Уважаемые коллеги, приглашаю Вас к обсуждению одной из основных особенностей организации образовательного процесса - оценочной деятельности в современной школе.
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Ни одного участника образовательного процесса традиционная система не удовлетворяет. Вместо пятибалльного оценивание стало трехбалльным: отметок «1» и «2» не существует -это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются лишь при текущем оценивании и практически не используется при итоговом, что явно свидетельствует об их номинальном существовании и фактическом неприменении. В условиях ЕГЭ потускнел и образ «5», отличная отметка в аттестате не коррелируется с результатами единого государственного экзамена.
В традиционной системе оценивания существуют проблемы:
- не разработана критериальная база оценивания;
- закрытость для учащихся требований, выполнение которых оценивается;
- при пятибалльной системе ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного развития, что не способствует поддержанию мотивации учения;
- ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов;
- использование методов, средств, форм оценивания без учета возрастных особенностей школьников;
- отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую;
- отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией педагога. Образ учителя в сознании общества в целом и каждого ученика в частности слился с образом контролера;
- отношения «родитель-ребенок» и «учитель-родитель» тоже не вызывают положительных эмоций: при пятибалльном оценивании очень сложно говорить об объективности, а ведь именно этого ждут участники образовательного процесса;
- ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать себя сам, у детей не формируется адекватная самооценка;
- низкий уровень компетентности педагогов в области целей, задач, содержания, методов и средств организации оценочной деятельности, ее роли в формировании и развитии оценочных и рефлексивных умений, значении в сохранении психологического здоровья.
Понимание ФГОС как общественного договора проявляется в согласованности потребностей и интересов государства, общества и личности. Проецируя это положение на систему оценки, мы понимаем, что на всех уровнях должна быть согласована оценочная политика.
На уровне государства интересы и потребности в достоверной и содержательной информации о результатах школьников сформулированы и зафиксированы в виде требований к планируемым результатам освоения ООП ООО и системе оценки их достижения.
На уровне образовательного учреждения оценочная политика должна быть согласована между всеми педагогами и администрацией школы. Преемственность подходов к оценке образовательных результатов школьников играет важную роль в достижении единства требований, методов, форм, инструментария и других составляющих системы оценки. Содержание раздела ООП ООО «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО» должна рассматриваться как норма, регулирующая оценочную практику всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
На уровне общественности оценочная политика должна быть понятна и социальным партнерам, заинтересованным в эффективной деятельности образовательного учреждения, и родителям обучающихся. Что оценивается? Как оценивается? По каким критериям? Ответы на эти и другие вопросы об оценке должны быть представлены школой и согласованы с общественностью.
На уровне личности обучающегося оценочная политика также должна быть согласована. Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности, что обеспечит формирование его самооценки как универсального учебного действия.
|
На: Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного об
Сгласна на все 100, что прежде чем переходить на ФГОС с 5 класса необходим чёткий критерий оценивания, тематические и комплексные контрольные работы.
Пока ни в книжных магазинах, ни в сети не нашла ничего достойного. Приходиться вариться в собственном соку ( ведув 5 классах по ФГОС с сентября 2012г.).
Лариса Андреева
На: Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного об
Хорошо было бы организовать вебинар по данной прблеме для учителей географии и биологии, как, например, был оранизован вебинар для педагогов начальной школы на сайте Издательского Центра ВЕНТАНА – ГРАФ в мае 2012г
С уважением,Вера Александровна.
На: Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного об
Наша группа в 2013 году и будет заниматься разработкой критериев оценивания различных заданий: проет, практическая работа, устный ответ, подготовка презентации и т.д.
На: Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного об
как можно говорить об оценивании презентаций, если не все дети знакомы с этим видом работы, как можно оценить проект, если дети , имеющие родителей знакомых с компьютером на уровне игры,не смогут найти даже минимум, вопросов множество, а вот ответ один.Не надо все регионы оценивать одинаково, мы все разные и по уровню жизни, и по уровню наличия комплекта работы по ФГОС.И еще я не согласна , что ученик сам себя должен оценить, дети начинают привыкать к тому , что им не надо задумываться , свою тройку можно получить всегда, а как быть с детьми с высоким потенциалом и низким уровнем жизни дома, как им не исчезнуть в этом мире безразличия со стороны родителей
викулька
На: Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного об
Считаю, что тема для обсуждения выбрана не случайно, она была и остаётся актуальной для всех участников образовательного процесса - как для педагогов, учеников, так и для родителей. Очень важно, например, поддержать мотивацию пятиклассников к изучению географии через контрольно-оценочную деятельность. Поэтому предлагаю обсудить критерии оценивания различных заданий к начальному курсу географии в 5 классе в условиях введения ФГОС. Но приоритет, на мой взгляд, всё-таки остаётся за самооценкой: оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика. Как воспитать у школьника адекватную самооценку учебных достижений?
С уважением,Вера Александровна.
На: Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного об
ФГОС ООО предлагает оценивать личностные, метапредметные и предметные результаты. Стандарты 2004 года не учитывали личностных результатов вообще и частично метапредметные.