Эпоха петровских преобразований и её место в истории России.
Великий Пётр первый большевик
Задумавший Россию перестроить
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к её грядущим далям.
М.Волошин "Россия"
imc.rkc-74.ru/dlrstore/4/4efcfa42-8c84-4746-9346-154f3276dd7e/16.jpg
План семинарского занятия
1.Внутренние и внешние изменения в развитии Рoссии, произошедшие в эпоху Петра I :
а) экономическая и социальная политика в первой четверти !8 века;
б) реформы органов власти ,управления и армии;
в) новые явления в сфере культуры и быта;
г) внешняя политика Петра I
2.Оценка личности Петра Великого и его деятельности.
3.Личное отношение к деятельности и личности Петра I.
Ход урока
i.Вступительное слово учителя.
Зачитывается эпиграф урока.Так определил значение петровских реформ известный поэт-философ М.Волошин. Обратите внимание на последнюю строчку эпиграфа "За сотни лет к её грядущим далям." Она подчеркивает,что именно петровские реформы во многом заложили модель российского общества на 300 лет вперёд вплоть до наших дней.
Наша задача на уроке- это попытаться датьоценку деятельности и личности Петра.
Но прежде, чем оценивать личность и государственную деятельность Петра,вспомним,что представляла Россия в конце 17 века.
Слово предоставляется учащимся ,изучавшим данный вопрос. Выступающие раскрывают содержание данного вопроса по плану:
1.Отсталость России в результате Смуты, огромных территорий;
2.милитаризация страны, крепостничество;
3. внешние факторы: отсутствие выхода к морям и др.
Вывод: Таким образом на рубеже XYII-XYIII веков Россия стояла на пороге преобразований.Для проведения преобразований нужен был импульс,толчок . Для этого нужна была личность. Такой личностью и стал Пётр 1. Реформы могли происходить в разных формах и привести к различным результатам.
Учитель: Какие же сферы общественной жизни России нач. !8 в. в наибольшей мере были охвачены процессом модернизации.?
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab015fa2-5f0c-4e0f-b134-61474b51cbd8/2str.jpg
Слово предоставляется учащемуся,который раскрывает вопрос " Экономическая и социальная политика в эпоху преобразований"
Вывод: К концу правления Петра 1 РОссия обогнала Англию Францию по производству чугуна. Русская армия и флот бурно развиваются и оснащаются. Но подавляющееся большинство мануфактур находилось в собственности государства, а это означало:
1. производство осуществлялось не на рынок , а на заказ. Этот заказ - государственный!
2. на мануфактурах использовался не наёмный труд, а труд приписных или крепостных крестьян.Производство сохраняет экстенсивный характер, федальный характер. О но основано на государственном принуждении, внеэкономических формах принуждения.
Словарная работа: экстенсивный характер производства-производство за счёт увеличения ресурсов.
Следующий вопрос раскрывается по теме "Реформы органов власти, управления и армии".
Вывод: Из выше сказанного видно Что в России сформировалась мощная военно-бюрократическая система. На верху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру1 титула императора. В современной исторической литературе существует две основные точки зрения по проблеме абсолютизма в России.
Лервая сводится к следующему: в России как минимум со времён Петра утвердился абсолютистский режим, который ничем не отличается от абсолютистских режимов Запада( неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат,централизованная система налогов)
Вторая точка зрения : в период Петра мы имеем не абсолютизм, а азиатмкий деспотизм или в России возникабсолютистский режим, типологически отличающийся от западного.
В чём состояла сущность культурного переворота петровской эпохи?
Вопрос раскрывается учащимися.
Вывод: Смысл и содержание петровского культурного переворота: стремление ко всеобщему порядку; выделение европеизированной дворянской культуры.
Знания и компетентность стали важнейшими ценностями петровской эпохи. Но новое входило в жизнь на фоне старого: взяток, доносов, коррупции, привычки опираться на родовые, клановые связи.Петровская политика тне только открывала окно в Европу, но и способствовала тому, что " европейский ветер дул" в России как можно сильнее.
Если раньше фасон одежды, ритуал еды, празднеств мало различались в семье боярина и крестьянина( отличия были качественные), то теперь европейский костюм, манеры, умение говорить на иностранных языках, поведение и уклад жизни, всё больше входили в "тело" высшего общества, окружение императора. Но основная же масса населения была настроена традиционно, жила как жили предки.
Раскол общества
Западноориентированная культура - часть населения -1/10
Традиционноориентированная культура - часть населения -9/10
Модернизация вызвала раскол на модернизированную ( западноориентированную ) культуру верхов и традиционную ( восточноориентированную) культуру общества.
Впоследствии это было оценено по- разному. Две позиции относительно петровского рывка продемонстрировали западники и славянофилы.
Попытаемся определить к какой позиции относится каждое из этих высказываний.
О, проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины
Кто на неё печать наложит
Мимоходящей новизны.
Н.М. Языков
Не пойдёт волной обратною
Волга- матушка раздольная,
И стезёю благодатною...
Русь вперёд помчится вольная!
