Submitted by Гульнара Ураловна Исламова on Tue, 22/05/2012 - 22:20
Ход урока:
Создание проблемной ситуации
- Запишите тему урока.
-Что такое абсолютизм?
- В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки абсолютизма?
-Как называют правителя, власть которого основана на произволе и насилии, который не считается с волей и желаниями своих подданных?
- Вопрос о власти был важен во все времена и для всех правителей. Вспомните, кого особенно беспокоил этот вопрос.
-Познакомьтесь с тем, как о своей власти отзывался первый российский император
Прочитайте высказывание Петра 1 на с. 204 и ответьте на вопросы
- Считает ли себя Петр 1 тираном?
-Нет, т.к. указы содержат пользу, а не вред.
-Запишите в тетради Петр1 – не тиран.
-Прочитайте следующее высказывание государя императора после его возвращения с заседания Сената с.204
-ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ТИРАНОМ правитель, который хочет, чтобы все думали и поступали, как он?
- Такой правитель яв-ся тираном, Он считает , что все обязаны беспрекословно подчиняться его требованиям.
- Запишите в тетради Петр 1 - тиран
Формулирование проблемы
- Сравните выводы по двум источникам. В чем противоречие? Какой возникает вопрос?
Создание плана урока
- В каких сферах жизни общества может проявиться тирания правителя?
1.Политическая сфера
2.Духовная сфера
3.Экономическая сфера
4.Личная жизнь
- Может ли тирания проявиться в личной жизни?
Актуализация знаний
- Что из имеющихся знаний вам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос: можно ли считать Петра Iтираном? Какие черты абсолютизма сложились в России (приказы, начало создания рег.армии, прекращение созыва Земских соборов).
Открытие нового знания – 1.Политическая сфера.
- В какой сфере жизни общества тирания проявится наиболее ярко?
Проверьте свои предположения. На с. 198 посмотрите, как было организовано управление Россией при Петре I.
(Перестает созываться Боярская дума, созд. Сенат,на смену приказам приходят коллегии, появились новые должности- губерн., фискалы, прокуроры)
Все они назначались императором.
Слайд №6.
В одном из указов Петра 1 так и говорилось: « Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответу дать не должен».
-Как можно назвать данную форму правления? ( Абсолютная монархия)
Теперь с помощью учебника давайте, определим причины проведения каждой реформы в области управления. С.196
-Чем, на ваш взгляд, была вызвана замена приказов коллегиями?
(В колл. Решения принимались совместно, а не единолично. Сущ-ло четкое разделение обязанностей между коллег. Численность была меньше, вследствии чего дела рассматривались быстрее).
-Можно ли считать эту реформу проявлением тирании?( нет ,ее признаков не наблюдается)
- Зачем Петр 1 заменил Боярскую думу Сенатом?(Сенат управлял Россией в отсутствие государя, возможно не хотел советоваться с боярами).
- Как вы думаете, не ограничивал ли тем самым Петр свою власть
- Нет. Т.к контроль над Сенатом осуществлял генерал - прокурор, назначаемый П1и отчит. перед ним.
- Можно ли считать Петра I тираном, судя по смыслу реформ управления?
-Вряд ли. Он стал абсолютным монархом, но власть свою рассматривал, как обязанность служить стране, обеспечивать порядок.
Запись в тетрадях: Слайд № 7
Открытие нового знания – 2.Духовная сфера.
Используя учебник С. 201-202, перечислите доказательства того, что церковь при Петре1 была подчинена государству.
-А теперь доказательства запишем в тетрадь. Слайд №8
Кроме этого, в 1722г. издал следующий указ: Слайд №9
- Как вы думаете, для чего Петр1 ввел подобный указ? ( взять под свой контроль)
-Могут ли подобные действия служить примером тирании?
-Да, это тирания в духовной сфере Слайд № 10 записываем в тетради.
Открытие нового знания –3.Экономическая и социальная сфера.
Теперь давайте, определим, как реформы императора повлияли на экономику и социальную сферу. По опережающему заданию вы должны были по учебнику заполнить таблицу по §19 с.187- 190., определяя, какие реформы способствовали развитию феодальных порядков.
- А какие - капиталистических.
Слайд № 11,12,13Проверим и у кого не полностью нужно дописать.
- Как вы думаете, введение подушной подати вместо подворного обложения улучшило или ухудшило положение крестьян?(Ухудшило, ведь налог был рассчитан даже на тех, кто его платить не мог - дети, старики)
- К чему это может привести?
- Чтобы удержать людей, Петр1 вводит паспорта. Чем можно объяснить подобное отношение императора к своему народу?
-Можно ли утверждать, что тирания Петра 1 проявилась и в сфере экономики и в сфере социальных отношений.
-Да, он вводил новые налоги и повинности, изменял права и обязанности сословий.
-Итак, записываем в тетради Слайд № 15
Открытие нового знания- 4.Личная жизнь.
Используя учебник, С.201-202, скажите о каких чертах характера свидетельствуют факты из личной жизни императора.
-Итак, записываем: Личная жизнь – тиран. Слайд № 17.
Применение нового знания
-Как бы, подводя итог урока. Вы ответили на поставленный сегодня вопрос: можно ли Петра 1 считать тираном? Свое мнение объясните, используя факты.