Submitted by Людмила Генриховна Маканова on чт, 12/07/2012 - 15:13
Урок «Тепловые двигатели, транспорт и охрана окружающей среды»
Цели урока:
Познавательная: выяснить роль тепловых двигателей в жизни людей;
Воспитательная: убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас среде.
Урок организую в форме семинара.
План урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя: «Озоновый слой- охранительный щит Земли»
Выступления учащихся
а)Виды транспорта и использование на них тепловых двигателей.
б)Значение тепловых двигателей.
в)Влияние транспорта на окружающую среду.
г)Пути решения экологических проблем:
создание новых типов двигателей;
разработка средств защиты атмосферы и гидросфера;
новинки в мире тепловых двигателей.
д) Состояние экологии и природоохранные меры в г.Волгоград.
Ход урока (фрагменты)
В результате услышанного в первом сообщении ребята заполняют таблицу.
Форму ее привожу (табл. I)
Т а б л и ц а I
Вид транспорта
Тип двигателя
После выполнения задания получается таблица II.
Т а б л и ц а II
Вид транспорта
Тип двигателя
Автомобильный
Поршневой ДВС (карбюраторный, дизельный)
Железнодорожный
Дизельный, электрический
Водный
ДВС, паровая турбина
Воздушный
Поршневой, реактивный, турбореактивный
Учитель. Мы видим сколь разнообразен мир транспорта. Сердцем подавляющего большинства транспортных средств служит тепловой двигатель. Поэтому слушаем сообщение об устройстве тепловых двигателей и их значении.
Послушав это выступление, учащиеся заполняют карточку «Схема теплового двигателя», где указывает его основные узлы и записывают происходящие в устройстве процессы.
Учитель. Повсеместное использование двигателей в транспортных средствах пагубно действует на окружающую среду. Все это выдвигает ряд серьезных проблем перед человеческим сообществом.
Далее следует сообщение о негативных последствиях применения тепловых двигателей. При обсуждении учащиеся должны записать главное.
Учитель. Мы выяснили экологическую роль последствий работы тепловых двигателей и составили четкие физические представления об их влиянии на процессы, происходящие на Земле. Теперь нужно наметить пути и способы ликвидации экологических последствий.
Заслушиваем еще одно выступление ученика.
Названные в нем направления работы учащиеся записывают:
экологическая экспертиза всех технологических транспортных средств, проверка их на наличие защитных фильтров, добавок в топливо, способствующих полному сгоранию; создание новых безопасных для среды типов двигателей.
Далее следует сообщение о мерах по защите озонового слоя Земли, а затем – рассказ о новинках в мире тепловых двигателей.
В завершение урока предлагаю ответить на следующие вопросы:
1. Каковы основные узлы тепловых двигателей?
2. Какие роли выполняют в тепловом двигателе «нагреватель», «рабочее тело», «холодильник»?
3. Что такое КПД двигателя?
4. По какой формуле рассчитывают КПД этой машины?
Далее предлагаю каждому дома заполнить таблицу III. Желательно воспользоваться информацией и из Интернета.