Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Александрова Л. М. Психология музыкального восприятия на уроках ритмики

Автор: 
Александрова Л. М.
Место работы: 
концертмейстер высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №10, Г. Челябинск

Психология музыкального восприятия на уроках ритмики


Введение

«Музыка – искусство, обладающее большой силой
эмоционального воздействия на человека и
именно она может играть громадную роль в
воспитании духовного мира детей и юношества».
Д.Б.Кабалевский

Любое эстетическое восприятие - прежде всего "чувствующее восприятие", и этим, в частности, оно отличается от научного наблюдения, которое иной раз именуется "думающим восприятием".

 

В восприятии искусства чувствование только первоначальная стадия, за которой следует или которой сопутствует обдумывание, глубокое и проникновенное. Б.М.Теплов, обратившись к детскому возрасту, справедливо заметил: "Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и работа воображения, и "мысленное действие". Это имеет особенно большое значение в младшем возрасте. В отличие от других видов искусства, музыка отражает настроение и состояние человека, которое у него возникает при восприятии окружающего мира (природы, отношения людей, события).

В своей работе я коснулась вопроса влияния музыки на психологические процессы, происходящие в организме человека. Рассказала о взаимосвязи музыки, движения и такими науками, изучающими человека, как анатомия, физиология, психология. На конкретных примерах показала, что музыка является первоисточником своеобразного художественно-образного познания, приобретаемого через внешние органы чувств путем слуховых ощущений, двигательных навыков и восприятий.

 

Из истории музыкальной психологии
Первые ростки науки о музыкальной психологии мы находим в работах античных философов. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов. Одним из самых известных подвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение им некоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом неверной возлюбленной. Он приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть страдальца.

По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало.

Музыку как средство гармонизации индивида с общественной жизнью, вслед за Платоном и Пифагором, развивал Аристотель. В своих трудах разработал учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя по древнегреческой традиции происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем, и до настоящего времени, разумеется, при наличии самых разнообразных конкретных методических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным. Звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьезный, фригийский лад воспринимается как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий, эолийский - блаженство. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать. Аналогичные предписания делались и для музыкальных инструментов. Не рекомендовалась музыка, исполняемая на так называемых авлетических музыкальных инструментах, к которым относились авлос (род старинного гобоя), флейты, бубны. В противовес этому рекомендовалась кифаристика, т.е. музыка, исполняемая на струнных - кифарах, лирах. У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древне - греческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.

В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Китайское определение благородного мужа (узунь - узы) как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства - знание ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось прежде всего, к человеку образованному. "Благородный муж" никогда не раставался с музыкальными инструментами. Наличие такового считалось его видовым праздником.

В средние века музыкальная психология развивалась в работах музыкантов - философов, среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона. Немецкий теоретик Атаназтус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека: "Меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию, сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, привлекаются танцевальным стилем. К таким гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса".

Как специальная научная дисциплина психология музыки начала формироваться лишь в середине ХIХ века. Если философию интересует, что в нас стремится, музыкальную психологию - как оно в нас стремится. Музыкальная психология занимается выяснением связей восприятия и исполнения, биофизическими свойствами слухового органа и исполнительского аппарата. Важнейший этап в изучении слуха открывает работа немецкого естествоиспытателя Г.Гельмгольца "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки". В своей работе Гельмгольц осветил большой для своего времени круг вопросов, связанных с восприятием музыки, затронув в общей форме проблемы соотношения звуковых ощущений и восприятий, естественных основ музыки и ее художественных законов, интуитивного и сознательного, логического и эмоционального. Он наметил пути для последующего развития всей музыкальной психологии. Работы Э.Маха, К.Штумпфа, М.Мейера и др. углубили и создали весьма разветвленную систему направлений. Первоначально музыкальная психология развивалась в рамках изучения тех ощущений, которые доставляют слуху простые тоны. Отсюда и ее название - тонпсихология - как наука о звуках, не имеющая частичных тонов, т.е. главное внимание уделялось отдельным свойствам звука. Эта наука, в свою очередь, развивалась в рамках идей атомизма, суть которых заключается в том, что в системе, образуемой из простых и сложных форм психических процессов, приоритет отдавался первым, "которые рассматривались по отношению ко вторым как исходные, основные".

Идеи атомизма властвовали в психологии с конца ХIХ века до 20-х годов двадцатого столетия, когда на смену им пришли принципы целостности восприятия. В основе этого направления лежало представление о том, что главным в восприятии объекта являются не отдельные ощущения, а восприятие, которое синтезирует все частные отражения во всей их полноте. Как слушатель в деталях воспринимает музыкальное произведение, развивающееся в виде специфического слухового процесса, каковы психологические предпосылки, обеспечивающие художественное переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия композиторскому и исполнительскому замыслу; как закономерности восприятия отражаются в музыкальном языке и в строении конкретных произведений, каковы психологические механизмы взаимосвязей музыки и действительности - эти и аналогичные проблемы и составляют основной предмет психологии музыкального восприятия.

В нашей стране проблемы музыкальной психологии получили широкую разработку в трудах Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского, В.В.Медушевского, Г.С.Тарасова.

В области музыкальной психологии несколько ответвлений. Уже существуют такие направления исследований, как психология музыкального восприятия, психология исполнительской деятельности, психология музыкального творчества, психология подготовки музыканта к выступлению, социология музыки, диагностика музыкальных способностей, психология музыкального обучения.

В изучение проблемы музыкального восприятия внесли большой вклад отечественные музыковеды и теоретики - Б.В.Афанасьев, Б.Л.Яворский, Ю.Н.Тюлин, Л.А.Мазель, психологи - С.Н.Беляева-Экземплярская, М.В.Блинова, педагоги - М.А.Ветлугина, В.Н.Шацкая, Л.Баренбойм.

Все современные исследователи проблем музыкального восприятия отталкиваются и исходят из того факта, что основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения. Казалось бы, это достаточно очевидная мысль не нуждается в специальных доказательствах. Однако, существовала и другая точка зрения, которая принадлежала известному немецкому музыковеду Эдуарду Ганслику, считавшему, что музыка - это лишь игра звуков, и что за этими звуками не может быть никакого содержания. Б.М.Теплов, тонкий психолог и талантливый музыкант, учившийся в свое время у К.Н.Игумнова, в полемике с Гансликом утверждал, что "специфическим для музыкального переживания является переживание звуковой ткани как выражение некоторого содержания". Важным выводом Б.М.Теплова, касающимся восприятия музыки, явилось положение о том, что во всей глубине и содержательности оно возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят "сам из себя", поэтому для того, чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять, нужно поинтересоваться тем временем, в котором жил данный композитор, и каковы были его взгляды на жизнь, отношение к людям, природе, искусству. Когда композитор создавал свое произведение, он сопереживал проблемам своего времени, он восхищался, негодовал, печалился и страдал. И если человек будет знать конкретную причину этих переживаний, то и музыку он будет глубже чувствовать и понимать. Но восприятие - не только пассивный отклик слушателя на те переживания, которые ему удается почерпнуть из музыки. Восприятие активно, и слушатель, равно как и исполнитель, имеющий опыт общения с искусством, сами вкладывают в воспроизводимое произведение нечто из своего жизненного опыта, свои радости тревоги. И тогда процесс музыкального восприятия превращается в захватывающий диалог двух личностных миров, один из которых принадлежит слушателю, а другой композитору.

Закономерности психологии музыкального восприятия

Вопрос о взаимосвязях между объектом - музыкой и субъектом - слушателем сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение музыкального звучания вызывает новые переживания у слушающего. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности.

Что значит понимать музыку? Нередко под пониманием музыки подразумевается возможность перессказа ее содержания. Такое представление неполно. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного детального словесного выражения. Может быть понято и объяснено основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени, характер этого развития. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т.д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, переданными специфическими средствами музыкальной выразительности.

Советский ученый П.Н.Анохин, ученик В.М.Бехтерева, изучал вопросы влияния мажорного и минорного лада на человека. Он дает такое объяснение влиянию различных ладов на настроение индивида:"...звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную область подкорки головного мозга, причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты энергии, чем мажорные. Раздражение подкорки, вызванное звучание музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания обо всем прошлом - печальные или радостные, в зависимости от характера музыки". Отсюда П.Н.Анохин делает выводы о том, что умелое использование мелодий, ритмов может быть фактором, регулирующим состояние людей во время различного времяпровождения и во время работы. А.С.Догель при помощи различных приборов устанавливал учащение и замедление кровообращения, изменение пульсовой волны. Изменение в железах внутренней секреции, которые происходили от восприятия различных компонентов музыки - звуков разной высоты, мажорного и минорного лада, консонансов и диссонансов, восходящего и нисходящего движения мелодии, темпа, ритма, динамики простых и сложных гармоний.

