Submitted by Наталья Николаевна Лопацкая on Tue, 10/04/2012 - 19:21
I этап. Вводная часть урока
Начинаем урок с музыкального приветствия.
- Читаем стихотворение под музыку.
Проводим теоретическую разминку. Музыкальная цепочка: П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Весна и осень", С.Слонимский "Маленькое рондо", П.Чайковский "Старинная французская песенка".
- Педагог исполняет фрагменты произведений без остановки. После исполнения учащиеся должны назвать произведения в том порядке, в котором они звучали.
Продолжаем разминку. Групповые ответы на вопросы в быстром темпе: ансамбль из двух исполнителей, скорость музыки, очень громко, лад "тёмный".
II этап. Основная часть урока
Продолжаем разговор о темпе. Музыка за долгие века своего существования научилась движению в самых разных темпах - от медленных до самых быстрых. На какие три группы делятся темпы?
Каждый их темпов имеет название на итальянском языке: adagio - медленно, moderato - умеренно, allegro - быстро. Мы знаем, что темп зависит от содержания произведения. Порой не зная пьесу, но зная её темп, мы можем предположить характер этой пьесы. Музыка задумчивого характера имеет медленный или спокойный темп. Совсем по-иному звучат быстрые темпы. Быстрые темпы - мир живых и радостных эмоций, стремительных движений. Послушаем пьесу В.Гаврилина "Тарантелла".
- После прослушивания произведения учащиеся определяют характер (нам помогает словарь эпитетов), темп, влияние темпа на настроение пьесы. Обращаем внимание на лад: в пьесе минорный лад, но характер задорный потому, что она звучит в очень быстром темпе. Попутно знакомимся с темпом presto - очень быстро.
Послушаем другое произведение - органную хоральную прелюдию И.С.Баха. Вспомним, что орган был изначально церковным инструментом и с его звучанием связывались возвышенные и умиротворённые образы. Органная прелюдия фа минор И.С.Баха отличается печалью, а спокойный темп подчёркивает строгость и глубину мысли.
- Слушаем прелюдию и потом обсуждаем характер и темп. Знакомимся с темпом andante - спокойно.
Звучит пьеса, в которой темп ускоряется , а потом замедляется. Что произошло с темпом в этой пьесе?
Оказывается, что темп в процессе исполнения может изменяться: ускоряться и замедляться. Ускорение и замедление темпа также имеет название на итальянском языке: accelerando - ускорение, ritenuto - замедление. Произведение, которое сейчас прозвучит , мы изучали в первом классе. Узнайте его?
- Звучит фрагмент "В пещере горного короля" Э.Грига. После того, как учащиеся вспомнили это произведение, слушаем его повторно. После слушания акцентируем внимание на изменении характера и темпа в пьесе; обсуждаем влияние темпа на настроение сочинения.
Ускорение и замедление темпа встречается не только в музыке, но и в стихах. Послушаем стихотворение С.Есенина "Поёт зима - аукает".
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
В начале стихотворения слышим, как звенит лес, укачиваемый ветром, затем - как кружится во дворе метелица, наконец, как злится вьюга. И лишь в конце наступает успокоение. Давайте послушаем хор "Поёт зима - аукает" из кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти Сергея Есенина", в котором темп меняется, следуя за изменениями сюжета.
В начале урока мы говорили о том, что не зная музыкального произведения, но зная его темп, мы можем предположить характер пьесы. Давайте попробуем это сделать: обратимся к музыкальным дорожкам.
- На доске два фрагмента из любых незнакомых произведений с указанием темпов. Нужно предположить характер, исходя из темпа. После ответов учащихся, фрагменты исполняются в том темпе, который указан. Ученики находят подтверждение или опровержение своим доводам.
III этап. Заключительная часть урока
Подводим итог:
1. С чем сегодня знакомились?
2. Перечислить итальянские названия темпов.
3. Как называется ускорение темпа?
4. Как называется замедление темпа?
5. Какие пьесы слушали на уроке?
- Далее идёт обобщение урока , выставляются отметки учащимся.