Организационный этап.
- Посмотрите на свою парту: всё ли готово к уроку. Давайте начнем урок.
Работа с выставкой книг.
- С каким разделом нашего учебника мы работаем?
(«Лис Миккель и другие»)
- О чем читаем произведения в этом разделе?
(Сказки зарубежных авторов о животных)
-С произведением какого автора мы познакомились вчера на уроке?
(Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты)
Подготовительная работа.
-Нашу работу начнём такими словами:
Если ты попал в беду,
Если трудно одному,
Ты ищи себе друзей:
С ними вместе веселей!
-Как вы думаете, почему именно этими строчками мы начали наш сегодняшний урок?
- Сегодня мы вместе с героями сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» отправимся в путешествие в загадочный город Бремен. А девизом нашего путешествия будут эти строки.
Определение темы урока.
-К этому уроку ребята каждой группы подготовили задания. Сегодня на уроке мы проверим, как группы справились с заданием.
Итак, сегодня мы работаем со сказкой… «Бременские музыканты» немецких сказочников… братьев Гримм.
Выступления групп с подготовленными заданиями.
Комплексный анализ сказки.
1.Отгадывание загадок.
-Чтобы узнать, какие герои будут путешественниками нужно отгадать загадки, которые подготовили ребята:
Загадки:
1. Сер,
Да не волк, длинноух,
Да не заяц,
С копытами,
Да не лошадь. (Осел.)
2. Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.( Кот.)
3. В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.(Собака)
4. Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.(Петух)
- Есть ли что-то общее у всех этих загадок? (отгадки - животные, живая природа, это герои сказки «Бременские музыканты»)
2.Сообщение о немецком городе Бремен.
-Ребята, кто из вас слышал о таком городе – Бремен?
-Послушайте сообщение, которое подготовили ребята, и подготовьтесь рассказать интересные факты об этом городе.
Бремен – город на севере Германии, расположенный на обоих берегах реки Везер. Город был основан в 787 году в 8 веке императором Карлом Великим. Процветание Бремена началось после присоединения к Ганзейскому союзу в 14 веке, причем богатство основывалось на торговле кофе и шерстью.
- Что интересного вы узнали о городе Бремен?
3.Инсценировка начала сказки «Бременские музыканты» (группа театрального кружка)
…до слов: «Пошли они вместе.»
-Какой эпизод соответствует отрывку, который показали нам ребята?
(Начало сказки)
-Назовите героев сказки.
(Осел, кот, собака, петух)
-Какая причина заставила героев покинуть обжитые места и пойти в путешествие?
(Эти животные стали стары и уже не нужны своим хозяевам)
-С какой целью герои отправились в город Бремен?
(Стать уличными музыкантами)
4.Чтение сказки по смысловым частям.
Работа по содержанию.
2 смысловая часть.
-Читаем сказку далее. (до слов «-Вышли они на поляну, а на поляне дом стоит, и окошко в нём светится»)
1) выполните задание на карточках (соединить название животного с инструментом, на котором играет; со звуками, которые произносит; с кормом, который ему хотелось бы съесть)
3 смысловая часть
2)-Задание: найти и прочитать отрывки, соответствующие рисункам, которые подготовили ребята.
Построение картинного плана данной смысловой части.
Чтение сказки про себя.(с 56)
-Кто думает по-другому, прочитает свой отрывок?
-Какой картинки здесь не хватает?
(рисунка на с 57)
-Прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
Концовка сказки
-Как же наши герои встречают разбойника, который пришёл разведать обстановку?
Зачитайте отрывки, соответствующие поведению каждого героя при встрече с разбойником.
Инсценировка последнего эпизода сказки (слова разбойника «Беда! В нашем доме…»)
-Каким образом бременским музыкантам удалось прогнать разбойников?
Моделирование обложки произведения.
Автор - братья Гримм
Жанр – сказка
Тема – о животных
Название – Бременские музыканты
Сравнение сказки «Бременские музыканты»
бр. Гримм с р.н.с. «Зимовье зверей»
- Ребята, какие сказки вы узнали по сюжету, читая сказку бр. Гримм «Бременские музыканты»?
(«Зимовье зверей», «Как Джек за счастьем ходил»)
- На доске ребята подготовили модель обложки. Узнайте сказку. (Модель р.н.с.)
1)-Чтобы узнать сказку, ребята подготовили рисунки героев этой русской народной сказки.
- Узнайте произведение, назовите его автора.
(русская народная сказка «Зимовье зверей»)
- Зачем на нашем уроке появились эти герои?
