Submitted by Светлана Ивановна Кучер on Tue, 23/10/2012 - 06:17
Тема: «Мировоззрение и творчество писателя».
Цель:1. Познакомить учащихся с литературоведческими понятиями.
2. Раскрыть их взаимосвязи. Развивать умения соотносить данные литературоведческие понятия с конкретными художественными произведениями.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: лекция с элементами практической работы.
Ход урока.
Организация класса.
Актуализация изученного:
Что такое драма?
Перечислите особенности драматического произведения. Приведите примеры драмы. Сделайте вывод.
Объявление темы, постановка целей и задач.
Работа над новой темой.
Всякое литературное произведение является отражением жизни, данным с точки зрения писателя. Оно, прежде всего, выражает мысли и чувства писателя.
Только в том случае, если, писатель выразил в своём произведении то, что его волновало, произведение будет выражением мировоззрения автора. Именно в нём он высказывает своё отношение к миру, даёт свою оценку.
Мировоззрение художника сказывается, прежде всего, в том, о чём он говорит в своём произведении.
Из всего многообразия жизненных явлений писатель выбирает лишь некоторые.
Этот выбор определяется тем, что писатель считает наиболее интересным и важным, более существенным.
Творческий процесс начинается с выбора тех явлений, которые писатель выделяет из остальных жизненных явлений.
Следовательно,
изначально творческий процесс неразрывно связан с мировоззрением писателя:это выбор явлений, о котором он говорит в произведении.
второе, что делает писатель – это изучает взаимосвязь данного явления с другими, наиболее важными и характерными.
Далее он даёт оценку, высказывает собственное отношение к повествованию.
Художник выбираете или иные человеческие характеры и заставляет их действовать так, чтобы в них выступали черты, наиболее важные и существенные.
Таким образом, выбор явления, его оценка, изображение связей с другими явлениями, - всё это представляет собой осуществление мировоззрения писателя. Нет ни одного элемента в произведении, который бы не отражал идейные позиции автора и его мировоззрение.
Однако произведение несёт в себе материал, который может расходиться с мировоззрением писателя. – Приведите примеры.
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», - утверждает И.С. Тургенев.
Об этом же говорит и Ф. Энгельс, оценивая творчество О. де Бальзака: «Его симпатии на стороне класса, осуждённого на вымирание… . Я считаю одной из величайших побед реализма….,то, что он принуждал идти против своих собственных классовых симпатий». Т.е. творчество писателя шире его мировоззрения, хотя мировоззрение и лежит в основе творчества. А образ произведения шире его идеи.
Таким образом, произведения прошлого имеют большое познавательное значение, а каждое новое поколение по–своему подходит к его осмыслению.