Место работы:
учитель английского языка МБОУ гимназия №10 г. Челябинск
Создание и использование тематических презентаций на уроках английского языка с целью развития и реализации языковых и речевых компетенций учащихся
Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности: рецептивными - аудированием и чтением, продуктивными-говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка - лексикой, фонетикой, грамматикой. Практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы овладение иностранным языком было средством межличностного общения.
Очевидно, что в настоящее время на уроке иностранного языка трудно обойтись без технических средств обучения. Внедрение информационных технологий в преподавание учебного предмета – «английский язык» способствует воспитанию в школьниках интереса и положительного отношения к изучаемому предмету, к культуре народа, говорящего на этом языке; пониманию себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу; пониманию важности изучения языка. Решение этих задач возможно только при достаточно большом дидактическом обеспечении.
Сложно переоценить те плюсы, которые дает использование аудио - и видеоматериалов на уроке иностранного языка. Проектор может значительно сократить усилия учителя при работе с различными группами учащихся, поскольку видеоматериалы (презентации) можно использовать многократно, а также видоизменять их в зависимости от того, с какими учащимися предстоит работать.
Создавая презентации, следует, в первую очередь, обратить внимание на то, что видеоматериал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Удобнее всего разделить его на три группы: начальная, средняя и старшая возрастные группы.
Презентации, созданные для учащихся начальных классов, должны соответствовать программному материалу, возрастным особенностям учащихся начальных классов, а также специфической структуре урока английского языка в начальной школе.
Так, младшие школьники с удовольствием изучают иностранный язык вместе с любимыми сказочными героями. Выбор таких героев не случаен: в этом возрасте школьникам нравятся сказки и чудесные превращения, поэтому у учащихся повышается интерес к изучению английского языка. В связи с этим презентации для младших школьников насыщены картинками и рисунками животных, игрушек и сказочных героев. Для урока английского языка в начальной школе характерны такие особенности как физминутки, игры, рифмовки, считалки, драматизации диалогов или сказок и т.д. Все эти условия побуждают учителя создавать презентации для учащихся начальных классов не только соответствующими лексико-грамматическим темам, но и делать их красочными, яркими, запоминающимися.
Презентации для учащихся младшего, среднего и старшего звена должны также способствовать развитию языковых и речевых компетенций учащихся, т.е. последовательно способствовать развитию навыков аудирования, чтения, письма и говорения, формировать фонетические, лексические и грамматические компетенции. Основная задача учителя в этой ситуации создавать презентации, способные помочь учащимся легче усвоить новый материал (грамматический, лексический), который создается в дополнение к материалу, предлагаемому УМК.
Материал презентаций может быть представлен в виде грамматических или лексических таблиц, схем, подстановочных таблиц, текстов с рисунками и без них и т.д.
При отборе содержания материала презентаций для учащихся старших возрастных групп важно помнить, что одним из ведущих видов работы учащихся становится извлечение информации из текста и ее обработка. Презентация в данной ситуации выступает как средство получения новой информации.
Программа для учащихся 10-11 классов предлагает следующие сферы общения:
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье, самочувствие, медицинские услуги.
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения
образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
На данном этапе обучения учащиеся совершенствуют компетенции сформированные у них в предыдущие годы обучения. В связи с этим усложняется материал презентаций.
Создавая презентации для учащихся, важно использовать такие эффекты, как исчезновение и появление текста или рисунка, вставки, подсказки, направление текста, звуковое оформление, заливка и т. д. Эти и другие эффекты презентаций активизируют внимание школьников, способствуют быстрому включению учащихся в работу.
Особое внимание на уроках английского языка в старших классах уделяется работе, связанной с разработкой проектов, которые так же, как и традиционные, могут быть представлены и защищены учащимися в виде презентаций. Эта работа способствует вовлечению учащихся в творческую деятельность и, направлена на развитие лингвистических и коммуникативных компетенций учащихся.
Лексические и грамматические задания, темы и проекты, представленные на уроках английского языка в виде презентаций как учителем, так и учащимися, соответствуют интересам современных школьников и отвечают современным требованиям к подготовке учащихся в средней общеобразовательной школе.
|