Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи- звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях развития дети способны к самокоррекции.
Работаю по программе " От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Чтобы способствовать формированию правильного звукопроизношения , развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции на подготовительном этапе я провела консультацию для родителей с целью включения их в данную работу, поделила детей на подгруппы по степени сложности выявленных недостатков, подобрала и систематизировала дидактические игры и упражнения.
Работу с детьми я построила следующим образом: с детьми первой подгруппы работала каждый день (утром и вечером); с детьми второй подгруппы два-три раза в неделю; с детьми третьей подгруппы -один раз в неделю. Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определила в зависимости от результатов обследования речи детей в начале учебного года. В течении года дети в подгруппах менялись. Это зависит от их успехов. Наиболее остро передо мной, когда я начинала работать, встала проблема организации индивидуальной работы с детьми в режимных моментах. Не хватало времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними. Тогда я воспользовалась следующей схемой: детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагала индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагала индивидуальные задания, либо их подключала к уже работающим детям( последний вариант возможен только в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходила в подгрупповую. Когда собираются почти все дети , предлагала посмотреть кто чем занимался и каких результатов достиг. По аналогии проводила работу и во второй половине дня. Ее организовала как бы в обратном порядке: от подгрупповой к индивидуальной ( в зависимости как дети расходятся по домам).
В работе по формированию звуковой культуры речи в режимных моментах использовала различные дидактические игры.
В младшем дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес. Дидактическая игра - незаменимое средство для развития звуковой культуры речи младших дошкольников. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их проведении. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Дидактические игры и игровые упражнения дают возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо иинтересно.
Я использовала такие игры на звукоподражание , как "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и другие, предлагала детям пожужжать, как "пчела", погудеть как "паровоз", пощелкать как "кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны , жужжанию жука и других отмечалась высокая активность детей. Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Подражание являлось основой для формирования звуков.
Более пристальное внимание я уделяю воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.
«Чей это голос?»
Цель игры:Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки:лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Котенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры я провожу с разными животными. Например, показываю ребенку картинку. На ней нарисован петух.
— Кто это? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).
--А это кто?(Утка) А ласково ?(Уточка)
— Послушай слова : «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). ,От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читаю русскую народную песенку «Курочка- рябушечка». Сначала читаю детям всю песенку, а затем начинается диалог. Одеваю ребенку шапочку курочки и предлагаю ему отвечать на вопросы:
— Курочка- рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка- рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка- рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Также предлагаю детям фразы из стихотворений, например: "Колобок, колобок, я тебя съем..."они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
Чем хороши для меня эти игры, что их можно проводить в режимные моменты как в группе, так и вовремя прогулок.
Огромные педагогические возможности таят в себе подвижные игры. Они нашли широкое применение в развитии звуковой культуры речи младших дошкольников . В подвижной игре на фоне двигательной активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички, перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных проблем.
Рассмотрим пример.
Русская народная игра "Козлик и дети".
Воспитатель вместе с детьми выбирает водящего-" козлика".
Шёл козлик по мостику
И вилял хвостиком.
За перила зацепил
Прямо в речку угодил.
(Дети встают в круг, а козлик в середину.)
Вышел козлик погулять
Свои ножки поразмять.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами) .
Козлик ножками стучит
По-козлиному кричит.
(Дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на двух ногах с продвижением вперед.)
-Ме-Ме-Ме!
(Дети разбегаются, а козлик их ловит) .
- Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким? Как козлик кричал?
Использование подвижных игр в педагогическом процессе позволяет мне не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует приобщению к народной культуре.
В своей работе активно использую подвижные игры с речевым материалом, например: игра « Бусинки». Перед началом игры выбираем ведущего, который будет ловить детей –собирать «бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По моей команде начинается ходьба за ведущим по кругу (можно в дальнейшем усложнить ходьбой змейкой), одновременно дети произносят текст:
Раскатились бусинки по ковру.
Я сегодня бусинки соберу.
Насажу на ниточку по одной-
Бусики получатся для мамочки родной.
(С окончанием слов все разбегаются, а "козлик" их ловит.)
Во время произношения текста выделяю слова бусинки, бусики,при этом выделяю звуки б,с,к.
В конце года включаю тексты со звуком Р.При выполнении на прогулке спортивного упражнения «прыжки в длину с места» я произношу вместе с детьми следующее четверостишие:
Если хочешь
Быть здоров -
Прыгай с нами
Через ров!
В соответствии с ФГТ интегрирую область Коммуникация, куда входит звуковая культура речи, с другими образовательными областями: здоровье, познание, физическая культура, музыка.
Использовав индивидуальную и коллективную работу с детьми, заметила что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость детей снижается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния.
Чтобы привлечь родителей к данной работе, я предлагаю им взять домой на вечер карточки с дидактическими играми и упражнениями, чтобы у них была возможность еще и дома поиграть с детьми.
В итоге моей работы по формированию правильного звукопроизношения дети значительно отчетливее произносят слова и короткие фразы, говорят спокойно , с естественными интонациями, вырабатывается правильный темп речи.
|