Н.П. Огарёв
Таким образом Пётр обратился не за западной цивилизацией в целом , а эа её технологическими плодами. Но он не увидел в Европе, или увидел ,но не захотел взять дух свободного предпринимательства, уважение личности, неприкосновенность частной собственности, охрану прав индивида. Ему были понятны традиционные способы управления страной- насилие,внеэкономическое принуждение
Так кем является Пётр _ "чудом "или "чудовищем"?
II. Оценка деятельности Петра
В отечественной исторической науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер , сущность и результаты деятельности Петра1. Ещё при жизни Петра одни его бузудержно восхваляли( вице- президент Синода Феофан Прокопович), другие считали царём_ антихристом( старообрядцы)
По ходу рассказа на доске появляются высказывания:
"творец истории " ( "Петр создатель великой России из "ничего", "Пётр превратил русский народ в нацию", "Пётр подобен Богу", "" Пётр вдохнул душу в Россию");
"религиозный отступник" ("антихрист"," русский леший", "разрушил симфонию властей правосланой России").
В середине 18 века князь М.М.Щербатов в своём памфлете "О повреждении нравов в России" положил начало негативной оценке Петра в публицистике. Щербатов идеализировал патриархальные порядки 17 века, которые были нарушены Петром 1.
Н.М.Карамзин также порицал Петра за осмеивание русских обычаев и насаждение иноземных порядков, насилие, перенесение столицы из Москвы в Петербург.
В 40-е годы 19 века представители одного из течений раннего русского либерализма-славянофилы, стали утверждать, что Пётр "свернул Россию с естественного пути развития", чем нанёс России непоправимый ущерб, лишив её национального своеобразия.
"антипатриот" ( "нанавистник и разрушитель всего русского", "унизил национальный дух русского народа", "агент Кокуя (Запада) в Москве").
Историки "государственной школы", особенно С.М.Соловьёв, писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.
"спаситель Отечества" ("Пётр спаситель России от разложения", "спас Россию от тупиковых путей развития", "спаситель России от иностранного порабощения", "Пётр - хирург, спасший Россию от смертельной внутренней болезни")
Дискуссии о Петре 1 не утихают и в современной исторической литературе. Наиболее крупные специалисты по данной проблеме - Н.И.Павленко, Н.В.Анисимов- придерживаются разных концепций. Если первый видит в преобразованиях Петра крупный шаг по пути прогресса, то второй считает, что несмотря на введение ряда новшеств во всех сферах жизни общества и государства эти реформы вели к консервации самодержавно крепостнической системы в России.
Учитель: Действительно, полно ли Пётр открыл "окно в Европу?", "Стала ли Русь немецкой, чинной" или осталась восточно традиционной?" После Петра пошла Русь решительно по европейскому пути или её путь свернул в сторону от европейского?
Ещё Карамзин писал, что Пётр очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его "подражателем","обезьяно и попугаем одновременно": "Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною - Пётр".
Что имел в виду Карамзин7
Вывод Карамзина: "Пётр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привелдо его к обезьянничеству, а это в свою очередь к одичанию".
А.И.Герцен считал заслугой Петра 1 проведение преобразований, но осуждал методы Петра.
С.М.Соловьёв задался вопросам, была ли Русь до Петра варварской и дикой . И ответил : "Да. болезнь русского общества в варварском начале косности, в стремлении как можно меньше делать и жить на чужой счёт".
Вывод Соловьёва: "Пётр явился олицетворением... начало труда..., явился вечным работником на троне... отсюда ожесточённое преследование праздности, тунеядства, отлынивание от службы".
img-2005-08.photosight.ru/15/987002.jpg
Согласились бы вы с подобным утверждением?
Опираясь на характеристику уроков петровской " революции", данную Н.Я. Эйдельманом, можно сделать такую запись
Считалось
|
Оказалось
|
1.В рамках самодержавного строя крупные перемены невозможны |
1Система оказалась куда более гибкой |
2. Реформы проводить некому |
2."Реформы начни-люди находятся" Нужно не ждать, пока люди появятся, и потом начинать реформы,а наоборот. |
3. Когда революция идёт сверху, старый бюрократический аппарат сопротивляется |
3 Есть возможности справиться с сопротивлением. " Какие возможности?Одна- привлечь на свою сторону массы. Пётр массы не привлекал, но массу дворян привлекал" |
Вопросы и задания для учащихся :
III. Таким образом Кто же такой Пётр?
- "Варвар "или" цивилизатор?"
- "человек среди варваров".
- "Варвар среди людей".
- "Супер зверь среди людей"
Обращение учителя к учащимся: Какую фолрмулировку вы выберете? Если ни одну из перечисленных, то дайте свою.
-высказывания учащихся.
Перед вами несколько стихотворных отрывков, оценивающих деятельность Петра. Как вы их понимаете? прокомментируйте их:
ВЕликий Пётр распарянную глыбу
Собрал, стянул и раскачал.
М.Волошин. Китеж.
Что значит"распарянную глыбу"? На примерах объясните, как Пётр" собрал", как "стянул",и как" раскачал"?
