
Презентация
|