Автор:
Стекленёва Светлана Юрьевна
Место работы:
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» учитель географии высшей категории
Отношения сотрудничества и сотворчества учеников и учителя в эпоху информатизации образования
Учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Работа учителя в школе – процесс творческий. Учительство – это искусство. Труд такой, как труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. На мой взгляд, учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а в прямом общении. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. В процессе сотрудничества и сотворчества ученики и учитель «заражают» друг друга творческой энергией. Выражается готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь. Согласитесь, что активность учеников быстро ориентироваться в окружающем мире подстёгивает и нас педагогов. Мы педагоги, благодаря и нашим ученикам, умело ориентируемся в широком спектре современных информационных технологий, можем исправить неполадки и сбои в компьютерных программах, не чувствовать наш возраст. Мы живём в детском коллективе, и всегда молоды душой, у нас всегда вместе с учениками рождаются оригинальные замыслы, пути решения, проекты.
Человек растёт, в нём пробуждается основной интерес к миру, к определённой области знаний. Великие математики, писатели, врачи, космонавты, режиссёры – все они начинали творить тогда, когда рядом был он, учитель. Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе маленького человека.
По-разному приходят в школу учителя, по-разному складывается их судьба. Это неизбежно, так как диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!». Об этом и русская поговорка: «Дерево и учитель познаются по плоду». Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся мыслителей, имеющих своих учеников, последователей. Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была замечена во все времена. Замечена в школе и моя работа. Более 10 лет возглавляла методическую работу среди учителей географии Духовницкого района, делилась опытом с коллегами через открытые уроки и мастер – класс. Но главное, на мой взгляд, в нашей работе сочетать роль не только педагога, но и друга, помощника, наставника, быть примером для подражания. В школе активно применяю технологии сотрудничества и новые информационные технологии. Благодаря применению данных технологий, мои ученики активны, занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах и конференциях по географии, печатают работы в научных журналах.
Действительно, учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и должен воспитать других. Задача самовоспитания в течение всей жизни приобретает благодаря этому более высокое значение. Поэтому, я стремлюсь направить по правильному пути ребят, пробудить в них стремление к истине и добру, добиться высшего развития задатков и сил, при этом развиваю эти прекрасные качества и сама в себе. Особенно мне хотелось поделиться опытом с коллегами, о том, как я использую ИКТ на уроках географии и раскрываю способности у ребят.
Действительно, в настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.
Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного обучения, рост объёма практических, лабораторных работ поискового и исследовательского характера.
Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой. Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения
Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Так как от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. В своей работе всегда придерживаюсь заповеди: никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении; ясно определи, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; окажи помощь, но не подсказывай готового решения; создавай ситуацию успеха.
Список литературы.
-
- Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения//Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10.
|