2)сравнение моделей обложек
-Сравните модели обложек этих произведений, найдите общее и различия.
Общее:
а) это сказки
б) герои-животные, значит сказки о животных
Различия:
а) народная сказка и литературная (авторская)
3)сравнение сказок по содержанию:
Общее:
а) герои сказок вместе «сражаются» с «врагами»
Различия:
а) разные разделы учебника
б) 5 героев и 4 героя
в) разные герои – животные
4)сравнение и характеристика главных героев сказок:
- Сравните героев сказок, которые стали организаторами других, т.е. первыми.
-Вспомните характеристику этих героев по заданиям нашей тетради по литературному чтению.
Бык трудолюбивый, хозяйственный,добрый.
«И был у мельника осёл, хороший осёл, умный и сильный»)
-Кто из героев сказки вам понравился больше других и почему?
5)Вывод.
-Так какое же самое главное сходство мы нашли у этих двух сказок?
(Тема сказок – дружба животных.
Дружба – великая сила.)
Рефлексия.
- Предлагаю вам выбрать из предложенных пословиц только те, в которых выражена главная мысль сказок. Докажите правильность вашего выбора.
1)1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) 1.Делу – время, потехе – час.
2.Один в поле - не воин.
3) 1.Маленькая дружба лучше большой ссоры.
2.Родина – мать, умей за неё постоять.
4) 1.Ученье – свет, а неученье – тьма.
2.Дружба заботой да подмогой крепка.
5.Сообщение о памятниках героям сказки «Бременские музыканты»
-В начале урока мы говорили о немецком городе Бремен, в который пошли герои сказки братьев Гримм, чтобы стать уличными музыкантами.
- А вот чем ещё знаменит этот город нам расскажут ребята.
1)Памятник бременским музыкантам, созданный скульптором Герхардом Марксом и установленный в 1951 году, стоит в центре города Бремена и является символом города. Бронзовая скульптура представляет собой главных героев сказки: осла, собаку, кота и петуха, стоящих друг на друге в форме пирамиды.
-Но памятник знаменитым бременским музыкантам установлен не только в самом городе Бремен, но и в других странах, в том числе и в городах России.
2)Памятник бременским музыкантам – один из самых популярных памятников Старого города Риги. Расположен у алтарной части церкви Святого Петра. Бременские музыканты изображены в момент развития сюжета, когда они заглядывают в окно к лесным разбойникам. Памятник был установлен в 1990 году и выполнен бременским скульптором Кристом Баумгартелем, преподнесён в дар Риге городом – побратимом Бременом.
3)В России в городе Липецке установлен памятник бременским музыкантам по мотивам мультфильма «Бременские музыканты». Памятник выполнен скульптором Акопом Халафяном в стиле восточных труб.
4) В Красноярске в 2007 году открылся «поющий» памятник героям мультфильма «Бременские музыканты». Он выполнен из бронзы скульптором Александром Ткачуком. Памятник интересен тем, что 3 раза в день крик петуха возвещает о присутствии весёлой компании бременских музыкантов и звучит куплет известной песни из мультфильма «Мы к вам заехали на час…»
- Памятники бременским музыкантам установлены и в других городах России: Сочи, Липецке. Познакомиться с ними вы сможете при поездке в эти города, а также используя сведения в Интернете.
-Почему же именно героям сказки «Бременские музыканты» поставлены памятники в разных странах?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Давайте вернемся к строкам, которыми мы начали наш урок. Скажите, действительно ли, эти строчки были девизом на нашем уроке? Докажите свое мнение.
Самооценка работы группы.
-Выберите среди ребят вашей группы тех, кто активнее всех работал сегодня на уроке. Они достойны поощрения.
Домашнее задание.
- дома в тетради по литературному чтению вы выполните задание №4 (дать характеристику каждому герою сказки по предложенным параметрам), нарисовать рисунок , подготовитесь рассказать о герое, который вам больше понравился.
|
На: Сказка братьев Гримм "Бременские музыканты"
Уважаемая Светлана Николаевна. Большое спасибо за возможность познакомиться с опытом вашей работы по литературному чтению. При знакомстве с конспектом представленного урока видно, что цель урока была достигнута. При этом Вы используете разнообразные приемы литературного моделирования и формы работы с ними. Урок мне понравился. Он представляет собой взвешеный и обоснованный продукт совместной деятельности учителя и учащихся. Надеюсь, что и деткам было интересно и увлекательно работать на этом уроке. Всё продумано до мелочей.