Автор:
Гультяева Людмила Ивановна
Место работы:
МБОУ "Гимназия г. Невеля Псковской области", учитель информатики и экономики
Изучение темы «Обработка информации» в 10 классе с помощью УМК Семакина И.Г. и др.
Аннотация
Данный материал является продолжением представленной ранее темы «Защита информации» и содержит три плана уроков по теме «Обработка информации» в 10 классе (УМК И.Г.Семакина и др., издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» - [1], [2], [3]). Данная разработка сопровождается авторскими презентациями и является электронным сопровождением указанного УМК. Материал будет полезен учителям при изучении данной темы на базовом уровне.
Рассматриваемой теме отводится 3 часа учебного времени (теория – 2 ч., практика – 1 ч.) [3]. Очень важно «донести» данный материал для обучающихся, т.к. алгоритмизация и программирование являются основой преподавания предмета. На примере имитатора машины Поста рассматривается автоматическая обработка информации (составление программ), развивается алгоритмическое мышление обучающихся. Ниже представлены данные уроки подробнее.
План урока 1 по теме «Обработка информации и алгоритмы»
Цели урока
- Обучающая – обеспечить знание обучающимися основных видов обработки информации, понятия об алгоритмических машинах.
- Развивающая – способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся, умению анализировать полученную информацию.
- Воспитывающая – создавать условия для воспитания в обучающихся уверенности в своих силах.
Обеспечение урока
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 120 с.: ил.
- Презентация «Обработка информации и алгоритмы». Урок 1 (Приложение 1)
- LCD – проектор
ПЛАН
- Организационный момент. Мотивация изучения данной темы. На экране слайд 2 презентации к уроку. Обсуждение мотиватора [6], выяснение необходимости составления последовательности шагов для достижения цели (беседа с учащимися).
- Углубление понятий по теме урока. Повторение и углубление понятий происходит с помощью слайдов 3-7.
- Знакомство с алгоритмическими машинами. Для обучающихся дается задание подготовить к уроку сообщение об алгоритмических машинах и их создателях [4], [5]. Свойства алгоритма повторяются с помощью ЦОРа [7].
- Домашнее задание: §9 [1], задание №3 к §9 [1, с.49]
- Подведение итогов урока: вопросы 1,2,4,5 к §9 [1, с.49]. Выставление оценок.
План урока 2 по теме «Автоматическая обработка информации»
Цели урока
- Обучающая – сформировать знания обучающихся об автоматической обработке информации на примере машины Поста.
- Развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся.
- Воспитывающая – создавать условия для воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками.
Обеспечение урока
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 120 с.: ил.
- Презентация «Автоматическая обработка информации». Урок 2 (Приложение 2)
- LCD – проектор
- Файл домашнего задания (программа для машины Поста) otvet.pst (Приложение 3)
ПЛАН
- Организационный момент. Проверка домашнего задания. Повторение видов обработки информации, свойства алгоритма, примеры алгоритмических машин.
- Изучение машины Поста (слайд 2,3). Выполнение практических заданий (слайд 4,5) [1, с.53]. Задания выполняются обучающимися в тетради, проверка осуществляется с помощью машины Поста на экране.
- Домашнее задание: §10 [1], задание на слайде 6.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
План урока 3 по теме «Автоматическая обработка информации»
Цели урока
- Обучающая – закрепить знания обучающихся по теме «Автоматическая обработка информации».
- Развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления, создавать условия закрепления практических навыков работы за компьютером.
- Воспитывающая – создавать условия для воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками.
Обеспечение урока
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 120 с.: ил.
- Презентация «Автоматическая обработка информации». Урок 3 (Приложение 4)
- Имитатор машины Поста 2000 [8],
- LCD – проектор
- Файлы программ для машины Поста 1.pst (Приложение 5), 2.pst (Приложение 6), 3.pst (Приложение 7)
ПЛАН
- Организационный момент. Проверка домашнего задания. Повторение системы команд машины Поста.
- Выполнение практической работы 2.2. «Автоматическая обработка данных» из практикума [2, с.33], работа за компьютером (слайд 3-6). Задания 1 и 2 [2, с.33] выполняются на компьютере. Примеры программ представлены в файлах 1.pst и 2.pst для машины Поста.
- Самостоятельная работа - 10 минут (слайд 7), задание 3 практической работы [2, с.34]. Пример программы представлен в файле 3.pst для машины Поста.
- Домашнее задание: повторить §10.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Используемые ресурсы
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 120 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 102 с.: ил.
- Машина Поста - тренажер для изучения универсального исполнителя [Электронный ресурс]/ Константин Поляков. Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей - Режим доступа: http://kpolyakov.narod.ru/prog/post.htm
- Машина Тьюринга - тренажер для изучения универсального исполнителя [Электронный ресурс]/ Константин Поляков. Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей - Режим доступа: http://kpolyakov.narod.ru/prog/turing.htm
- Мотиватор [Электронный ресурс]/ Позитивные мотиваторы. - Режим доступа: http://motivators.ru/node/24719
- Свойства алгоритма [Электронный ресурс]/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf
- Эмулятор машины Поста 2000 (архив 224 Kb) [Электронный ресурс]/ Прикладная информатика. - Режим доступа: http://priklinfa.narod.ru/anti1024.htm
Скачать приложения
|