« Запятая в сложном предложении с союзами А, НО, И и в простом предложении с однородными членами, соединёнными союзами А, И, НО".
Ход занятия.
Минутка чистописания (5 мин).
- Откройте тетрадь по чистописанию на странице 13. Из каких элементов состоит буква е строчная? (учитель показывает элементы буквы, дети прописывают их в воздухе, затем прописывается в воздухе буква полностью)
- Пропишите эту букву в тетради три раза.
- Рассмотрите образцы соединений этой буквы с другими. Что можете сказать? ( ел – нижнее соединение, еж – верхнее)
- Пропишите эти соединения по одному разу.
- Приведите свои примеры нижнего соединения этой буквы с другими.
- Запишите один раз на пустой строке.
- Приведите примеры верхнего соединения буквы е.
- Пропишите 2-3 соединения на пустой строке.
- Запишите красиво и правильно слова с этой буквой:
ель
ежиха
ежевика
( слова – образцы записаны на доске)
Орфографическая пятиминутка (5 мин.)
- Сейчас повторим орфограммы корней и поучимся различать виды орфограмм. Для работы вам потребуются цветные ручки зелёного и чёрного цветов и простой карандаш. Возьмите листок с напечатанным стихотворением, прочитайте его про себя.
- Вы неплохо справились с заданием, многие из вас хорошо видят орфограммы, умеют их различать и обозначать. А сейчас немного отдохнём. Я прочитаю вам это стихотворение ещё раз, а вы, закрыв глаза, попробуете представить картину природы, нарисованную автором этих строк – А. Твардовским.
(Учитель под негромкое пение птиц выразительно читает стихотворение)
- Что вы представили, слушая это красивое стихотворение?
(выслушиваются ответы 2-3 детей)
- Очень приятно в один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую или велосипедную прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за животными, а можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас положительной энергией. Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом очень полезны для здоровья.
Постановка учебных задач (3 мин).
- А сейчас вернёмся к работе с текстом стихотворения. Просмотрите первую строфу. Из скольких предложений она состоит?
- Что вы можете сказать об этом предложении?
- Докажите, что оно - сложное.
- Постройте его схему.
- Есть ли ещё в тексте этого стихотворения сложные предложения?
- Чем это предложение отличается от предыдущего?
- Постройте схему этого предложения.
- Какова роль союзов в предложениях?
- Какие ещё союзы вы знаете?
- Соедините вид предложения с нужным союзом:
Простое пред-
ложение с однородными членами
Сложное предложение
- Сформулируйте тему урока и его цели.
Запятая.
На крохотное ушко похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку!
- Вот этот знак и будет являться главным на сегодняшнем нашем уроке.
4. Повторение (5мин).
- Повторим ранее изученный материал и проведём мини-тест, отвечая на вопросы которого вы все получите отметки.
- Возьмите маркеры и альбомные листы.
1. Сложное предложение состоит из…
2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…
3. Между частями сложного предложения на письме…
4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…
5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…
6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы)…
7. Схемы простых предложений под буквами…
8. Схемы сложных предложений под буквами…
А) [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].
Б) [ _ ] но ].
В) [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].
Г) [ _ , а ].
Д) [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].
Е) [ _ и и и ].
( Далее проводится самопроверка учащимися работ, учитель подводит итог).
5. Физминутка.
Олень.
Один олень в осенний день
Отлично отдыхал.
У озера в осиннике
Резвился и скакал.
А мимо ослик проходил,
Он тоже отдыхать любил,
Но очень занят был.
Сказал он, глядя на оленя:
«Я подожду до воскресенья».
6. Тренировочные упражнения.
а). Упражнение для работы каждого ученика в своём темпе. ( 7 мин.)
( Каждому ребёнку выдаётся карточка с напечатанными предложениями, за
фиксированное время (5 мин.) дети выполняют задание).
- У каждого из вас на столе имеется лист с заданием. В течение 5 минут вы работаете самостоятельно. Задание: списать предложения, вставить подходящие по смыслу союзы, поставить недостающие знаки препинания. После этого переходите ко второму предложению и т. д.
Над лесом торопливо бежали бесформенные облака _____ ветер неистово раскачивал деревья и ломал ветки.
Листья на деревьях уже пожелтели ________ осень ещё не вступила в полную силу.
Солнце иногда показывалось из-за туч _________ тут же скрывалось.
Последние осенние цветы издавали резкий _____ приятный запах.
Сады почти осыпались ______ кое-где ещё висели на яблонях сухие розовые листья.
- Осень - «плаксивое» время года. Действительно, очень часто идут дожди, у многих людей портится настроение, накапливаются усталость и раздражительность. А это ведёт к ухудшению самочувствия.
- Ребята, а какие приёмы вы бы могли предложить для повышения настроения? (упражнения «Арбуз», «Пушистый котёнок», в помещениях должно быть много света, т.к. в это время года не хватает солнечного света, кушать больше фруктов – «витаминов радости», любимые занятия, весёлая музыка, танцы, …)
- Так же для того, чтобы у вас не портилось настроение по пустякам необходимо соблюдать режим дня: чередовать время занятий и отдыха, следить за своей нагрузкой – не переутомляться, вовремя ложиться спать, находить время для прогулок, давая таким образом возможность отдыхать организму, глазам (не сидеть у компьютера часами за играми в качестве отдыха или у телевизора),голове.
- Разберите по составу слово ПОЖЕЛТЕЛИ.
- Выполним частично фонетический разбор слова – напишем транскрипцию слова ПРИЯТНЫЙ.
- Кто успел выполнить всё задание?
- Кто сделал 4-5 предложений?
- А кто сделал 2-3 предложения?
- Проверим: прочитайте предложение, назовите его вид (простое или сложное), объясните знаки препинания, если вы их поставили.
- Сделаем зарядку для глаз. Сядьте ровно, руки положите на колени.
1. Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.
2. Не двигая головой, смотрите на кончик ручки, которой я двигаю вверх-вниз-вправо-влево.
3. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа, посмотрите на него. Медленно вытягивайте руку прямо перед собой, не отводя взгляда от кончика пальца.
4. Прикройте ладошками глаза и посидите так, считая про себя до 10.
Б) Графический диктант. (3 мин.)
Цель данного вида работы – совершенствование умений отличать вами простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.
( Один ученик для проверки выполняет этот вид работы с обратной стороны доски)
Запах влаги, прели, дождя и травы наполнял осенний воздух.
Желтеют все опушки, желтеет пруд, а зелёные лягушки всё ещё песенку поют.
На траве, на былинах и на соломинах блестели бесчисленные нити осенней паутины.
Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орешника.
- Проверим работу. Какие у вас будут замечания к ученику, который строил схемы у доски?
- Кто в этой работе не допустил ошибок?
- Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения.
- Действительно, в такую погоду легко можно простудиться. Дождь, ветер, слякоть – не лучшие наши друзья.
- Как избежать простудных заболеваний?
(+ закаливание, занятия спортом)
В) Упражнение на развитие речи учащихся.
Коллективное составление текста по опорным схемам (5 мин).
(запись на доске)
Краски осени.
На прощание дарит осень деревьям яркие краски. [ ̳ _ ], [ ͇ _ ], а [ ̳ _ ]. Скупое осеннее солнышко выглядывает редко. [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ]. А в садах разноцветьем радуют нас последние цветы. [ _ ͇ ], и [ _ ̳ , и ].
- А теперь прочитаем текст выразительно и посмотрим, что у нас получилось…
- Вам понравился составленный нами рассказик?
Домашнее задание ( 1 мин.)
- стр. 49 № 75 – устно ( подготовить рассказ о предложениях по плану)
- стр. 24-25 «Дидактический материал» одно из упражнений по выбору
№ 43, № 44, № 45 (посложнее)
Подведение итогов урока (2 мин.)
- Когда в предложении перед союзом И запятая не ставится, а когда её необходимо поставить?
- Составьте предложение два раза: сначала простое, а затем сложное
Всем людям необходимо следить за своим здоровьем и …
- Оцените эффективность урока для себя по пятибалльной шкале, полезен ли он был для вас, научились ли вы чему-либо, закрепили ли свои знания и т. д.. Рядом поставьте ещё одну отметку – ту, на которую считаете вы работали на уроке.
- На обратной стороне листка нарисуйте себя и своё настроение после этого урока, используйте цвета красный, зелёный, чёрный, синий.
- А у меня после урока хорошее настроение, потому что вы работали хорошо и порадовали меня своими знаниями, и я поставлю такие отметки….