Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



« Запятая в сложном предложении с союзами А, НО, И и в простом предложении с однородными членами, соединёнными союзами А, И, НО".

Данные об авторе
Автор(ы): 
Хвостова Т. В.
Место работы, должность: 

г. о. Электросталь, "Лицей №7", учитель начальных классов.

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • Учить различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
  • Совершенствовать навык постановки запятой в простых и сложных предложениях с союзами А, НО, И.
  • Закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений, графически объяснять пунктограммы.
  • Развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную речь , логическое мышление, пространственное воображение, память.
  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение различать виды орфограмм.
  • Способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе, а также мотивов бережного отношения к своему здоровью посредством физминуток, частой смены видов деятельности, релаксации, упражнений, минимизации стресса при проверке знаний учащихся, работы каждого ребёнка в своём темпе, возможности выбрать задание по уровню своей подготовленности.

 

 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Бунеева по русскому языку 4 класс, тетрадь по чистописанию, дидактический материал ( по этой же программе)

Используемое оборудование: 

                                           Напечатанный текст стихотворения для каждого 

                                           ребёнка, цветные ручки, вопросы теста,

                                           напечатанные на отдельных листах, иллюстрации с

                                           осенними пейзажами, карточки с напечатанными

                                           предложениями для каждого ученика, рисунки-лица

                                           для эмоциональной оценки работы на уроке.

 

Краткое описание: 
<ol> <li> <span dir="LTR">Минутка чистописания &ndash; 5 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Орфографическая пятиминутка &ndash; 8мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Постановка учебных задач &ndash; 3 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">&nbsp;Повторение (тестовая работа) &ndash; 5 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Физминутка &ndash; 2 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Тренировочные упражнения:</span> <ol> <li> <span dir="LTR">Запись предложений в тетради с заданием вставить союзы, построить схемы предложений, расставить в них недостающие запятые &ndash; 7 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Графический диктант &ndash; 3 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Составление текста по опоре на схемы предложений &ndash; 7мин.</span></li> </ol> </li> <li> <span dir="LTR">Домашнее задание &ndash; 1 мин.</span></li> <li> <span dir="LTR">Итог урока &ndash; 3 мин.</span></li> </ol> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

                                         Ход занятия.

  1. Минутка чистописания (5 мин).

- Откройте тетрадь по чистописанию на странице 13. Из каких элементов состоит буква е строчная? (учитель показывает элементы буквы, дети прописывают их в воздухе, затем прописывается в воздухе буква полностью)

- Пропишите эту букву в тетради три раза.

- Рассмотрите образцы соединений этой буквы с другими. Что можете сказать?   ( ел – нижнее соединение, еж – верхнее)

- Пропишите эти соединения по одному разу.

- Приведите свои примеры нижнего соединения этой буквы с другими.

- Запишите один раз на пустой строке.

- Приведите примеры верхнего соединения буквы е.

- Пропишите 2-3 соединения на пустой строке.

- Запишите красиво и правильно слова с этой буквой:

       ель

       ежиха

       ежевика

( слова – образцы записаны на доске)

  1. Орфографическая пятиминутка (5 мин.)

 - Сейчас повторим орфограммы корней и поучимся различать виды орфограмм. Для работы вам потребуются цветные ручки зелёного и чёрного цветов и простой карандаш. Возьмите листок с напечатанным стихотворением, прочитайте его про себя.

-  Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, будем обозначать зелёным цветом, непроверяемые ударением – простым карандашом, парные согласные – чёрным цветом.

                            Меж редеющих верхушек

                            Показалась синева,

                            Зашумела у опушек

                            Ярко-жёлтая листва.

 

                           Птиц не слышно. Треснет мелкий

                           Обломившийся сучок,

                           И, хвостом мелькая, белка

                           Лёгкий делает прыжок.

 

                          Стала ель в лесу заметней –

                          Бережёт густую тень.

                          Подосиновик последний

                          Сдвинул шапку набекрень.

