Submitted by Елена Дмитриевна Пуртова on вс, 01/04/2012 - 12:48
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Расстояние между Москвой и Ярославлем 270 км. Масштаб карты 1:10000000. Какое расстояние между ними на карте?
Что, произойдёт, если мы изменим масштаб? (- Изменится расстояние на карте.)
Какой вы можете сделать вывод? (- Существует зависимость между масштабом карты и длиной отрезка на карте.)
Сегодня мы будем заниматься зависимостями между величинами. (На доске появляется тема урока).
Расстояние между Москвой и Ярославлем 270 км. Масштаб карты 1:10000000. Какое расстояние между ними на карте?
- Что, произойдёт, если мы изменим масштаб? (- Изменится расстояние на карте.)
- Какой вы можете сделать вывод? (- Существует зависимость между масштабом карты и длиной отрезка на карте.)
- Сегодня мы будем заниматься зависимостями между величинами. (На доске появляется тема урока).
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).
Работа в группах. Задание 1.
x
1
2
3
4
5
6
y
5
10
15
20
25
30
- Установите зависимостьуотх,представленную таблицей и задайте эту зависимость формулой. (Учащиеся работают в группах, предлагают свои варианты формул, обосновывая свои результаты.)
4. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» нового знания).
- Как называютсяхиув полученной формуле? (- Переменные).
- Что происходит со значениями этих переменных? (- Они изменяются).
- От чего зависит значение x? (- Её значение зависит только от нас.)
- Как можно назвать переменныех?(- Независимая переменная.)
- От чего зависит значение? (- Значениеузависит от взятого значенияxи от рассматриваемой зависимости.)
- Какими способами задали зависимость между переменными? (- С помощью таблицы и с помощью формулы.)
- Как ещё можно задать зависимость? (- Зависимость можно задать текстом, а можно задать графиком).
На доске появляется закрытый до этого график зависимостиу = 5х.
Задание 2.
- Составьте задачи по получившейся формуле. (Учитель по очереди выслушивает варианты, предлагаемые группами.)
- С помощью, каких формул можно решить каждую, из предложенных задач? (Учащиеся предлагают формулы, а учитель записывает их на доске:s = vt; А = vt; S = ab; С = an.)
- Что общего во всех этих формулах? (- Находим значение произведения двух величин).
- Какой формулой их можно обобщить? Как называется эта формула? (а = bc, формула произведения).
Задание 3.
- Решите задачу.
«Ученик вышел из дома со скоростью 4 км/ч, и потратил на дорогу до школы 30 мин. Каково расстояние от школы до дома?» (Учащиеся решают задачу в группах.)
- Какие результаты получились? (Группы предлагают варианты: 120 км, 2 км)
- Запишите свои решения (Представители от групп выходят к доске и записывают свои варианты решения: 4 • 30 = 120 (км);
- Почему разные ответы? Формула ведь одна и та же? (Выясняется причина: разные единицы измерения времени).
- Если не появилось верного решения, можно предложить проанализировать ответ. Может ли ученик за 30 мин пройти 120 км?
- Какое условие должно выполнятся, чтобы можно было пользоваться формулой? (- Единицы измерения в формуле должны быть согласованы).
- Вывод обобщает учитель:«Формула верна <=> единицы измерения, входящих в неё величин согласованы».
- Что означает косая черта в записи км /ч? (- Деление, дробную черту.)
- Запишите решение задачи в единицах измерения, входящих величин.
( ч = = км .)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в группах
№ 132 (проверить полученные формулы) № 134
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
вариант - № 133(1)
вариант - № 133(2)
Работы проверяются по образцу. Ошибки исправляются, анализируются, выясняется их причина.
6. Включение в систему знаний и повторение.
\№ 149 (Проанализировать задачу с точки зрения нового материала.)
7. Рефлексия деятельности(итог урока).
Что нового узнали на уроке?
Что использовали для «открытия» нового знания?
8. Какие трудности встретили?
9. Домашнее задание.
10. Прочитать п. 2.4.1; решить № 153, № 157; придумать и решить задачу, при решении которой необходимо использовать новое условие.