М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши (Урок-исследование)
Submitted by Ирина Алексеевна Мацак on вс, 09/09/2012 - 17:58
Предмет:Литература
Класс: 6
Тема урока:Урок – исследование. М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
По типу урок относится к занятию по комплексному применению знаний и способов деятельности и является третьим в системе уроков по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца». На занятии были четко выделены следующие этапы урока: мотивация, актуализация комплекса знаний и способов деятельности, самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации, самоконтроль и контроль, коррекция, рефлексия.
Первый этап урока, на котором происходила организация деятельности учащихся, обеспечил мотивацию учения учащихся 6 класса, позволил школьникам быстро включиться в деловой ритм. На этом этапе урока была использована небольшая психологическая пауза и вопросы, побуждающие внимание учащихся к теме урока: «Какие эпизоды из произведения М.М. Пришвина причитали при подготовке домашнего задания? О каком периоде в жизни героев они повествуют?»
Этап актуализации комплекса знаний и способов деятельности позволил выявить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. С этой целью на данном этапе проводился «тропный» диктант. Чтобы определить цель и задачи урока, было предложено понять, что значит урок-исследование. Для этого ученики определили значение слова «исследовать», сделав его морфемный анализ (межпредметная связь). Далее следовала словарная работа со словом «нравственный», которую провел заранее подготовленный ученик (межпредметная связь).
На следующем этапе, этапе самостоятельного применения знаний в сходной и новой ситуации, прошла проверка домашнего задания. На этом этапе школьники представили материал, подготовленный в группах. Группа «Митраша», мальчики, готовила сообщение-характеристику о Митраше; группа «Настя», девочки, - о Насте. Один ученик от группы представил защиту своего сообщения, учащиеся класса активно задавали ему дополнительные вопросы. Далее проходило исследование текста, в ходе которого учащиеся составили словарь нравственных понятий, характеризующих главных героев произведения: умные, дружные, милые, трудолюбивые, любовь к родителям, терпение, отвага, решительность, смелость. Также на этом этапе прослеживались различные виды деятельности учащихся: беседа «Вслед за Настей и Митрашей», выразительное чтение по ролям сцены спора героев, выразительное чтение (индивидуальное задание) отрывка о ели и сосне, беседа по прочитанным отрывкам, групповая работа. Группа «Митраша» по предложенным вопросам анализировала ту часть текста, где описаны блуждания Митраши, группа «Настя» - ту часть повести, где описаны блуждания Насти. Учащиеся представили полные ответы на предложенные вопросы, дополняли друг друга, причем принимались любые ответы: правильные и неправильные. Дети ставились в такую ситуацию, чтобы им стало понятно, что их ответ подлежит исправлению: «Это твое мнение, но оно может быть неправильным. Давай послушаем ответы твоих одноклассников».
На этапе самоконтроля и контроля прошла проверка образа мышления учащихся, проверка сформированности их общих учебных умений, в ходе которой дети ответили на вопросы: «Что помогло Митраше выбраться из Слепой елани? Как ведут себя дети при встрече? Почему? Как вы понимаете выражение: «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?» и завершили составление нравственного словарика. При опросе анализировались на только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.
Цель этапа коррекции – откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. На этом этапе происходил переход с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний. Здесь была организована работа творческого уровня: учащиеся подвели итоги урока, ответив на вопросы: «Что послужило причиной бедствий Насти и Митраши? Какие нравственные уроки вы извлекли из пережитого героями? Почему жители деревни говорили о Митраше: «… Не мужичок, а герой»?». Шестиклассники активно участвовали в обсуждении вопросов, давали полные обоснованные ответы.
Развитию у школьников способностей к рефлексии способствовало задание разноуровнего характера: ответить письменно на вопросы: «Какие душевные качества вы считаете самыми важными для человека? В чем заключается смысл «правды жизни»?».
На уроке был достигнут контакт с классом, обращалось внимание на культуру речи и культуру труда, использовались такие виды деятельности учителя, как речевая, слушание, помощь ученикам, комментирование. Классная комната была достаточно освещена, учащиеся сидели с учетом их здоровья и роста, во время урока были проведены две разминки: зарядка для глаз (на двенадцатой минуте) и физкульминутка (упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и умственной деятельности).