Великий Пётр был первый большевик
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки ,
За сотни лет к её грядущим далям.
М. Волошин.Россия.
Почему поэт называет Петра " первым большевиком"?
Согласились бы вы с выводом, что реформы Петра:
1. Были вынужденными.
2. Остались незавершёнными, т. к. у государства не было сил изменить общество целиком. Перечислите, что ( какие сферы жизни затронуты реформами?) Пётр резко изменилв жизни России и что он не тронул?
Свои выводы запишите в таблицу:
Что затронули реформы?
Что изменилось?
|
Что реформы не затронули?
Что осталось прежним?
|
1.
2.
3.
|
1.
2.
3.
|
Сделайте вывод. Какие стороны российского общества затронула петровская" перестройка"?
Мы много говорили о характере деятельности Петра I . А мне бы хотелось остановиться на том, какое влияние на его деятельность его личные качества. "Пётр являлся фигурой огромного исторического масштаба, фигурой сложной и весьма противоречивой. Разумеется в характере Петра алексеевича были и положительные черты. Он был умён, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив систематического образования, он тем не менее обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. нет сомнений , что всё, что он делал, было напрвлено по мнению самого Петра, на благо России, а не его, царя, лично. Но многие личные качества Петра были обусловлены той суровой эпохи, в которой он жил, и в значительной мере определили его жестокость, подозрительность, властолюбие и т.п. Весьма показательно, что Петру нравилось когда его сравнивали с иваном Грозным. В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средствами, был не просто жесток к людям ( лично, например, рубил головы стрельцам в 1689 г ), но вообще смотрел на человека как орудие, материал для создания того, что было им задумано для блага империи. Петр не останавливался перед применением самых изощрённых методов средневековья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убеждён что во имя государственной "пользы" можно пренебречь моральными нормами."
Заканчивая наш урок хочется сказать, что "Петровские реформы" грандиозны по своим масштабам и последствиям. эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач. Неслучайно, философ Бердяев писал: "Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать своё слово". Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и консервировали российскую феодально- крепостническую систему.
В.О.Ключевский нередко хулитель ( иногда правый, иногда неправый Петра, сплетает ему венок славы: "Самовластие само по себе противно как политический принцип. его никогда не признает гражданская совесть.Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвоанием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева"."
Согласились бы вы с этим мнением?
Это и будет вашим домашним заданием.
|
На: Пётр Великий - "чудо" или "чудовище" ?
Не видя урока, только на основе разработки, очень трудно оставаться обективным экспертом. Ведь учитель организовал данный урок исходя из целого ряда факторов. Выход из затруднительного для меня положения я нашла во внесении своих поправок (то есть как бы сделала я)в существующую канву урока. 1) В освещении вопроса Россия на рубеже веков - осветить 2 точки зрения (добавила бы к указанной - Петр продолжатель дел отца и брата) 2) Освещение пунктов 1 вопроса плана не отдельными учениками, а группами) 3)Заполнение таблицы "Что затронули реформы, что не затронули" организовала после характеристики внутренних и внешних изменений в развитии России 4)Затем предоставила группам дидактический материал (извлечения из трудов историков разных периодов, по-разному оценивающих деятельность Петра и её результаты), на основе которого они должны сформировать свою позицию, но с обязательными аргументами. 5)В заключении проработать эпиграф урока.
На: Пётр Великий - "чудо" или "чудовище" ?
Урок очень интересный, направленный на развитие мышления и познавательских способностей учащихся.
На: Пётр Великий - "чудо" или "чудовище" ?
Уважаемая Татьяна! В целом урок понравился: чёткая структура материала, логика учителя - она поможет ученикам вспомнить и оценить ключевые моменты петровских преобразований; ценно обращение к историографии вопроса, литературным и философским наблюдениям . Интересна социологическая характеристика по расколу общества : "западноориентированная культура -1/10 часть населения,традиционноориентированная культура -9/10 часть населения"(кстати, откуда это?) Вот только как преподаватель-ремесленник всегда ищу у своих коллег нечто, что можно было бы взять в свою мастерскую, поэтому уж извините, ряд вопросов возникает... Как вы мотивируете своих ребят для подготовки этого семинара? В какой форме представляют свой материал? Что делают ученики во время выступления очередного выступающего? Какова роль учеников при формулировке выводов? Почему в названии темы обозначено два основных вопроса, а второй остаётся лишь на уровне безосновательных оценок ( где звучит сравнительная характеристика Россия- Запад хотя бы на уровне исторической справки?) И что касается оценки Петра ... Ну ,"большевик на троне" , ну "антихрист ", но откуда это "Чудо или чудовище?Супер зверь среди людей?" Я, т.к.достаточно много читал о Петре, соглашаюсь с Вами в оценке его деятельности, но ведь для детей всё же оценка должна "родиться" на уроке, или пусть уйдут с вопросом. А у Вас как-то всё очень гладко.
На: Пётр Великий - "чудо" или "чудовище" ?
Урок методически правильно построен, интересен, но хотелось бы, чтобы конспект урока был полным.