Место работы:
Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1 Республики Татарстан
Урок русского языка в 11 классе с использованием Единой коллекции ЦОР на тему: «Виды речевых и грамматических ошибок»
Цели:
1.Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
2.Уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте.
3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи:1.Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов - при построении предложений.
2.Уметь исправлять нарушения синтаксических норм.
3.Владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1.Карточки с индивидуальными заданиями;
2.Материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
3.Интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции ЦОР» в Интернете – http://school-collection.edu.ru).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
-Ученики зачитывают свои сочинения, которые они составили дома.
-Слушающие находят фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
-Анализ ошибок, допущенных в работах учащихся.
2. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об ошибках. Как вы понимаете, при проверке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, учитываются также фактические, логические, речевые и грамматические ошибки. Поскольку « врага надо знать в лицо», давайте рассмотрим перечисленные виды ошибок, чтобы избежать их в своих работах.
Слайд 3.
Что же такое фактическая ошибка?
Ученик. Как следует из самого названия, фактическая ошибка-это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения, обычно встречаются следующие виды ошибок:
- Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте:
Травкин ценил в Аничкове его отвагу и преданность родине. ( В тексте фамилия героя Аниканов).
Хулиганы в трамвае издеваются над кассиром. (Речь идёт о кондукторе).
- Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте:
В тексте талантливого публициста О.Мандельштама (по всей видимости, фамилия автора текста вообще ни о чём не говорит ученику, а домашняя заготовка зачина подвела: Осип Мандельштам прежде всего поэт).
- Неверное изображение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии). Этот рассказ был написан в 1947 году (из сочинения по отрывку из повести Э.Казакевича «Звезда»).
В романе Булгакова «Мы» также изображено тоталитарное государство (речь идёт о романе Е.И.Замятина).
Таким образом, одни фактические ошибки появляются из-за невнимательности чтения исходного текста, другие - из-за узости кругозора, отсутствия необходимых знаний о различных областях жизни.
Слайд 4. Учитель. Что такое логическая ошибка?
Ученик. Логические ошибки - это неразличение « близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения»
Учитель. Рассмотрим самые распространённые виды логических ошибок:
Слайд 5.
1.Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в своих произведениях хочет показать).
2.Подмена объекта действия: Мне нравятся стихи Лермонтова, особенно тема любви.
3. Нарушение причинно- следственных отношений: Но вскоре дожди прекратились, так как установилась хорошая погода.
4.Нарушение логики развёртывания мысли: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка (так ли уж тихо было в лесу?)
5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит, что писать о войне трудно.
6. Двусмысленность, неясность высказывания: После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукописи вернули автору или в редакцию).
Учитель. Итак, все приведённые примеры представляют собой алогизмы- высказывания, противоречащие логике. Как видим, логические ошибки часто возникают из-за небрежности в построении высказывания.
Слайд 6. Что такое грамматическая ошибка?
Ученик. Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Учитель. Можно выделить следующие виды грамматических ошибок.
Слайд 7.
- Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство.
- Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:
- При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.
- При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.
- При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.
- При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.
- При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.
Слайд 8.
3.Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности. Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).
Слайд 9.
4.Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
- Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);
- Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
- Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).
5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели – вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто также предпочтительнее глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл.
6.Нарушение способа выражения сказуемого. Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму: иллюстрированы.
Слайд 10.
7. Ошибки в построении предложения с однородными членами:
- Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.
- Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий - в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объёму: Среди участников парада были ветераны и москвичи (эти понятия не исключают друг друга: среди ветеранов тоже могли быть москвичи).
- Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
- Смешение компонентов двойных союзов - создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и Санкт-Петербурге).
- Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).
- Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия
(правильно: Англии, Франции, Бельгии).
- Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения - в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).
Слайд 11.
8.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкцию с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь.
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
- Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к городу, начался сильный ветер
- (правильно: Когда мы подъезжали к городу…)
- Если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже, и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно.
(Правильно: Когда я приехал в Москву..).
- В пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.
(Правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).
Слайд 12
- Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники…или Родственники, живущие в Сибири.
- Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
- Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
- Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.
Слайд 13. Учитель: Что такое речевая ошибка?
Ученик. Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.
Слайд 14 Учитель. Рассмотрим основные типы речевых ошибок.
- Употребление слова в несвойственном ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова.
Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников- передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).
2.Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления.
Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть», поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым).
Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм- употребление в одном контексте слов разных эпох:
Раскольников сидел в баре (правильно: в трактире, в распивочной). В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).
Слайд 15
3. Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде:
В нашей деревне возвели новый свинарник.
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.
Слайд 16.
4.Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого:
Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память);
Местные аборигены (аборигены - это местные жители);
Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками).
В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова выделены курсивом: неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.
Слайд 17.
5.Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями.
6. Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли.
Для героини свобода - жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).
Слайд 18.
7.Смешение паронимов.
Паронимы - это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный - заглавный.
Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду»: одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).
8.Ошибки при употреблении фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается:
- Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля).
- Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего).
- Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы).
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык).
- Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).
9. Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).
10. Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.
11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что был не прав.
3.Тренировочные упражнения. Задания к уроку.
Тренировочные упражнения. Использование ИКТ на уроке
Цели:
1. Систематизировать материал на этапе обобщения и повторения.
2. Уметь самостоятельно формулировать правила, пользуясь интерактивными иллюстрациями.
3.Уметь правильно выполнять электронные задания и тесты.
Слайд 19.
Задание: пользуясь интерактивными иллюстрациями найти речевые и грамматические ошибки.
Слайд 24-25 Работа с электронным заданием, проверяющим умение писать сочинение на определенные темы. Задание: находясь в режиме он-лайн (в Интернете), выполните электронное задание: определите тип грамматических и речевых ошибок.
1. Учитель.
Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительност- жизн- цветов которые р-стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с-рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв-ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)прекратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголетии- розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра.казывать легенды. В Ясной Полян- сохр-нились кусты роз которые цвели ещё при жизн- Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы которая живёт 500 лет.
Ученик.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут вокруг наших домов, в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. Известен сорт ириса, выведенный более ста лет назад. Он размножался все эти годы, и жизнь его не прекратилась до нынешнего времени.
О необычном долголетии розовых кустов, кажущихся такими хрупкими и недолговечными можно рассказывать легенды. В Ясной Поляне сохранились кусты роз, цветущие ещё при жизни Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы, которая живёт 500 лет.
2.Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания.
1.Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны.
- Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена.
- В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.
- самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой.
- Культура человека- это культура мышления, культура поведения.
- Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому.
- Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
- Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими проблемами, с которыми сталкивается каждый день.
3.Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения.
- Кто же не слышал об этом юном вундеркинде?
- Каждое слово несёт определённую функцию в предложении.
- Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.
- Наша страна выбрала демократичный путь развития.
- Эти рослые парни - закоренелые сибиряки.
- Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме.
- Наше предприятие играет большое значение в экономике города.
- Поругавшись с другом, мы не желаем признавать свою неправоту.
- К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.
4.Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения.
- Усталые пекари доставали из печи ароматные хлеба.
- Мы часто не понимаем, не доверяем друг другу.
- По моему мнению, это социальная проблема. Так как она обнаруживается во всех сферах общественной жизни.
- На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под слоем песка.
- Книги учат детей отличать добро и зло.
- На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы.
- Приезжайте скорее: мы по вас скучаем.
- Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
- Меня возмущает то, что какое право они имеют насмехаться над слабыми.
4. Итог урока. Домашнее задание.
- Выучить типы речевых ошибок.
- Знать грамматические ошибки
- Уметь находить стилистические ошибки, этические и фактические.
Список использованных источников.
1. Александров В.Н,Александрова О.И. « Русский язык», Челябинск, 2005.
2Ивашова О.Д., Пучкова,Л.И. «Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ»,М,2006г
3. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ 2007, Ростов – на - Дону. Л.2006.
4. Сокольницкая Т.Н. Русский язык. Сочинение – рассуждение (часть С), М, Эксмо, 2007
Презентация
|