Место работы:
учитель химии МБОУ гимназия №10, г. Челябинск
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8 класс
(программа по химии О.С.Габриеляна, 2010)
Структура документа
Рабочая программа по химии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
а) нормативная и инструктивно-методическая база
б) общая характеристика учебного предмета
в) цели и задачи учебного предмета;
- учебно-тематическое планирование;
а) контроль за усвоением предметных компетенций;
б) характеристика контрольно-измерительных материалов;
- национально-региональный компонент;
- календарно-тематическое планирование;
- требования к уровню обученности;
- норму оценок по предмету;
- перечень учебно-методического обеспечения.
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая программа по химии для VIII классa создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по химии и авторской программы О.С.Габриеляна (Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2008).
Количество часов по федеральному базисному учебному плану (базовый уровень) – 70 часов в год (2 часа в неделю);
Количество часов по областному базисному учебному плану (базовый уровень) – 70 часов в год (2 часа в неделю);
Количество часов по учебному плану гимназии (базовый уровень) – 70 часов в год (2 часа в неделю).
Количество часов по рабочей программе - 70 часов в год (2 часа в неделю).
Нормативная и инструктивно-методическая база рабочей программы:
1. Приказ Министерства образования и науки России № 1994 от 09.06.2011г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ от 09 марта 2004 года №1312».
2. Образовательный стандарт основного общего образования по химии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
5. Приказ МОиН Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»
6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011 № 103\4275
8. Учебный план гимназии № 10 на 2011-2012 учебный год.
9. Положение о рабочей программе МБОУ гимназии № 10 г.Челябинска (протокол педсовета от 30.08.2011г.).
Общая характеристика учебного предмета:
Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Школьный курс химии – основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; развитие их интеллектуальных, творческих способностей; привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.
Необходимо помнить и о роли химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продоложения образования, правильного поведения в окружающей среде.
В 10-11 классах изучается общая химия, которая позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-воспитательные задачи предмета:
- изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе и собственности;
- формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения;
- формирование умений организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.
Раздел II. Учебно-тематическое планирование
8 класс
Темы программы |
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
|
Програм-ма
|
Рабочая программа
|
Программа
|
Рабочая программа
|
контроль
|
Демонстра-ция
|
Лабораторные опыты/практические работы
|
Демонстра-ция
|
Лабораторные опыты/практические работы
|
|
Введение
|
5
|
5
|
-
|
-/1
|
-
|
-/1
|
|
Тема 1. Атомы химических элементов
|
10
|
10
|
1
|
-/-
|
1
|
-/-
|
1
|
Тема 2. Простые вещества
|
7
|
7
|
3
|
-/-
|
3
|
-/-
|
1
|
Тема 3. Соединения химических элементов.
|
13
|
13
|
4
|
1/2
|
4
|
1/2
|
1
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.
|
113
|
13
|
2
|
5/3
|
2
|
5/3
|
1
|
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
|
20
|
20
|
5
|
6/2
|
5
|
6/2
|
1
|
Повторение
|
2
|
2
|
-
|
-/-
|
-
|
-/-
|
|
ИТОГО:
|
70
|
70
|
15
|
12/8
|
15
|
12/8
|
5
|
Контроль за усвоением предметных компетенций в 8 классe осуществляется с помощью следующих форм: самостоятельная работа с текстом, составление обобщающих таблиц, описание свойств веществ и химических процессов по определенному плану,написание рефератов, тесты с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым письменным ответом.
(См. пособия:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2011.
2. Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008.
3. Радецкий А.М. Химический тренажер: задания для организации самостоят. Работы учащихся 8-9 и 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007.
4. Рябов,М.А. Тесты по химии. Введение. Атомы химических элементов. Простые вещества. Соединения химических элементов: 8 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 8 класс»/М.А.Рябов, Е.Ю.Невская. – М.:Издательство «Экзамен»,2009.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
При изучении химии проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.