Венгерский композитор и педагог Тибор Шараи: "Мы не можем представить себе, что назначение человека будущего будет заключаться лишь в правильном обращении с компьютерами. Важнейшее противоядие против этой опасности - искусство... Ни одно искусство не побуждает нас в такой мере к познанию других видов искусств, как музыка. Самое первозданное средство художественного выражения человека и человеческого общества - это музыка".

Развитие психологии музыкального восприятия на уроках ритмики

Развитие ребенка не может быть определено лишь влиянием среды или предопределено биологическими данными. Необходимо развивать органы чувств ребенка, его мышление, творчество, память, воображение.

О.Н.Варшавская: "Нужно так научить ребенка видеть искусство, так повести его к музыке, чтобы язык этого искусства стал ему понятен, чтобы он научился слушать, ярко переживать, чтобы обогащение ребенка восприятиями и переживаниями стало ярче и глубже, чтобы это отражало отношение его к жизни".

В развитии музыкального восприятия большое значение имеет объединение различных видов искусств: музыка, поэзия, живопись, танец. Идея использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э.Жак-Далькрозом, многими его последователями за рубежом и в нашей стране. Поскольку музыка является временным видом искусства, все изменения ее характера, настроений, наиболее яркие выразительные средства могут быть выражены с помощью движений. Ритмика - это специальный предмет, музыкально-хореографическая дисциплина, имеющая целью активировать музыкальное восприятие детей через движения, привить им навык осознанного отношения к музыке.

На уроках ритмики дети должны почувствовать, что музыка и движение в каждом упражнении, игре, танце органически связаны с содержанием и формой музыкального произведения. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. В основе курса ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Для воспитания способности к эмоциональному и целостному восприятию музыки детей знакомят со средствами музыкальной выразительности: общий характер музыки, скорость музыкального движения, динамические оттенки, музыкальная форма, метроритм. Особое внимание следует уделять выбору музыкального материала. На уроках желательно использовать музыкальные произведения, которые рисуют яркий образ, близкий и понятный детям, легко поддающийся отражению в движении. Эти произведения, отображающие чувства, настроения людей, краски окружающей природы. К такому музыкальному оформлению относится программная музыка. Для детского восприятия она более доступна. Например, разминку можно построить в виде спектакля на тему русской народной сказки "Колобок" с использованием народных мелодий ("Калинка"). Другой вариант разминки на музыку А.Рыбникова из кинофильма "Приключения Буратино". Используется хореографический материал повадок и движений героев этого фильма.

На уроке ритмики ярче будет прослеживаться музыкальный образ, если использовать контрастные по характеру произведения. Упражнения в разделе "ходьба" построены на определенном музыкальном материале. Марш С.Прокофьева - четкий, бодрый шаг. Контраст - М.Глинка "Чувство" - другая манера ходьбы: неторопливо, спокойно, мягко ставя ногу. Дети сами должны найти эту походку, вслушиваясь в характер музыкального звучания. Ходьба приставным шагом - рекомендуется народная музыка "Пойду ль я, выйду ль я".
У детей надо воспитывать восприятие целостности музыкального произведения. Естественный путь для этого - развитие восприятия мелодии как главной носительницы содержания музыки, разумеется в единстве со всеми другими средствами музыкальной выразительности. Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию. Мелодия - основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях она помогает детям следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Ребенок должен начать движение с музыкой и закончить с ее окончанием. То - есть слушая музыку, ребенок должен воспринять ее логическое заключение.

Большое значение уделяется музыкальной форме произведений. В начале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным движением. Это действие начинается и заканчивается в соответствии с развертыванием и завершением музыкальной мысли. Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения, фразы). Упражнения, в которых это содержание передается связанными и осмысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения. Например, для упражнения "Распускание цветка и дуновение ветерка" в разминочной части урока можно использовать вальс Р.Дриго (D-dur): первая часть спокойная, под которую дети выполняют плавные движения корпусом, вторая звучит взволнованно - появились мелкие длительности - добавляются активные движения рук, передающие образ качающегося на ветру цветка.

При прохождении темы "Метроритм" аналогично используются произведения с изменением фактуры. Под первую часть музыкального отрывка марша Ф.Шуберта дети маршируют на четвертные доли, при звучании второй части - бегут на восьмые доли. При изучении этой темы творческая работа разнообразна: прослушав музыку Н.Ладухиной "Маленькая пьеса", дети находясь в паре, должны двигаться одновременно разными шагами: один марширует - охотник, другой бежит за ним - собачка.

При исполнении упражнения "Бег" дети лучше слышат музыкальные отрывки с четкой пульсацией четвертных нот в мелодии: М.Карасева "Галоп", И.Дунаевский "Галоп". Для ясного образа лошадки - бег с высоким подниманием колена, можно использовать произведение А.Гречанинова "Моя лошадка".

Необходимо развивать восприимчивость и к динамической окраске музыки. Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции. С первых уроков динамический контраст должен быть услышан и передан детьми в движениях. Поначалу детям предлагают музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах: Д.Кабалевский "Рондо-марш", И.Сац "Полька", Е.Туманян "Плавно-отрывисто". Затем дети учатся реагировать на постепенное усиление и ослабление звучания. Ф.Шуберт "Экосез" - в первой части дети продвигаются легким, сдержанным бегом на пиано, во второй части движутся вперед широким, энергичным бегом на форте.

Следует воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением степени мышечного напряжения. На уроках ритмики разогрев отдельных групп мышц начинается с медленного темпа с небольшой амплитудой движения. Музыка подбирается на 2/4, 3/4, 4/4 более спокойного характера. С ускорением темпа движений и увеличением амплитуды музыкальное сопровождение становится более четким. В конце разминки включаются движения, вызывающие единовременную нагрузку на все группы мышц - это прыжки. Музыкальное сопровождение легкое, острое, четкое, с активным ритмом. Это жанр польки или детской песни.

В образных упражнениях, играх и танцах сохраняется основной принцип ритмики - все движения должны быть органически связаны с музыкой, соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности. Образные упражнения и музыкальные игры закрепляют у детей музыкально-хореографические навыки выразительного движения, способствуют развитию музыкального восприятия.

Заключение
Музыка отражает в художественных образах объективную жизнь, окружающую детей, и является в музыкальном воспитании первоисточником особого своеобразного художественно-музыкального познания, приобретаемого через внешние органы чувств, путем слуховых ощущений и восприятий.

Восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, чувствует смену ее настроения, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает ее, развивает эмоции, интересы, вкусы. В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа, сила которого вызывает к нему соответственное эстетическое отношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов к доступной ему исполнительской деятельности. Использование на уроках ритмики большого разнообразия музыкального материала - классической, народной, современной, российской и зарубежной музыки благотворно влияет на развитие музыкального восприятия детей. Работа в направлении развития психологии музыкального восприятия обогащает художественный и жизненный опыт ребенка. Разнообразие музыкальных художественных образов, смена их эмоционального колорита оказывает непосредственное глубокое воспитательное влияние на детей, вызывает различные чувства, мысли, раздумья, дает возможность пережить пусть кратковременные, но яркие эмоции, обогащающие внутренний мир ребенка.


Список литературы:

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. – Л.,1961.
  2. Беляева – Экземплярская С.Н. Мир переживаний в дошкольном возрасте.- М.,1930.
  3. Восприятие музыки. - Сборник статей ред. Максимова. М., «Музыка» 1980.
  4. Дзержинская И.Л. Восприятие музыки у дошкольников.- М., 1988.
  5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца.- М., 1984.
  6. Кечхуашвили Г. К проблеме психологии восприятия музыки. Вопросы музыкознания т.3.- М., 1960.
  7. Леви В.Л. Вопросы психобиологии.- «Музыка», М., 1992.
  8. Мейлих Е. У истоков музицирования.- Л.,1976.
  9. Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия.- М., 1972.
  10. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы.- М.,1980.
  11. Теплов Б. Музыкальная психология.
  12. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.- М., 1947.
  13. Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей 6-7 летнего возраста. - М., 1971.
  14. Щербакова А.А. Восприятие Музыкального произведения. Искусство и обобщение.- Л., Л.Г.И.1984.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн