Место работы:
Гура М.Л., преподаватель гимназии №10 по классу домры Яковлева М.М., преподаватель гимназии №10 по классу домры МБОУ гимназия №10, г. Челябинск
Методические рекомендации по начальной работе с учащимися по классу домры
Основные задачи и цели специального класса
От педагога по специальному инструменту, который является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, творческая инициатива, умение использовать прогрессивные методы обучения, способствующие формированию индивидуальных способностей учащегося (творческого импульса, воображения, впечатлительности, музыкальной памяти и т.д.)
На основании детального изучения программных требований соответствующего класса, учета всех индивидуальных особенностей ученика и строгого соблюдения дидактического принципа доступности и последовательности, педагогу необходимо найти оптимальный вариант полугодового индивидуального плана работы. Примерные репертуарные списки и программы академических концертов рассчитаны на различную степень развития учащихся. В то же время педагогу предоставляется право расширять репертуар в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.
Репертуар
В воспитании музыкально-эстетического вкуса учащихся качество художественного репертуара играет решающую роль. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов-классиков, современных советских и зарубежных композиторов, музыку старинных авторов, произведения крупной формы для учащихся старших классов (концерты, концертино, сонаты, сонатины, вариации), а также обработки народных песен и танцев и оригинальные произведения. Желательно, чтобы в репертуаре ученика были произведения популярной музыки или эстрадного жанра. Такой репертуар позволит ученикам сразу же включиться в музыкально-просветительскую работу общеобразовательных школ, лагерей и других детских коллективов. Все это будет способствовать повышению общественной значимости обучения в ДМШ и, вместе с тем, активизировать учебный процесс в классе.
Педагог, применительно к данному ученику, должен включать в его репертуар, также произведения, работа над которыми как в музыкальном, так и в техническом отношении связана прежде всего с развитием слабых сторон в постановке и его исполнительских возможностях.
Во всех формах педагогической работы следует руководствоваться принципом постепенности и последовательности. Задачи усложняются по мере музыкального развития детей. Недопустимо завышение требований к ученику, включение в индивидуальный план необоснованно сложных произведений. Лишь в отдельных случаях, учитывая музыкальную и техническую подготовку ученика, можно включить в план произведение из репертуара следующего класса.
Воспитание активности в различных частях тела и рук
При активности в одной части тела нужно добиваться легкости в другой.
A) сидим на стуле расслабленно, плечи ссутулены, руки тяжело лeжат на плоскости ног чутьвыше колен.
Б) приведем спину из состояния расслабленности в состояние легкого тонуса: выпрямимся, слегка ощутим мышцы бедер, голова приподнята. Руки
по-прежнему расслаблены.
B)сохраняя легкий тонус в спине, чуть разведем локти в стороны,
приводя плечо и предплечье в активность. Затем приподнимаем запястье и кисть, легко упираясь подушечками скругленных пальцев в ноги.
Вернемся также последовательно к исходному положению.
Посадка и положение инструмента
Посадка домриста является одним из важных звеньев в процессе обучения игре на домре. Правильная посадка обеспечивает устойчивость домры во время игры, создает хороший контакт исполнителя с инструментом и способствует нахождению рациональных игровых движений.
Домрист должен сидеть ровно, с небольшим наклоном корпуса вперед, с приподнятой, а не опущенной головой. Нельзя допускать вялости мышц спины. Они должны находится в легком тонусе. Но не следует избыточно напрягать мышцы, достаточно чувствовать пружинистость в сидении. Сидеть нужно не на всей плоскости стула, а ближе к его краю. Чтобы обеспечить необходимую для исполнителя высоту подъема инструмента, можно положить правую ногу на левую. Левая нога имеет крепкую опору и всей ступней находится на полу Возможно использование складной скамеечки (типа гитарной) под правую ногу. В этом случае опора распределяется равномерно между обеими ногами.
Корпус домры опирается па бедро правой ноги и касается грудной клетки исполнителя. Дека располагается с небольшим поворотом к лицу играющего, чтобы он мог спокойно видеть все лады па грифе. Головка грифа должна находится чуть ниже уровня плеча исполнителя. Чтобы корпус инструмента не скользил по бедру играющего, достаточно положить поролоновую подкладку или наклеить овальный кусочек поролона на нижнюю часть корпуса, в месте соприкосновения домры с бедром играющего.
При постановке рук особое внимание следует уделить сбалансированности веса правой и левой рук в точках приложения к домре:
- Основные опоры: игровой палец на грифе с одной стороны, медиатор па струне - с другой;
- Дополнительные скользящие опоры-балансы: основание указательного пальца и большой палец на грифе с одной стороны, мизинец на панцире и предплечье на обечайке - с другой.
- Воздействуя именно на эти точки опоры, по три с каждой стороны, исполнитель обеспечивает устойчивое удержание домры во время игры.
Индивидуальный план
Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия. В конце полугодия педагог отмечает в индивидуальном плане качество выполнения программы в виде оценки и изменения, если они имеются, а в конце года дает развернутую характеристику музыкального и технического развития, успеваемости и работоспособности ученика
В индивидуальный план входит:
- новый репертуар( концертный);
- самостоятельная работа над музыкальным произведением;
- работа над упражнениями и гаммами;
- работа над этюдами;
- подбор мелодии по слуху и транспонирование.
- чтение нот с листа;
- повторение пройденного материала.
Для расширения кругозора в индивидуальный план учащегося могут входить произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.
Отчетность
Успеваемость ученика проверяется в 1 и II полугодии. Кроме того, начиная со второго года обучения, нужно проводить технический зачет, на который выносится исполнение гамм, арпеджио, этюдов, знание приемов игры, штрихов, музыкальных терминов, определенных программными требованиями для соответствующего класса.
Академические концерты проводятся каждое полугодие, причем один раз при комиссии из ведущих педагогов отдела, а другой - в виде контрольного прослушивания в классе. Переводные экзамены проводятся в конце каждого года, а для выпускных классов (шестого и восьмого) в начале второго полугодия проводится предварительное прослушивание. Помимо перечисленных выступлений ученик должен выступать в открытых концертах в школе или за ее пределами.
В рабочем порядке проводится занятия по чтению нот с листа.
Примечание:
Выпускные программы учащихся представляются в конце первого полугодия и утверждаются на заседании отдела.
В самом начале своего обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясные представления о домре, как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте, о роли домры в профессиональных оркестрах народных инструментов и оркестрах художественной самодеятельности.
|