Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Силина Т.Ф. Модифицированные дебаты по теме «Россия как правовое государство», 10 класс

Автор: 
Силина Татьяна Фёдоровна
Место работы: 
учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область

Модифицированные дебаты по теме «Россия как правовое государство», 10 класс

Предмет: обществознание.
Класс: 10.
Тема урока: «Россия как правовое государство».
Тип урока: модифицированные дебаты.

Цель урока. Исследовать признаки правового государства, идеальную модель правового государства и проблему ее воплощения в жизнь; определить и аргументировать свое мнение на проблему существования правового государства в современной России.

Задачи урока.

  1. Обучающие – систематизировать и углубить знания учащихся о признаках правового государства.
  2. Развивающие – способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, логики критического мышления, формировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения.
  3. Воспитательные – способствовать формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
  4. Коммуникативные – способствовать развитию процесса межличностного общения.

Оборудование: презентация по теме дебатов (прилагается), книжечка «Самиздат», пресса, КРФ, таблицы и схемы.

Ход урока

Методические
Рекомендации

УЭ-1. Вводный этап.

Учитель.  Сегодня  дебаты посвящены одной из важнейших проблем современности – проблеме создания модели идеального государства. Как сделать общество идеальным, каким образом добиться того, чтобы каждый человек чувствовал себя свободной личностью, частью государства?
И. Кант заявлял: «Величайшая задача человеческого рода – достижение всеобщего правового государства». Какими признаками должно обладать правовое государство? Сформулируйте понятие правового государства! (обсуждение презентации)
Тема дебатов: Россия как правовое государство.
Насколько актуальна эта тема, на ваш взгляд?

Учащиеся получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Все учащиеся перед игрой ознакомлены с правилами.
Одновременно демонстрируется презентация по теме.
(см. Приложение).

Учащиеся обмениваются мнениями в парах и представляют ответы.

УЭ-2. Организационный этап.

Учитель. Ребята, вам предстоит в процессе дебатов порассуждать о реальности создания государства такого типа, определить различные позиции  по вопросу существования правового государства в современной России. Многие политики и философы сегодня считают, что правовое государство – просто идея, стимул, к которому нужно стремиться. Сегодня в мире более 200 государств и далеко не каждое из них считает приоритетной задачей создание государства нового типа – правового, отвечающего всем названным вами требованиям. Так как же обстоят дела в России? Является ли Россия правовым государством?  Мы провели статистический опрос среди старшеклассников и учителей по вопросу: « Есть ли  в России правовое государство?» Ответы распределились следующим образом: Да, скорее да 41%;
Нет, скорее нет 57%;
Затрудняюсь ответить 2%.
Вопрос: « Россия – правовое государство!?» не может быть утверждением однозначно.
Итак, мы создали две команды: утверждаюшую и отрицающую,  спикеры которых выскажут свои утверждения.
Перед вами турнирная таблица – судейский протокол, в котором указаны конкурсы и максимальное количество баллов за каждый конкурс.

Учащиеся работают с книжечкой «Самиздат», готовятся к игровому этапу (см. Приложение 1).

УЭ-3. Игровой этап.

Учитель. Спикеры команд, вы получаете право в течение 5 минут высказаться по проблеме – признаки правового государства и их реализация в России сегодня.
Варианты подготовки утверждающей и отрицающей команд.

Судейская коллегия оценивает аргументы и контраргументы команд, выставляет баллы в турнирную таблицу.

Утверждающая команда

Отрицающая команда

История учения о правовом государстве: Платон - «Государство возможно только там, где возможен справедливый закон». 
Аристотель - «Где отсутствует власть права, там не может быть и  разумно организованного государства».
Цицерон – «право выше власти», «источник права – народ».
Джон Локк – выдвинул идею о разделении властей.
Шарль Монтескье – впервые выдвинул идею о разделении властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Принцип разделения властей – это выдающиеся достижения человечества: «Одна голова хорошо, а две лучше», «Сколько голов – столько умов».
Основные права имеют естественное происхождение, т.е. присущи человеку от рождения и закрепляются в законах, они незыблемы.
«Право – есть мера свободы».
«Разрешено все, что не запрещено законом».
Для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности. Анализ ряда статей Конституции РФ.

Основные права даруются человеку государственной властью, а власть может быть несправедливой, деспотичной, тоталитарной.
Тоталитарные режимы – это режимы, где право провозглашалось волей господствующего класса: тройки НКВД, «Закон о пяти колосках» - этому подтверждение.
В современных государствах, в России право рождается зачастую в «коридорах» госвласти, подчинено ей.
Коррупция, утечка капиталов, дифференциация жизни: одни утопают в роскоши, другие нищенствуют.
Детское беспризорничество, преступность, наркомания – бич общества.
«Запрещено все, кроме официально разрешенного». Система сдержек и противовесов не реализуется сполна (приводятся примеры из прессы,  Интернет-сайтов).

УЭ-4. перекрестные вопросы.

Примерный перечень вопросов.

  1. Философ древности Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение?
  2. Некоторые люди считают, что власть, разделенная на три ветви тем самым ослабляет себя, подрывая авторитет. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, дезорганизует порядок. Согласны ли вы с этой позицией?
  3. Как соотносятся между собой закон и власть?
  4. Кто может быть депутатом Государственной думы?
  5. Что представляет собой Россия по форме правления?
  6. Что нужно знать тому, кто обратится в суд?

Команды заранее готовят вопросы друг другу. Судейская коллегия определяет баллы в зависимости от качества вопроса и ответа.

УЭ-5. Работа с терминами.

Каждая команда заранее приготовила по 5 терминов из области права друг другу.

Примерные вопросы:

  1. Что такое право?
  2. Какие отрасли права вам известны?
  3. Что такое правовая норма?
  4. Перечислите виды юридической ответственности.
  5. Каковы признаки государства?
  6. Назовите виды административных наказаний.
  7. Признаки преступления.
  8. Каков основной закон государства?
  9. Что такое эмансипация?
  10. Что такое гражданство?

Судейская коллегия оценивает быстроту ответа, точность формулировок, научность и заносит результаты в турнирную таблицу. Дается анализ работы команд.

УЭ-6.   Учимся писать эссе.

Тема: «Никакая власть не должна превышать законы».
(Тема сообщена заранее, учитель консультировал учащихся, был сообщен алгоритм написания эссе).

Судейская коллегия оценивает количество написанных эссе и качество выступления (в зависимости от времени). Зачитывается фрагмент по заданию учителя: как выделить проблему в эссе?

УЭ-8. Итоговая рефлексия.

Учитель. Оправдала ли игра ваши ожидания? Появилось ли желание узнать больше? Ваши предложения, как сделать дебаты более интересными.

Рефлексия является условием, побуждающим учащихся к деятельности, строится на принципе общения, формирует гибкость мышления. Учащиеся оценивают свою работу, работу группы оценивает лидер, дело оценивает судейская коллегия.

УЭ-9. Заключительное слово учителя: цель дебатов  « Россия как правовое государство»: обратить внимание на эту проблему, заставить задуматься, поразмышлять достигнута. Россия уверенно идет по пути создания правового государства, но если перефразировать слова И. Канта, то для россиян эта задача остается пока величайшей. Я уверена, что вам, ребята, решение этой  задачи будет как раз по плечу. Многие из вас уже сегодня задумались о нелегком процессе создания правового государства в России.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн