Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-практикум: "Обобщающее слово при однородных членах" 8 класс

Submitted by Татьяна Геннадьевна Иванова on Wed, 02/05/2012 - 22:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Татьяна Геннадьевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьева" г. Курска, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Курская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цели:  

-образовательные:  систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;

-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
Урок-практикум предполагает отработку навыков находить предложения с обобщающим словом при однородных членах, постановки знаков препинания, построения схем.

 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьева»

 

Урок русского языка.      Учитель: Иванова Татьяна Геннадьевна.

 

Урок-практикум: «Обобщающие слова при однородных членах»

8 класс

 

Цели:  

-образовательные:  систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;

-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.

 

Ход урока.

I.  Оргмомент.  

     II. Вступительное слово учителя.

- Объявление темы (слад №1).

- Чтение стихотворения учителем (слайд №2,3,4).

-Что сформулировано в данном стихотворении? Какое?

( В данном стихотворении сформулировано правило: знаки препинания при обобщающем слове).

- О чем мы будем вести разговор на уроке?

(Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем).

- Какие цели будут поставлены перед вами? Сформулируйте.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

 

 Учитель: цель нашего урока систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.

 

1.Работа с текстом (печатный вариант).

1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.

                                                                                                          (М.Колосов)

 -  Прочитайте текст.

 - Определите тему и основную мысль.

   (тема – единение человека и природы;

   основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)

  - Определите стиль и тип речи.

   ( стиль – публицистический;

    тип речи – повествование)

   Объясните орфограммы:

     а) В предложении №2 найдите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.  ( бережно, уважительно)

     б)  В предложении №5 найдите слово, которое при определении спряжения является исключением.  ( видеть)      

     в)   В предложении №4 найдите слова, правописание которых определяется правилом: « НЕ с наречиями на – о  пишется раздельно, если входят в состав сказуемого».

( не скучно, не одиноко)

  - Объясните пунктограммы:

     а) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами.  ( №2)

     б) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. ( №6)

   в) Среди предложений № 4-5 найдите сложное бессоюзное предложение. ( №5)

   - Как вы понимаете слова «Евгений Иванович умеет видеть и слушать природу»?

     Это значит, что писатель был человеком наблюдательным. Он замечал в природе каждую мелочь, слышал каждый звук).

   - Составьте схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах.

   - Какие строки из стихотворения соответствуют данным схемам? (Слайд № 5,6,7)

 ( № 1,3)

  

  2.Сжатие текста.

   - Прочитайте текст.  (Слайд №8)

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

  - Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. (Слайд №9).

( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими на березовых коленьях).

 

Учитель: Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).

 

  - Давая характеристику предложения, что вы можете отметить: по интонации, по цели высказывания, по наличию грамматических основ, второстепенных членов предложения, по осложненности?

( пов., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено однород. чл. с обобщ. сл.).

  - Какую роль играет обобщающее  слово?

( Обобщающее слово обобщает конкретные предметы).

 

3. Исследовательская работа.

Учитель: В русском языке встречаются трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Какие?  Ребятами была проведена исследовательская работа, послушаем их.

 

4. Работа со стихотворением ( Слайд № 10, 11, 12)

   - Найдите предложения с обобщающим словом и составьте схемы.

 

5.Тест (печатный вариант).

 

   1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.

      (знаки препинания не расставлены).

    А Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

    Б Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

    В Дни стояли синеватые пасмурные.

    Г Туча росла и захватывала запад и восток

 

   2. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах

        неверно расставлены знаки препинания.

    А На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

    Б Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.

    В Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

    Г Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

 

   3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

    А растения

    Б животные

    В одуванчик

    Г вредители

 

4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены

    верно.

   А В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.

   Б Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.

   В Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.

   Г Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

 

5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обобщающем слове.

    Белые облака, (1) бор, (2), тянувшийся по сторонам дороги, - (3) все радовало глаз.

    Посаженные заботливыми руками деревья: (1) тополь,(2) акация, (3) а также клен – (4)

    зеленели приветливо и свежо.

    

     Ответы (Слайд № 13).

 

III   Рефлексия.

    - Сегодня я узнал …

    - Я научился …

    - Урок мне дал для жизни …

IV     Итог урока.

 

     Д/з:

          - 1 гр. Сочинение-миниатюра «Природу нельзя трогать грубыми руками» (Е.Носов),

             используя обобщающие слова при однородных членах.

          - 2 гр. Составить тестовые задания на данное правило (не менее 5).

          - 3 гр. Найти примеры использования обобщающих слов с однородными членами

            в тексте художественной литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн