Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку. Запишите сегодняшнюю дату в тетрадях. Желаю вам успехов в работе! Итак, начнем. Порешаем устно. Если вы правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу ответов, то сможете прочитать тему нашего урока: (Слайд2 , 3)
18
24
40
16
29
55
40
28
55
35 – х = 17 (У) у – 37 = 18 (Е) 90 – у = 62 (И) 29 + х = 45 (О) 31 + у = 16 + 44 (Ж) 80 – с = 21 + 19 (Н) 40 – 3 = с + 13 (М)
Прочитайте полученное слово. Совершенно верно, сегодня мы будем заниматься умножением натуральных чисел и его свойствами. Эпиграфом к нашему уроку является определение из «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «Умножать – множить, увеличивать числом, количеством». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд 4)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Учитель:Прочитайте выражения: (Слайд5)
1) 34 + 18 + 44
2) 31 + 31 + 31
3) 17 + 17 + 17 + 17
4) 45 + 44 + 43 + 41 + 40
5) 19 + 19.
Чем они похожи? Чем отличаются? Распределите их в две группы. Выпишите те, которые можно заменить умножением. 2) , 3), 5). Прочитайте полученные примеры на умножение. Как называются числа при умножении? Что показывает первый множитель? Что показывает второй множитель?
III. Выявление места и причины затруднения.
Историческая справка. (ученик): за всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце 15 – начале 16 века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своем трактате об арифметике.(Слайд и гиперссылка) 6
Знак умножения «косой крест» впервые в 1631 году ввел английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660). Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716) ввел знак умножения «точка». (Слайд 7)
Учитель:Значит ли это, что между умножением и делением есть что-то общее? Правильно! Умножение можно представить с помощью сложения. Например, я живу в трехкомнатной квартире. В каждой комнате у меня лежит по два яблока. Сколько всего яблок? (Слайд 8).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Откройте учебники. Прочитайте статью учебника и приготовьтесь ответить на вопросы. Что значит умножить одно натуральное число на другое? Правильно! Умножить число а на число в – это значит найти сумму в слагаемых, каждое из которых равно а. (Слайд 9).
Задание: Представьте сумму в виде произведения.
35 + 35 + 35 + 35 = 35 *4
105 + 105 + 105 = 105 * 3
х + х + х + х + х = х * 5
29 + 29 = 29 *2
(а + в) + (а + в) + (а + в) = (а + в) * 3 (Слайд 10).
Задание:Представить произведение в виде суммы.
123 * 3 = 123 + 123 + 123
19 * 5 = 19 + 19 + 19 + 19 + 19
с * 7 = с + с + с + с + с + с + с
(х – у) * 2 = (х – у) + (х – у) (Слайд 11).
Физкультминуткадля глаз (Слайд12).
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись,
Глаза открываем мы наконец
Зарядку окончили. Ты молодец!
V. Реализация построенного проекта.
Учитель: Продолжаем работу по учебнику. Что получается при умножении натурального числа на нуль, на единицу? Правильно! В.Даль сказал:» Сколько на нуль ни умножай, столько и получится». Запишите при помощи букв. Решите примеры и сформулируйте правила:
6 * 1 =…; 11 * 1 = … 1 * 78 = … 123 * 1 = …
Молодцы! При умножении любого числа на единицу всегда получится это число. (Слайды 13 – 16)
Сформулируйте переместительное свойство умножения, запишите его с помощью букв. В каких случаях можно опускать знак умножения? (Слайд 17)роизведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей. ( а * в = в * а). Знак умножения можно не писать перед буквенными множителями и перед скобками.
Сформулируйте сочетательное свойство умножения, запишите его с помощью букв. (Слайд). Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. (а * (в * с) = (а * в) * с).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Решим примеры на доске и в тетради. (Слайд 18)
235 * 4 * 5 = …
4 * 2121 * 5 = …
50 * 821 * 4 = …
4 * 27 * 25 = …
Какое свойство умножение мы применяли при решении примеров? Сформулируйте его.
Учитель:Решите задачу, составляя выражение.
В четырех школах нашего города 368 девочек, которых мальчики дергают за косички в среднем 3 раза в день каждую (причем как дома, так и в школе). Сколько раз были дернуты косички за сентябрь у всех девочек в четырех школах города? (Слайд 19)
Решение: (3 * 30) * 368 = 33120. (Слайд 20).
VII. Самостоятельная работа.
Учитель: Упростите выражения: (Слайд 21).
50 * у * 2 * 76 = …
25 * х * 4 * у = …
35 * 25 * х * 4 = …
3 * а * 25 * в * 4 = …
Учитель:Решите задачу: (Слайд 22).
Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит 8 л воды?
Решение: 8 * 4 * 9 = 288 (Слайд 23).
Учитель:Выполните задание в парах, проведите взаимопроверку.
Проверьте, все ли равенства верные; исправьте ошибки: (Слайд 24).
5 * 123 * 20 ‹ 4 * 122 * 25
2 * 11 * 3 * 42 › 33 * 90
55 * 102 * 2 › 50 * 103
VIII. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 25).
Ребятам предлагается продолжить следующие предложения:
1. На данном уроке говорилось о …
2. Урок мне понравился (не понравился), потому что…Сегодня я понял(а), что…
3.Тест. (Слайды 26 – 28).
1. Равенство а • (в •с) = (а • в) • с является:
а) переместительным свойством умножения;
б) сочетательным свойством умножения;
в) другим свойством умножения.
2. Равенство 0 • 34 * 0 в общем виде записывается:
а)0 * а = 0; б) 0 * в = а; в) а - 34 = 34.
3. Произведение 4 • 222 • 5 равно:
а) 8885; 6)4445; в) 4440.
4. Сколько существует способов разложения числа 16 на два
множителя: а) 3 способа; б) 2 способа; в) 4 способа.