I Межрегиональная Интернет-конференция
"Хочешь быть здоровым - будь им!"
Номинация
"Здоровьесберегающие технологии: приёмы и методы работы"
Автор:
Губарева Юлия Михайловна,
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №125 г.Волгограда
Стаж работы по программе: 8 лет
В данной методической разработке раскрывается организация проектной деятельности в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе.
Ресурс состоит из текстового файла и презентации "Экзотические фрукты и овощи".
1. Организация проектной деятельности в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
На современном этапе становления образования изменились требования к выпускнику начальной школы. Помимо знаний, умений, навыков ученик должен овладеть универсальными учебными действиями. Учителю необходимо искать те средства, методы и приемы, которые бы позволили сделать учебный процесс более эффективным. Одним из таких методов является метод проектов.
Работая по программе «Разговор о правильном питании» уже 8-й год, я решила попробовать организовать проектную деятельность в ее рамках. И получилось.
При изучении темы «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» перед детьми были поставлены проблемные вопросы: «Все ли овощи и фрукты полезны? Если есть только морковку, будешь здоров? Какие овощи и фрукты едят люди в других странах?» Мнения обучающихся разделились. Тогда я предложила детям провести проект «Полезные фрукты и овощи». Ребята заинтересовались. На собрании с родителями была проведена беседа о проектной деятельности, о том, как они могут помочь своим детям. Родителям тоже понравилась эта идея.
Таким образом, в нашем классе началась работа над проектом «Полезные фрукты и овощи». Данная работа выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках программы «Разговор о правильном питании» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).
Цели проекта:
- Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка, рефлексивных, самооценочных, исследовательских умений и навыков.
- Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды.
- Формирование навыков самообразования, поиска информации.
- Обобщить и расширить знания учащихся об овощах и фруктах; познакомить с их значением для организма.
- Повторить значение полезных продуктов.
- Воспитывать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.
- Объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
1 этап - погружение в проект
Тема проекта: Полезные фрукты и овощи.
Возрастная категория обучающихся: 1-2 класс.
Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Чем так полезны фрукты и овощи?
Можно ли всегда есть только одни и не есть другие?
Все ли мы знаем о фруктах и овощах?
Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
- понимание учеником значения выбранного фрукта или овоща для обеспечения правильного питания человека,
- научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Методические задачи:
Выяснить, что такое фрукты и овощи? Чем они отличаются? Откуда они появились? Чем полезны? Полезны ли экзотические фрукты? Какие фрукты и овощи наиболее любимы?
Выбор тем индивидуальных исследований обучающихся:
Фрукты нашего края.
Овощи нашего края.
Экзотические фрукты и овощи.
Выдвижение гипотез решения проблем:
Мы предположили, что не все овощи и фрукты полезны.
Творческое название проекта: Полезные фрукты и овощи.
2 этап – организация деятельности
1.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
2.Обсуждение плана работы обучающихся индивидуально или в группе:
Спросить дома
Сходить в библиотеку
Поискать самим
Воспользоваться энциклопедиями
Хорошо подумать самому
3. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
4. Самостоятельная работа обучающихся в группах, обсуждение задания каждого в группе:
Прочитали материал по теме в учебнике.
Воспользовались научно-популярной литературой.
Провели опрос.
Выборочное исследование.
Сделали вывод.
3 этап – осуществление деятельности
Самостоятельная работа групп.
Подготовка обучающимися презентации по отчету о проделанной работе в виде книжки-малышки.
4 этап – презентация
Защита полученных результатов и выводов на специальном занятии.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми (полнота материала, интересная подача, красочное оформление).
В ходе работы над проектом ребята узнали:
- Чем отличаются фрукты и овощи.
- Какие полезные витамины содержатся во фруктах и овощах.
- Какие фрукты и овощи растут в нашем краю.
- Чем полезны экзотические фрукты и овощи.
- Какие фрукты и овощи наиболее любимы учениками нашего класса.
Награждение наиболее удачных исследовательских работ.
Конспект урока-презентации и работ обучающихся даны в приложениях 1,2. Фотоотчет о проведенной работе в приложении 4.
Выполненные детьми книжки-малышки были использованы учителями начальных классов МОУ СОШ №125 на уроках по реализации программы «Разговор о правильном питании», а также на классных часа.
2. Роль родителей в организации проектной работы
Родители являются активными участниками проектной деятельности. Но главное, чтобы они помогали, а не делали всю работу за детей. Поэтому перед проведением проекта на собрании я подробно рассказываю, чем именно они могут помочь своим детям.
Эту информацию я говорю на собрании, а также печатаю памятки, которые раздаю всем родителям.
Памятка
Роль родителей в организации проектной деятельности обучающихся
Сбор информации – процесс сложный. Именно поэтому желательно, чтобы этот этап Вы проделали вместе с детьми. Но не за них! Пусть они постепенно освоят поиск необходимой информации, используя книгу, компакт-диск, Интернет. Если Вы будете ПОМОГАТЬ детям, а не ИСКАТЬ ЗА НИХ (чтобы побыстрее закончить), то они быстро научаться справляться с этой задачей самостоятельно.
Важный этап работы – оформление найденных сведений. Здесь ребятам тоже понадобиться Ваша помощь: выбрать самый интересный материал и оформить так, чтобы его легко смогли прочесть одноклассники. Объясните ребятам, что не имеет смысла давать всю собранную информацию. Тексты должны быть напечатаны или написаны четко и разборчиво, необходимые иллюстрации – аккуратно вклеены. Там, где необходимо, можно добавить схемы или таблицы.
Размещать готовый материал следует на листах одинакового формата. Я предлагаю для этой цели листы альбомного формата А4. С левой стороны поля – 3 см, чтобы можно было легко сшить материалы в книгу.
На этапе реализации проекта дети должны работать самостоятельно, помогать им следует только при выполнении отдельных, особо трудных операций. Важно, чтобы работа была доведена до конца.
Последний этап – Презентация проекта. Каждый ребенок представляет свой проект, выступает перед учащимися.
Хочу еще раз отметить, что работа над проектом может дать вашим детям то, чему сложно научить на уроках в классе: самостоятельно искать, анализировать, выбирать, принимать решения. Начиная работать над проектами во внеурочное время, мы постепенно будем вводить элементы проектной деятельности на уроках.
|
Следуя этой памятке, родители поддерживают своих детей, помогают, направляют.
В нашем проекте «Полезные фрукты и овощи» родители ребят были активными участниками. Они помогали в поиске информации, в оформлении книжек-малышек, а семья Бирюковой Вероники для всех ребят класса создала презентацию «Экзотические фрукты и овощи». Эту презентацию (Приложение 3) Вероника демонстрировала на заключительном уроке по данному проекту.
Таким образом, организация проектной деятельности в рамках программы «Разговор о правильном питании» способствует не только получению детьми новых знаний, умений, навыков по теме правильного питания, а также формированию универсальных учебных действий, способствует повышению активного участия родителей в учебно-воспитательном процессе.
Список использованных источников
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе. – М.: Баласс, 2010
3. Закирова- Зиева Е. Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода./ Начальная школа, №22, 2010. – с.38-42
4. Незамаева И.В. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты нужно мыть перед едой? – Фестиваль «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/articles/311745/
5. Сведения об овощах и фруктах:
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%3ASearch&search=%D1%84%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%8B+%D0%B8+%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8
6. Сведения и иллюстрации к презентации «Экзотические фрукты и овощи» -http://www.kedem.ru/glossary/fruits-veget/20100826-exotic/
Приложения даны в прикрепленном файле.
|
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Спасибо большое, Юлия Михайловна, за методическую разработку! Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Вы молодец! Удачи Вам!
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Евгения Николаевна, спасибо за высокую методическую оценку работы!
Буду рада, если коллеги воспользуются предложенным опытом в своей работе.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Юлия Михайловна! Разработка очень хорошая, но в критериях конкурса обозначено -
1. Название приёма
2. Краткое описание (5-10 предложений)
3. Методика проведения
4. Результативность
5. Источник информации
Оценить работу согласно критериям, будет проблематично. Спасибо за понимание. С уважением, Юлия Геннадьевна Лапаева.
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Уважаемая Юлия Геннадьевна!
Спасибо за внимание к работе. Но по-моему моя работа полностью соответствует требованиям и критериям.
1. Название приема - проектная деятельность.
2. Краткое описание - вначале описываю как, зачем, когда мы пришли к такой работе.
3. Методика проведения проекта и работы над ним дана поэтапно.
4. Результативность - в приложении даны результаты проектной работы - детские работы.
5. Источник информации дан в Списке источников.
Или я чего-то не понимаю? Поясните, пожалуйста.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Здравствуйте, Юлия Михайловна! Я тоже давно занимаюсь проектной деятельностью, Ваша разработка - несомненная находка для учителей! Всё очень чётко и подробно описано, видна система.Но смотрите, проектная деятельность, это всё-таки не приём, а метод - целый набор техник и приёмов! Вы со мной не согласны? Как оценивать Вашу замечательную разработку, если в ней этот целый набор! Да,я согласна, что у Вас всё очень чётко и подробно описано, прописаны итоги каждого этапа, но по критериям данного конкурса нужно оценить только один приём! Вот посмотрите, пожалуйста, статью http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=9&ELEMENT_ID=57. Здесь говорится о таких приёмах проектной деятельности, как
графические,
письменные,
компьютерные,
игровые организаторы.
Что Вы думаете по этому поводу? Может быть, я не права?
Спасибо, с уважением, Юлия Геннадьевна
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Уважаемая Юлия Геннадьевна!
В теме номинации написано "Здоровьесберегающие технологии: приёмы и методы работы". Именно Методы и приемы!
А проектный метод - это метод. Хоть и комплексный.
Если честно, я не представляю себе, как можно с помощью одного метода что-то сформировать, воспитать как окончательный результат!
Я так поняла, что на Конференцию нужно представить свою систему работы! Я и представила.
Очень рада, что Вы считаете, что моя система будет полезна коллегам. Собственно для этого и выложила, чтобы помочь тем, кто еще не решается использовать метод проектов, для начинающих коллег.
Статья, которую Вы мне рекомендовали, интересна! С удовольствием с ней ознакомилась. Но она больше подходит для старшеклассников, где дети уже готовят серьезные проекты!
У нас в начальной школе своя специфика. Наши проекты - это книжки-малышки, любое детское творчество по сути.
В статье говорится не о том, что графические, письменные,компьютерные,игровые организаторы являются методами проектной деятельности. А о том, что эти методы используются наряду с проектным.
Я остаюсь при своем мнении о том, что данная работа соответствует всем критериям, данным на главной странице Конференции.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Здравствуйте, Юлия Михайловна! Спасибо Вам большое за адекватную реакцию.Удачи Вам! С уважением, Юлия Геннадьевна.
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Уважаемая Юлия Геннадьевна!
И Вам спасибо за внимательное отношение!
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Интересная работа, а обсуждение коллег веское тому подтверждение!
Спасибо!
Татьяна
На: Организация проектной деятельности в рамках реализации прогр
Уважаемая Татьяна Юрьевна!
Спасибо за внимание и высокую оценку моей работы!
С уважением, Юлия Михайловна.