- Вы неплохо справились с заданием, многие из вас хорошо видят орфограммы, умеют их различать и обозначать. А сейчас немного отдохнём. Я прочитаю вам это стихотворение ещё раз, а вы, закрыв глаза, попробуете представить картину природы, нарисованную автором этих строк – А. Твардовским.

(Учитель под негромкое пение птиц выразительно читает стихотворение)

- Что вы представили, слушая это красивое стихотворение?

(выслушиваются ответы 2-3 детей)

 

- Очень приятно в один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую или велосипедную прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за животными, а можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас положительной энергией. Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом очень полезны  для здоровья.

 

  1. Постановка учебных задач (3 мин).

- А сейчас вернёмся к работе с текстом стихотворения. Просмотрите первую строфу. Из скольких предложений она состоит?

- Что вы можете сказать об этом предложении?

- Докажите, что оно  - сложное.

- Постройте его схему.

- Есть ли ещё в тексте этого стихотворения сложные предложения?

- Чем это предложение отличается от предыдущего?

- Постройте схему этого предложения.

- Какова роль союзов в предложениях?

- Какие ещё союзы вы знаете?

- Соедините вид предложения с нужным союзом:

 

 

 

Простое пред-

ложение с однородными членами

 

 

Сложное предложение

 

- Сформулируйте тему урока и его цели.

                           Запятая.

       На крохотное ушко похожа завитушка.

       Велит нам постоять чуть-чуть

       И отправляться дальше в путь.

       Выйдет на дорожку –

       Всем подставит ножку!

- Вот этот знак и будет являться главным на сегодняшнем нашем уроке.

4. Повторение (5мин).

- Повторим ранее изученный материал и проведём мини-тест, отвечая на вопросы которого вы все получите отметки.

- Возьмите маркеры и альбомные листы.

1. Сложное предложение состоит из…

2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…

3. Между частями сложного предложения на письме…

4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…

5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…

6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы)…

7. Схемы простых предложений под буквами…

8. Схемы сложных предложений под буквами…

 

А)  [  _   ͇   ] и [ _     ̳  ].

Б)  [   _   ]    но         ].

В)  [  _    ͇   ], но [  _   ̳    ].

Г)  [  _         , а        ].

Д) [ _    ̳̳    ]  а  [  _      ͇  ].

Е)  [   _  и        и         и         ].

 

( Далее проводится самопроверка учащимися работ, учитель подводит итог).

5. Физминутка.

                                     Олень.

                Один олень в осенний день

                Отлично отдыхал.

                У озера в осиннике

                Резвился и скакал.

                А мимо ослик проходил,

                Он тоже отдыхать любил,

                Но очень занят был.

                Сказал он, глядя на оленя:

                «Я подожду до воскресенья».

 

6. Тренировочные упражнения.

а). Упражнение для работы каждого ученика в своём темпе.  ( 7 мин.)

    ( Каждому ребёнку выдаётся карточка с напечатанными предложениями, за 

    фиксированное время (5 мин.) дети выполняют задание).

- У каждого из вас на столе имеется лист с заданием. В течение 5 минут вы работаете самостоятельно. Задание: списать предложения, вставить подходящие по смыслу союзы, поставить недостающие знаки препинания. После этого переходите ко второму предложению и т. д.

 

  1. Улетают журавли ______  низкие осенние облака заволакивают небо.
  2. Над лесом торопливо бежали бесформенные облака _____   ветер неистово раскачивал деревья и ломал ветки.
  3. Листья на деревьях уже пожелтели ________  осень ещё не вступила в полную силу.
  4. Солнце иногда показывалось из-за туч _________ тут же скрывалось.
  5. Последние осенние цветы издавали резкий _____ приятный запах.
  6. Сады почти осыпались ______  кое-где ещё висели на яблонях сухие розовые листья.

 

- Осень - «плаксивое» время года. Действительно, очень часто идут дожди, у многих людей портится настроение, накапливаются усталость и раздражительность. А это ведёт к ухудшению самочувствия.

- Ребята, а какие приёмы вы бы могли предложить для повышения настроения? (упражнения «Арбуз», «Пушистый котёнок», в помещениях должно быть много света, т.к.  в это время года не хватает солнечного света, кушать больше фруктов – «витаминов радости», любимые занятия, весёлая музыка, танцы, …)

- Так же для того, чтобы у вас не портилось настроение по пустякам необходимо соблюдать режим дня: чередовать время занятий и отдыха, следить за своей нагрузкой – не переутомляться, вовремя ложиться спать, находить время для прогулок, давая таким образом возможность отдыхать организму, глазам (не сидеть у компьютера часами за играми в качестве отдыха или у телевизора),голове.

- Разберите по составу слово ПОЖЕЛТЕЛИ.

- Выполним частично фонетический разбор слова – напишем транскрипцию слова ПРИЯТНЫЙ.

 

- Кто успел выполнить всё задание?

- Кто сделал 4-5 предложений?

- А кто сделал 2-3 предложения?

- Проверим: прочитайте предложение, назовите его вид (простое или сложное), объясните знаки препинания, если вы их поставили.

 

- Сделаем зарядку для глаз. Сядьте ровно, руки положите на колени.

1. Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.

2. Не двигая головой, смотрите на кончик ручки, которой я двигаю вверх-вниз-вправо-влево.

3. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа, посмотрите на него. Медленно вытягивайте руку прямо перед собой, не отводя взгляда от кончика пальца.

4. Прикройте ладошками глаза и посидите так, считая про себя до 10.

 

Б) Графический диктант. (3 мин.)

Цель данного вида работы – совершенствование умений отличать вами простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.

( Один ученик для проверки выполняет этот вид работы с обратной стороны доски)

 

Запах влаги, прели, дождя и травы наполнял осенний воздух.

Желтеют все опушки, желтеет пруд, а зелёные лягушки всё ещё песенку поют.

На траве, на былинах и на соломинах блестели бесчисленные нити осенней паутины.

Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орешника.

 

- Проверим работу. Какие у вас будут замечания к ученику, который строил схемы у доски?

- Кто в этой работе не допустил ошибок?

- Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения.

 

- Действительно, в такую  погоду легко можно простудиться. Дождь, ветер, слякоть – не лучшие наши друзья.

- Как избежать простудных заболеваний?

(+ закаливание, занятия спортом)

В) Упражнение на развитие речи учащихся.

     Коллективное составление текста по опорным схемам  (5 мин).

(запись на доске)

                              Краски осени.

   На прощание дарит осень деревьям яркие краски. [  ̳   _  ], [  ͇   _  ], а [  ̳   _  ].  Скупое осеннее солнышко выглядывает редко. [  _  ͇  ], но [  _  ̳   ]. А в садах разноцветьем радуют нас последние цветы. [  _  ͇   ], и [  _   ̳       ,        и        ].

 

- А теперь прочитаем текст выразительно и посмотрим, что у нас получилось…

- Вам понравился составленный нами рассказик?

  1. Домашнее задание ( 1 мин.)

- стр. 49 № 75 – устно ( подготовить рассказ о предложениях по плану)

- стр. 24-25 «Дидактический материал» одно из упражнений по выбору

№ 43, № 44, № 45 (посложнее)

 

  1. Подведение итогов урока (2 мин.)

- Когда в предложении перед союзом И запятая не ставится, а когда её необходимо поставить?

- Составьте предложение два раза: сначала простое, а затем сложное

Всем людям необходимо следить за своим здоровьем и …

 

- Оцените эффективность урока для себя по пятибалльной шкале, полезен ли он был для вас, научились ли вы чему-либо, закрепили ли свои знания и т. д.. Рядом поставьте ещё одну отметку – ту, на которую  считаете вы работали на уроке.

- На обратной стороне листка нарисуйте себя и своё настроение после этого урока, используйте цвета красный, зелёный, чёрный, синий.

 


 

                                       

- А у меня после урока хорошее настроение, потому что вы работали хорошо и порадовали меня своими знаниями, и я поставлю такие отметки….

Прикрепленный файл Size
Урок русского языка.doc 65.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн