Урок-практикум: "Обобщающее слово при однородных членах" 8 класс
Submitted by Татьяна Геннадьевна Иванова on Wed, 02/05/2012 - 22:49
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьева»
Урок русского языка. Учитель: Иванова Татьяна Геннадьевна.
Урок-практикум: «Обобщающие слова при однородных членах»
8 класс
Цели:
-образовательные: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;
-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;
-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
- Объявление темы (слад №1).
- Чтение стихотворения учителем (слайд №2,3,4).
-Что сформулировано в данном стихотворении? Какое?
( В данном стихотворении сформулировано правило: знаки препинания при обобщающем слове).
- О чем мы будем вести разговор на уроке?
(Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем).
- Какие цели будут поставлены перед вами? Сформулируйте.
-Какие задачи мы поставим перед собой?
Учитель: цель нашего урока систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.
1.Работа с текстом (печатный вариант).
1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.
(М.Колосов)
- Прочитайте текст.
- Определите тему и основную мысль.
(тема – единение человека и природы;
основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)
- Определите стиль и тип речи.
( стиль – публицистический;
тип речи – повествование)
Объясните орфограммы:
а) В предложении №2 найдите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. ( бережно, уважительно)
б) В предложении №5 найдите слово, которое при определении спряжения является исключением. ( видеть)
в) В предложении №4 найдите слова, правописание которых определяется правилом: « НЕ с наречиями на – о пишется раздельно, если входят в состав сказуемого».
( не скучно, не одиноко)
- Объясните пунктограммы:
а) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. ( №2)
б) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. ( №6)
- Как вы понимаете слова «Евгений Иванович умеет видеть и слушать природу»?
Это значит, что писатель был человеком наблюдательным. Он замечал в природе каждую мелочь, слышал каждый звук).
- Составьте схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах.
- Какие строки из стихотворения соответствуют данным схемам? (Слайд № 5,6,7)
( № 1,3)
2.Сжатие текста.
- Прочитайте текст. (Слайд №8)
Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.
- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. (Слайд №9).
( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими на березовых коленьях).
Учитель: Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).
- Давая характеристику предложения, что вы можете отметить: по интонации, по цели высказывания, по наличию грамматических основ, второстепенных членов предложения, по осложненности?
Учитель: В русском языке встречаются трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Какие? Ребятами была проведена исследовательская работа, послушаем их.
4. Работа со стихотворением ( Слайд № 10, 11, 12)
- Найдите предложения с обобщающим словом и составьте схемы.
5.Тест (печатный вариант).
1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.
(знаки препинания не расставлены).
А Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.
Б Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
В Дни стояли синеватые пасмурные.
Г Туча росла и захватывала запад и восток
2. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах
неверно расставлены знаки препинания.
А На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.
Б Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.
В Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.
Г Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.
3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А растения
Б животные
В одуванчик
Г вредители
4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены
верно.
А В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.
Б Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.
В Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.
Г Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.
5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обобщающем слове.
Белые облака, (1) бор, (2), тянувшийся по сторонам дороги, - (3) все радовало глаз.
Посаженные заботливыми руками деревья: (1) тополь,(2) акация, (3) а также клен – (4)
зеленели приветливо и свежо.
Ответы (Слайд № 13).
III Рефлексия.
- Сегодня я узнал …
- Я научился …
- Урок мне дал для жизни …
IV Итог урока.
Д/з:
- 1 гр. Сочинение-миниатюра «Природу нельзя трогать грубыми руками» (Е.Носов),
используя обобщающие слова при однородных членах.
- 2 гр. Составить тестовые задания на данное правило (не менее 5).
- 3 гр. Найти примеры использования обобщающих слов с однородными членами
в тексте художественной литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.