Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность
Таким образом, актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Цельюсобытия является формирование экологических знаний о значении воды, о бережном отношении к воде, расширение знаний о великой русской реке Волге, воспитание любви к природе, к своей малой Родине, развитие наблюдательности, любознательности.
Материалы:компьютер, атласы, глобус , 3-литровая банка воды, стакан с водой, фишки.
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет её океанов и морей. Их больше, чем суши. И, наверное, правильней было бы назвать нашу планету не земля, а вода. Ведь вода – одно из самых важных для человека веществ. Как вы думаете, была бы жизнь на нашей планете, если бы не было воды?
. Вода - в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. Она побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделаешь без воды!
– Ребята, а где в природе встречается вода? /пруд, озеро, река, океан, море, болото/
отгадайте загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий - в море. (Река).
Мы с вами имеем счастье жить на берегу русской реки Волги о ней сегодня и разговор.. Это самая крупная река в европейской части России, это символ России, воспетая во многих песнях и стихах.
Как вы думаете, с чего начинается река?
Как называется место, где начинается река?/исток/
(показ ролика- исток Волги)
Чтоб о водах России знать, надо карту уметь читать,
Быть внимательным, уметь наблюдать, и, конечно, рассуждать.
(атлас)
На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек.
.(рассматривание атласа)
(показ ролика «Волга в Ржеве»
«Волга в Твери»)
Викторина.
загадки о воде
-. Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Туча или облака).
-Без языка, а говорит,
Без ног, а бежит.
(Ручей).
-. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд).
-Кругом вода, а с питьем беда.
(Море).
-. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
и ходить нельзя.
(Болото)
- Как определить правый берег реки и левый?
- Как называется место, где берёт начало река?
- Как называется место, куда впадает река?
- Как называется река более мелкая, которая впадает в Волгу? (приток)
- У какого водоема бывают рукава? (Река)
- Как называют жителей, которые проживают на берегах Волги?(волжане)
- Может ли человек использовать воду для питья, полива растений из моря?
- Почему пресной воды на земле становится меньше?
- .
- Можно ли пить речную воду? /Речную воду нельзя пить. Вода в реках недостаточно чистая. На станциях очистки воды она проходит через фильтры – специальные очищающие сооружения./
.
/показ ролика полноводной реки Волги/
Волга
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.
Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.
Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.
Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.
А, теперь посмотрите на глобус. Видите, сколько на нём морей и океанов и сколько рек. Сравните и скажите, какой воды на планете больше? Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает полстакана, а три капли из них – вода рек и озер. (сопровождаю показом)
Да, пресной воды намного меньше и поэтому мы с вами должны ее беречь. А как мы можем беречь воду?
Вывод: Не загрязнять водоемы, очищать берега рек и речек от мусора, экономно расходовать. Всех призываю принять участие в акции «Чистый берег», которая пройдёт в мае.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Комментарий был изменен с момента создания (Марина Ткаченко, Wed, 25/04/2012 - 02:13).
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Комментарий был изменен с момента создания (Марина Ткаченко, Wed, 25/04/2012 - 02:12).
Ольга Николаевна, но ведь не все школы и учителя в равной степени оснащены современными средствами обучения. У многих так и остали основным средством обучения мел и тряпка. А у кого есть - это прекрасная возможность повысить качество урока!
Добрый день Ольга Николаевна! Мы с Вами работали на курсах в Комсомольске на-Амуре, в апреле. Я с Вами согласна по поводутого, что современный урок-это урок с применением современных средств обучния. Но , к сожалению, в силу объективных обстоятельств не всегда имеется возможность применить эти средства: перегогрела лампа в мультимедийном аппарате, а преобрести нет материальной возможности в данный момент у администрации школы.
Елена, я с вами полностью согласна. Лично в моем кабинете географии интернета нет. Приходится в свободное от уроков время скачивать электронный ресурс, затем подвергать его обработке и только потом использовать. Не всегда на это еть время. Но, тем не менее, без этого современной школе не обойтись. Меняются времена, меняются запросы общества. Да, и ученики стали другими.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В моей работе тоже технические проблемы (отсутствие интернета) создают трудности с использованием ЭОР. А если контрольные или практические модули (например ФЦИОР или ЕКЦОР) использовать в качестве домашнего задания. Объяснить детям как сними работать, выполнили, сделали скриншот, далее можно распечатать или отправить учителю по электронной почте. Как вам такой вариант работы, насколько он продуктивен, целесообразен и объективен при оценке знаний.
Здравствуйте, Марина Викторовна! Да, наверное у всех такие ппроблемы. Отсутствие интернета в классе, создает некоторые трудности, а переходить кабинет информатики не получается, там свои уроки. Скачиваю на флешку и показываю детям на интерактивной доске.
Современные образовательные технологии и средства обучения, действительно позволяют нам эффективнее использовать время на уроке, есть возможность привлечь большинство ребят к работе во время учебного процесса. Сейчас, на второй план уходят долгие монотонные речи учителя, которые в значительной степени утомляют учеников. Сегодня у нас есть прекрасная возможность моделировать уроки с учетом не только возрастных возможностей учеников, но их темперамента, а также состояния здоровья.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность
Таким образом, актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.