Текущая аттестация предполагает установление соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и программ по соответствующей теме урока с выставлением отметок. Поурочный и тематический контроль являются основными видами контроля результатов учебной деятельности учащихся по химии при осуществлении текущей аттестации. Тематический контроль предполагает проверку и оценку уровня достижений учащихся по соответствующей теме программы и выставление отметки в журнал.
Тематический контроль по химии может осуществляться как в виде обязательных контрольных работ (продолжительностью 45 минут), так и в виде самостоятельных проверочных работ (10-15 мин.), количество которых определяется учителем.
Виды, содержание и объем контрольных и самостоятельных работ определяет учитель на основании заданий учебников, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом образовательного стандарта.
Раздел III. Реализация национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент (НРК) реализуется на уроках изучения нового материала. НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны. НРК составляет 10% от общего количества часов. НРК на уроках реализуется полностью.
8 класс
Название темы
|
Номер и тема урока
|
Информация о НРК
|
|
Вид представление
|
Содержание
|
|
Введение.
|
1. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.
|
Рассказ учителя.
|
Химические загрязнения среды в г. Челябинске.
|
Простые вещества.
|
1. Простые вещества - металлы.
|
Сообщения учащихся. Рассказ учителя.
|
Получение цинка на цинковом заводе в г. Челябинске. Применение металлов на предприятиях г. Челябинска.
|
2. Простые вещества - неметаллы.
|
Сообщения учащихся. Рассказ учителя.
|
Получение кислорода на кислородном заводе г. Челябинска.
|
Соединения химических элементов.
|
1. Бинарные соединения металлов и неметаллов.
|
Рефераты.
|
Применение оксидов: CO2, CaO и водородных соединений NH3 в г. Челябинске.
|
|
4. Кислоты.
|
Рассказ учителя.
|
Получение H2SO4 на Челябинском сернокислотном заводе.
|
6. Характеристика представителей солей.
|
Сообщение учащихся.
|
Характеристика представителей солей: карбонаты (CaCO3), фосфаты (Ca3(PO4) 2), силикаты, белая глина в недрах челябинской области.
|
9. Чистые вещества и смеси
|
Рассказ учителя.
|
Получение дистиллированной воды и использование в аптеках г. Челябинска.
|
10. Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примеси
|
Решение задач.
|
Приготовление растворов различных концентраций для борьбы с болезнями растений на садовых участках и в быту.
|
10-11. Количественные расчеты, связанные с понятием «Доля»
( ? )
|
Решение задач.
|
Решение расчетных задач с производственным содержанием.
|
Изменения, происходящие с веществами.
|
1. Физические явления.
|
Рассказ учителя.
|
Очистка питьевой воды на водоочистительной станции
г. Челябинска.
|
2. Анализ почвы и воды.
|
Практическая работа.
|
Анализ воды и водоемов
г. Челябинска
|
3. Экзо- и эндотермические реакции.
|
Сообщения учащихся.
|
Использование экзотермических реакций в быту и на производстве.
|
6. Расчеты по химическим уравнениям.
|
Решение задач.
|
Решение задач с данными местного материала.
|
Растворение. Растворы. Свойства растворов электронов.
|
14. Окислительно-восстановительные реакции.
|
Запись окислительно-восстановительных реакций.
|
ОВР, используемые в производстве чугуна, стали, на Челябинском металлургическом и цинковом заводах.
|
НРК реализуется на основе:
- www:n,goodle.ru;
- www.yandex.ru
- Карта полезных ископаемых Челябинской области.
- А.И. Левит. Южный Урал география, экология, природопользования. Учебное пособие. Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство, 2005г
- Реализация НРК в содержании химического образования (из опыта работы учителей). Управление по делам образования г. Челябинска МОУДПО УМЦ, Челябинск 2009г.
- Комплексный доклад о состояние окружающей среды Челябинской области 2004г.
( Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области)
- Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. - М. «Просвещение». 1995г.
- Материалы сайтов промышленных предприятий области (электронное пособие для учителя) составитель Г.А.Хрущева.
Скачать программу целиком
|