Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период
Submitted by Эсмеральда Эммануиловна Петросян on пн, 03/09/2012 - 19:42
План урока:
1.Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, приветствие, проверка освещенности класса, обеспечение доступа свежего воздуха).
2.Вступительное слово учителя (объявление темы урока).
3.Проверка домашнего задания.
4.Переход к новой теме «Период». Анализ синтаксических конструкций периодической речи, их орфографии и пунктуации.
5.Обобщение и закрепление.
6.Дифференцированное домашнее задание.
Ход урока:
1.Учитель объявляет тему урока, цели и задачи. Урок начинается с проверки домашнего задания. (Упражнение 500 «Гроза надвигается». К упражнению были даны дополнительные задания: пронумеровать предложения, найти и указать сложные предложения, в составе которых есть односоставные безличные предложения (4,5), указать номер неполного двусоставного предложения (13), дать лексическое толкование слов бричка, армяк, кучер, басон, козлы. При наличии времени можно вспомнить историзмы, архаизмы, спросить, все ли слова являются историзмами, и обозначить ударение в предложном сочетании с козел)
Текст домашнего упражнения
(1)До ближайшей деревни оставалось еще верст девять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. (2)Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. (3)Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постоянно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. (4)Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. (5)Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. (6)Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. (7)Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. (8)Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. (9)Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. (10)Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. (11)В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. (12)Гнев божий! (13)Как много поэзии в этой простонародной мысли!
- Знание каких разделов помогло при выполнении заданий к упражнению 500? (Синтаксис простого и сложного предложения, пунктуация, лексикология). Задания к упражнению проверяются устно.
2.Обращается внимание учащихся на спроецированные на интерактивную доску высказывания поэтов и писателей. Учащиеся прочитывают их с выражением. Задается вопрос:
3.В каком высказывании заключена мысль о красоте и богатстве русского языка? (Учащиеся прочитывают высказывание Г.Р.Державина и обосновывают правильность ответа: ведь в державинской фразе говорится, что в русском языке гибкость, обилие и сила, позволяющие ясно изобразить все чувства человека.)
Затем учащиеся прочитывают с выражением проецируемые документ-камерой на доску цитаты из произведений М. Лермонтова, С. Аксакова, А. С. Пушкина, Б. Горбатова, С. Острового, иллюстрирующие мысль Г.Р.Державина. Задается вопрос: Что синтаксически объединяет поэтические и прозаические предложения? (Учащиеся должны сказать, что во всех предложениях по несколько (4 и больше) грамматических основ. Учитель говорит о том, что эти предложения называются периодами и их называют периодической речью.) Документ-камерой проецируется на доску толкование слова период и формулировка определения: Период от латинского periodos – круг; переносно – «закругленная», замыкающая речь. Период – это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этихчастей. (Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка.) Для синтаксического разбора берется предложение, например, №4. Обращается внимание на особенности структуры предложения на то, что в периоде придаточные предложения и главные группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Внимание учащихся обращается на то, что смысловые отношения между частями периода те же, что и в сложноподчиненном предложении (временные, причинно-следственные, условные и т.д.). Кроме того, построение периода – явление не только синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью. Учащиеся находят смысловые части предложения, подчеркивают грамматические основы, называют главное предложение и придаточное, указывают на вставную конструкцию в 3-ем придаточном, объясняют знаки препинания. Производится орфографическая работа с заранее намеченными словами: сморщенных, порхнет, веселей, глотая, распустится и т.д.Учащиеся определяют слова как части речи, производят морфемный и морфологический разбор указанных слов. Здесь же проводится работа по выявлению изобразительно-выразительных средств.
4.На этапе обобщения учащиеся должны продемонстрировать умение узнавать сложные синтаксические конструкции, видеть границы смысловых частей, расставлять в них знаки препинания и объяснять свой выбор, делать синтаксический разбор указанных конструкций. Например, можно дать задание переписать следующие 2 предложения, поставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, доказать, что данные предложения являются образцами периодической речи. Структура предложений позволяет провести разные виды работ:
а) По многим приметам понятным военному человеку по тому как были забиты дороги по которым они ехали из армии способом «голосования» пересаживаясь из машины в машину по тому как по ночам часовые на дорогах строго требовали соблюдать маскировку грозя нарушителям стрелять по шинам по тому что в березовых рощах в стороне от фронтовых путей было так шумно и тесно от скопившихся там танков грузовиков артиллерии по тому что даже над пустынной полевой дорогой атаковали их сегодня немецкие «охотники» - понимал Мересьев что затишью нафронте настал конец что где-то – и именно в этих краях – немцы замыслили свой новый удар что этот удар произойдет скоро и что командование Красной армии знает об этом и подготовило уже достойный ответ (Б.Полевой).
б) Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей пусть сеет мелкий дождь или порою град в окошки звякает рябит и пенит лужи пусть сосны черные качаяся шумят и даже без борьбы покорно незаметно сдает угрюмый день больной и бесприветный природу грустную ночной холодной мгле - я одиночества не знаю на земле.
На этом же этапе можно предложить учащимся придумать период, взяв за основу высказывания классиков о русском языке. Если задание затруднит одиннадцатиклассников, то выполняется оно общими усилиями. Учитель дает начало предложения, ученики сочиняют концовку. Может получиться такое предложение:
Сколько времени нужно для того, чтобы «совершенно овладеть духом языка своего», «животворящего и полного разума», сколько сил надо приложить к тому, чтобы сохранить и преумножить «обилие и силу» русского языка, - хорошо знали выдающиеся поэты, писатели и ученые.
5.Домашнее задание дифференцированное:на оценку «5» - 1) найти и выписать из стихотворений поэтов Серебряного века три сложные синтаксические конструкции, обозначить в них грамматические основы и объяснить знаки препинания; 2) произвести синтаксический разбор периода из произведения С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»; 3) найти и выписать из этого предложения не менее 5-и изобразительно-выразительных средств; на оценку «4» - 2-е и 3-е задание; на оценку «3» достаточно выполнить 2-е задание. Учительский опыт показывает, что подобного рода задания стимулируют учащихся к объемному и полному выполнению домашней работы: почти все хотят получить четверки и пятерки.