Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Жизнь и творчество А.И. Солженицына

Submitted by Людмила Александровна Молоканова on Wed, 09/05/2012 - 23:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Молоканова Л.А.
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия №24, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Урок создан для ознакомления с новым материалом, построенн по технологии &laquo;Критическое мышление&raquo;.</p>

 

Урок литературы для 11 класса гимназии  по технологии критического мышления в форме «продвинутой лекции»

(составила Молоканова Л.А)

 

Литература изучается на базовом уровне.

Учебник и программа: любой учебно-методический комплекс, где есть тема, посвященная А.И. Солженицыну

Тема: «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»

Триединая цель урока:

Обучающая:

·         узнать о жизни и творчестве А.И. Солженицына;

·         раскрыть основные солженицынские представления о порядочности, честности, справедливости, лжи, обмане, государстве и т.д.

Развивающая:

·         развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное;

·         обогащать речь;

Воспитывающая:

·         воспитывать толерантность, чувство ответственности; бережное отношение ко времени; прививать культурные привычки; воспитывать любовь к русской литературе и родному языку.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».

Используются приемы технологии: «проблемные вопросы», «информационный прогноз», «эссе», «продвинутая лекция».

Формы работы с учащимися: индивидуальная, парная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Межпредметные связи: история, политология.

План урока:

  1. организационный момент (1-2 мин.)
  2. вызов (5-7 мин.)
  3. анонс содержания первой части лекции (1 минута на объяснение предстоящей работы)
  4. осмысление (1 часть лекции, 5 мин.)
  5. рефлексия (предварительное подведение итогов, работа в парах, 3-4 мин.)
  6. повторный вызов (анонс второй части лекции, см. пункт 3, 1-2 мин.)
  7. осмысление (2 часть лекции, 11 мин.)
  8. рефлексия (подведение итогов, выступление от пар, 4-5 мин.)
  9. итоговая рефлексия (письменное эссе, 10 мин.)
  10. домашнее задание с комментариями (2 мин.)

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего урока – «Жизнь и творчество А.И. Солженицына». Наше занятие будет проходить в форме лекции.

 

  1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.

– Итак, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Но прежде чем я начну лекцию, мне хочется задать вам несколько вопросов: Что вы знаете о жизни Солженицына, о его гражданской позиции, отношениях с советским правительством? Какие его произведения вы читали? Кто чаще всего является героем его рассказов, повестей, романов? Не забывайте, что ответы мы фиксируем в таблице.

 

Знаю, думаю, что знаю

Хочу узнать

Узнал

- писатель

- лауреат Нобелевской премии по литературе

- «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки», «Архипелаг ГУЛАГ»

- изгнание

- несколько лет жил в Америке

- не выносил лжи

- оставался верным своим принципам

- родился в Ставропольском крае

- долгое время провел в лагерях

- участвовал в великой отечественной войне

- болел раком

- гуманист

- православный (?)

- боролся с режимом (?)

 

 

- за что его сослали

- как лагерь отразился на его жизни и выборе тем для романов

- отношение к Родине в изгнании

- тематика его произведений

- почему писателю пришлось уехать из страны

- как встретили писателя после его возращения на Родину

- особенности повествования Солженицына

- является ли Солженицын наследником традиций русской литературы

- символика в произведениях Солженицына

- его интересовали только общественно-политические вопросы или еще и история

 (заполняется самостоятельно / или при работе парами во время всего занятия)

 

 

  1. Анонс содержания первой части лекции (ученики работают в парах)

– Ребята, в первой части лекции я расскажу вам основные вехи жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе. Пожалуйста, обратите внимание на отношение писателя с властями, на его взгляды и поведение. Попытайтесь для себя создать потрет автора. При этом не забывайте работать с таблицей. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения       «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

     4. Осмысление. Текст лекции (часть 1):

 

Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. В старших классах Солженицын увлекся литературой, писал статьи для сатирического школьного журнала, занимался в драмкружке. К взрослой жизни он готовился серьезно, накапливая знания, изучая немецкий и английский языки. К этому времени свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно четко - он решил стать писателем. Летом 1939 года он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории и все свободное время отдавал работе над рассказами, стихами, очерками. Возник и крупный замысел - написать серию романов о революции.  Потерпев неудачу в попытке сдать экзамены в театральную студию Ю. Завадского, Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, где учился вполне успешно, и за несколько недель до начала Второй мировой войны, получил диплом и назначение на работу - учителем в провинциальную школу. Счастливо складывалась и личная жизнь. Его женой стала Наташа Решетовская, милая, жизнерадостная студентка химического факультета университета, увлекающаяся музыкой и литературой.

Все поломала война. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт. Но и на фронте он умудрялся выкраивать время для литературной работы, рассылал свои рассказы на отзывы, и в 1944 году получил одобрительное заключение от Бориса Лавренева, бывшего заметной фигурой на тогдашнем литературном Олимпе.

Однако до публикаций дело не дошло. В феврале 1945 года капитана Солженицына, награжденного к тому времени двумя орденами, арестовали и из Восточной Пруссии препроводили под конвоем в Москву, на Лубянку. Военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Приговор суда был суров: 8 лет лагерей за антисоветскую пропаганду и агитацию.

Солженицына продержали в московской тюрьме, а затем перевели в спецучреждение в Марфино, так называемую «Шарашку», где ученые разных направлений вели секретные научные исследования. Позже Солженицын говорил, что диплом математика спас ему жизнь, поскольку режим Марфинской тюрьмы был гораздо мягче, чем в других лагерях. Из Марфино писатель попал в особый лагерь в Экибастузе (Казахстан), где содержались политические заключенные. Именно там у Солженицына впервые созрела мысль о том, что необходимо рассказать всему миру об ужасах сталинских лагерей.

Отбыв заключение и освободившись из тюрьмы 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, Солженицын получил удостоверение ссыльного и поселился в одном из казахстанских поселков. Казалось бы, самое страшное осталось позади. Но тут врачи обнаружили у Александра Исаевича раковую опухоль в брюшной полости. Лечение лучевой терапией в Ташкентском госпитале прошло на удивление благополучно.

До 1956 года писатель проживал в различных районах Сибири, учительствуя в местных школах. А в июне 1957 года, после реабилитации, Александр Исаевич поселился в Рязани.

Важной вехой в последующих событиях стал доклад Хрущева на XX съезде партии о «культе личности Сталина». Доклад разоблачал преступления прежнего режима. К этому времени Солженицын закончил работу над повестью «Один день Ивана Денисовича» и предложил ее журналу «Новый мир», редактором которого был авторитетный советский литератор Александр Твардовский. Предваряя публикацию, Твардовский писал: «Я не хочу предвосхищать оценку читателями этого небольшого по объему произведения, хотя для меня несомненно, что оно означает приход в нашу литературу нового, своеобычного и вполне зрелого мастера».

Но хрущевская оттепель подходила к концу, и страна стояла перед новой волной безвременья. В этих условиях конфликт Солженицына с «сильными мира сего» был неизбежен. Уже в апреле 1964 года кандидатура Солженицына была изъята из списков для тайного голосования в Комитете по Ленинским премиям. В следующем году органы КГБ конфисковали рукопись романа «В круге первом», а также литературный архив писателя. В 1966 году партийные организации Москвы получили директиву не устраивать читательских вечеров с участием Солженицына, а в канун 1968 года руководители Секретариата Союза писателей приняли решение запретить публикацию романа «Раковый корпус». И, наконец, в 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей.

Тем не менее, рукописи романов «В круге первом» и «Раковый корпус» попали на Запад и были изданы там без согласия автора, что только усугубило и без того его тяжелое положение на родине. Писатель отказался нести ответственность за публикацию своих произведений за границей и заявил, что именно власти способствовали вывозу рукописей из страны, чтобы был предлог для его ареста.

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за «нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки в Швецию он не сможет вернуться в Россию, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.

Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешил публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 году в лондонском издательстве на английском языке вышел «Август четырнадцатого» - первая книга многотомной эпопеи о русской революции, которую критики часто сравнивают с «Войной и миром» Толстого.

12 февраля 1974 года писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Его второй жене, Наталье Светловой, на которой Солженицын женился в 1973 году, и трем сыновьям было разрешено присоединиться к нему позднее. После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переехал в США и поселился в штате Вермонт. Там был завершен третий том «Архипелага ГУЛАГа» и продолжена работа над циклом исторических романов о русской революции.

В середине 90-х годов Александр Солженицын вернулся на родину. В связи с его возвращением было много надежд на то, что личность знаменитого писателя-гуманиста станет центром притяжения для всех демократических сил России. Звучали даже предложения Солженицыну баллотироваться на пост президента страны. Однако после нескольких публичных выступлений писателя оказалось, что его идеи пока остаются невостребованными обществом. Живой классик русской литературы, как и прежде, остается страстным обличителем тоталитарного режима, строгим документалистом эпохи, которая с каждым годом все дальше отдаляется в прошлое, оставаясь одной из самых трагических страниц русской истории.

 

5.      Рефлексия.

Предварительное подведение итогов. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

6. Повторный вызов.

Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос.

– Ребята, сейчас вы услышите вторую часть лекции, посвященную  литературной деятельности писателя. Постарайтесь для себя отметить особенности стиля писателя, проблематику его произведений, особенности персонажей и манеру повествования. При этом не забывайте работать с таблицей. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения       «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа) (см. пункт 3).

 

7. Осмысление. Вторая часть лекции.

Зимой 1950–1951 Солженицын задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 была написана повесть «Щ-854 (Один день одного зэка)». Щ-854 – лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

Отличительная особенность поэтики рассказа – нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях. 

«Один день Ивана Денисовича» – произведение почти документальное: персонажи, за исключением, главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере. 
            Документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел. 

Через несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына «Матренин двор». Первоначально рассказ Матренин двор назывался «Не стоит село без праведника» – по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название «Матренин двор» принадлежит Твардовскому. Как и «Один день Ивана Денисовича», это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки. 

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте – плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены). 

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены – горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. 

Еще находясь в ссылке, в 1955, Солженицын начал писать роман «В круге первом», последняя, седьмая редакция романа была закончена в 1968. Персонажи романа – достаточно точные портреты реальных людей, заключенных «шарашки» в подмосковном поселке Марфино. Действие романа укладывается в неполные трое суток – накануне 1950. В большинстве глав события не выходят из стен марфинской «шарашки». Таким образом, повествование становится предельно насыщенным. 

«Шарашка» – это мужское братство, в котором ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о смысле бытия, о природе социализма. (Участники споров стараются не думать о соглядатаях и доносчиках). Но «шарашка» – также и царство смерти, прижизненный, земной ад. Символика смерти неизменно присутствует в романе. Один из узников, вспоминая трагедию Гете «Фауст», уподобляет «шараги» могиле, в которую слуги дьявола Мефистофеля прячут тело Фауста – мудреца, философа. Но если в гетевской трагедии душу Фауста Бог освобождает от власти дьявола, то марфинские зэки не верят в спасение. Образ кругов ада заимствован из поэмы итальянского писателя Данте Алигьери «Божественная комедия». В поэме Данте ад состоит из девяти кругов. Солженицынский герой Рубин допускает неточность, сравнивая обитателей «шарашки» с наименее виновными грешниками – добродетельными мудрецами-нехристианами дантовской поэмы. Они пребывают не в первом круге, а в преддверии этого круга. Повествование Солженицына подобно хору, в котором авторский голос звучит приглушенно. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Прежде всего, сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту политического режима тех лет. И лишь в финале, рассказывая об этапе, которым следуют строптивые зэки, отказавшиеся принести свои таланты на службу палачам, автор открыто врывается в повествование. 

В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге «Бодался телёнок с дубом», впервые опубликованной в Париже в 1975.

С 1958 Солженицын работает над книгой «Архипелаг ГУЛаг» – историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе (ГУЛаг – Главное управление лагерей). Книга была завершена в 1968. 

В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том «Архипелага»... (полностью книга была издана на Западе в 1973–1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине – «Остров Сахалин». Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг – множество «островов». «Архипелаг ГУЛаг» – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛага. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛага представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский анти-мир); семь книг «Архипелага ГУЛага» соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, по которой Господь будет судить людей в конце времен. В «Архипелаге ГУЛаге» Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе.

            В публицистических статьях, написанных в изгнании, в речах и лекциях, произнесенных перед западной аудиторией, Солженицын критически осмысляет западные либеральные и демократические ценности. Закону, праву, многопартийности как условию и гарантии свободы человека в обществе он противопоставляет органическое единение людей, прямое народное самоуправление, в противовес идеалам потребительского общества он выдвигает идеи самоограничения и религиозные начала (Гарвардская речь, 1978, статья «Наши плюралисты», 1982, Темплтоновская лекция, 1983). Выступления Солженицына вызвали острую реакцию у части эмиграции, упрекавшей его в тоталитарных симпатиях, ретроградстве и утопизме. 

В эмиграции Солженицын работает над эпопеей «Красное Колесо», посвященной предреволюционным годам. «Красное Колесо» состоит из четырех частей-«узлов»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Солженицын начал писать «Красное Колесо» в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х.

«Красное Колесо» – своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров. Среди них – репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т.д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей.

В 2001 году Солженицын после десятилетнего труда опубликовал первый том своей новой книги «Двести лет вместе» - об истории евреев в России. Это научно-историческое произведение (по замыслу автора) многих представителей интеллигенции повергло в оцепенение. Им непонятно, зачем писателю понадобилось в очередной раз трогать проблему русско-еврейских отношений.

В прессе книга получила противоречивые оценки. Одни считают, что на этот раз из-под пера знаменитого писателя вышел страстный манифест «русского просвещенного почвенничества». Другие упрекают его в том, что он «слишком мягок к евреям, и ему не хватает твердости». Третьи называют книгу откровенно антисемитской. Сам же Александр Исаевич, подчеркивая объективность освещения темы, в одном интервью сказал: «Я не мог бы написать этой книги, если бы не проникся обеими сторонами».

Творчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для его стиля характерны библейские аллюзии, ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». В романе «Красное колесо» характерно активное привлечение чисто документального жанра (репортажа, стенограммы), использование приёмов модернистской поэтики (сам Солженицын признавал влияние на него Дос Пассоса); в общей художественной философии заметно воздействие Льва Толстого.

Для Солженицына, как в художественной прозе, так и в эссеистике, характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».

8. Рефлексия.

Предварительное подведение итогов. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

9. Итоговая рефлексия.

Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции, в котором они должны будут изложить свое понимание творчества писателя, согласие или несогласие с его жизненными позициями.

11.  Домашнее задание с комментариями.

– Ребята, дома вам нужно будет прочитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Пожалуйста, вспомните основные черты такого жанра как бытие. Найдите его канонические черты в тексте, объясните, для чего автор использует черты этого жанра, а для чего их нарушает. Вспомните первоначальное название рассказа. Почему Солженицын выбрал именно его?  При  этом вы составляете таблицу, куда должны входить все основные герои, их характеристики. Также вы должны обратить внимание на авторскую позицию в тексте, его мнение и отношение к героям.

 

 

Источники:

1.      Litra.ru

2.     Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедический словарь "История Отечества", Энциклопедия российско-американских отношений)

3.     BiografGuru.ru

4.     www.wikipedia.ru

5.     http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php

6.     Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

7.      Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.

8.     Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М., 2002.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн