«Местообитание и экологическая ниша», или «Как пионеры помешали Неизвестному цветку реализовать свои возможности».
Submitted by Любовь Коновалова on Fri, 28/09/2012 - 07:28
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Целеполагание
[ 1] А.Платонов. Неизвестный цветок.
Постановка задачи – анализировать, заполнить таблицу.
Любой вид живых организмов можно охарактеризовать с экологической точки зрения. Начнем урок с анализа рассказа Андрея Платонова «Неизвестный цветок». Анализируем не с литературоведческой, а с экологической точки зрения, недаром это не просто сказка, а сказка-быль.
Постановка проблемного вопроса после заполнения таблицы:
Почему неизвестный цветок сохранился только в тесной расщелине между камнями? А почему соседние растения прекрасно чувствуют себя на плодородной почве? Неужели цветку плохо в хороших условиях?
Чтобы ответить на вопрос, нужно уметь
Чтение и заполнение таблицы 3
Формулировка цели урока:
характеризовать положение вида в биогеоценозе.
6 мин
2
Изучение нового материала – понятие экологической ниши
[2] ЭУМ – П типа. Приспособленность организмов к условиям среды обитания
1)Определяет ЭУМ, уточняет задачи для работы с ЭУМ:
Любой вид занимает определенной местообитание, то есть имеет свой «адрес». Чем отличаются организмы, занимающие одинаковые местообитания?
2) Формулирует задание для работы с учебником:
Для характеристики экологических особенностей организмов был предложен термин «экологическая ниша». Изучите развитие понятия «экологическая ниша» по учебнику (стр. 219) и закончите предложения:
Термин предложен (кем) _________ в ______году.
Ч.Элтон предложил использовать термин для характеристики (чего)______________.
Формулирует задание учащимся. Определяет ЭУМ И- и П-типа, варианты выполнения виртуальной лабораторной работы, отвечает на вопросы учащихся. Анализирует результаты выполнения заданий учащимися.
Стр. 219 учебника – анализ схематических представлений экологических ниш (модель Хатчинсона). Сравнение графических изображений в ученике с иллюстрациями в ЭОР.
Выполнение лаб.раб. «Построение двумерной (температура и кислотность) схемы экологических ниш различных бактерий».
Сравнение полученных графиков. Совмещение на одном графике ниш разных видов.
Изучают модели ниш по учебнику и ЭОР. Изучают задания ЭУМ. Задают вопросы учителю о выполнении задания. Выполняют работу с ЭУМ (1 ученик из пары – с температурой, второй – с pH, вместе строят модель для 2-х измерений). Коллективная работа - добавление на свою модель данных второго вида, полученных учащимися других пар.
10 мин
4
Изучение нового материала – закон Г.Гаузе
[4] ЭУМ П-типа - биологическое моделирование
Формулирует вопрос, определяет ЭУМ для решения проблемы
1. Рассмотреть рис. 252 на стр. 236 (Результаты экспериментов по конкурентным взаимоотношениям инфузорий – туфелек). Ответить на вопросы:
Почему при совместном выращивании P. сaudatumи P.aureliaпоследний вид вымер?
Почему при совместном выращивании выращивании P. сaudatumи P.bursariaсобытия развиваются по-другому?
2. Если вы не смогли ответить на вопрос, выполните задание с ЭУМ [4]. Если знаете ответ, проверьте вашу гипотезу с помощью виртуального моделирования экологических условий сосуществования двух видов растений.
Анализируют графическую информацию, строят виртуальные биологические модели. В случае возникновения затруднений задают вопросы учителю.
Формулируют закон Гаузе.
8 мин
5
Формулирование выводов урока
Задает вопрос, прозвучавший в начале урока:
Почему неизвестный цветок сохранился только в тесной расщелине между камнями?
Заостряет внимание на значении закона Гаузе и его последствий (интродукция новых видов, уничтожение видов и т.д.)
Отвечают на вопрос:
В хороших условиях цветок не выдерживает конкуренции с другими видами. Его экологическая ниша отличается от ниш других растений скудным составом почвы.
4 мин
6
Закрепление навыков.
Выполнение учащимися контрольных заданий
[5А] ЭУМ К-типа
Определяет варианты контрольных заданий:
5А – развернутый ответ на вопросы
5Б – просмотр мультфильма для характеристики видов, упомянутых в этих источниках (слепыша, крота, нематоды, медведки, личинок майского жука, мышей, байбака, дождевого червя, муравьев, зеленого дятла и др.)
9 мин
Приложения.
Характеристика описываемой экосистемы
Этап развития
Состав почв и горных пород
Влажность
Особенности климата
Фитоценоз
до …
Глина и камни
Сухо
Ветер
1 цветок
после антропогенного вмешательства
Плодородная почва
Влажно
Ветер
Многообразие растений
Лаб.раб. «Построение двумерной (температура и кислотность) схемы экологических ниш различных бактерий».
(определение точек оптимума и пределов выносливости по температурному фактору и значению pHсреды различных видов бактерий)
Задачи –1) характеризовать экологические ниши по абиотическим факторам.
Лаб. раб. « Конкуренция между видами и разделение экологических ниш»
Задача – 1) выяснить условия сосуществования экологически близких видов или конкурентного вытеснения одного вида другим. После выполнения работы учащимся должно стать ясным, что цветок из прочитанного рассказа Платонова мог существовать только на скудной почве, на плодородной почве он без помощи человека (прополка других растений) конкуренции выдержать не смог.