Submitted by Валентина Мухина on Tue, 27/03/2012 - 12:28
Приобретя первый опыт, я столкнулась и с трудностями – «подводными камнями» программы. Основной трудностью является задача - как замотивировать ребенка писать ежедневно страницу элементов (именно качественное прописывание). А если брать во внимание, что мы работаем с детьми, которые не любят писать, то эта задача трудна вдвойне. Для её решения необходимо затратить большое количество сил путем стимулирования, укрепления веры в свои силы. Для того, чтобы ребёнок сам видел свои, пускай хоть «маленькие успехи», был введен график темпа работы, на котором каждое занятие отмечается количество элементов, прописанных за минуту (количественное, качественное). Для поддержания интереса на занятиях я использую различные упражнения для развития моторики:Пальчиковая гимнастика с учебными предмеРисование пластилином, включая в работу все пальцы поочередно;Работа с бисером и со спичками;Для развития межполушарного взаимодействия и формирования серийной организации движений включены нейропсихологические пробы:Кулак-ладонь;Кулак-ребро-ладонь;Кулак – колечко. Количество занятий определяется запросом и зависит от тяжести нарушения. Например, для увеличения темпа письма и снятия напряжения мышц ведущей руки достаточно, как правило, 10 -15 занятий при обязательном условии – четко выполнять все рекомендации специалиста. Максимальное количество - 75 занятий. Программа получила положительные отзывы и оказалась очень востребованной. После прохождения курса занятий родители, учителя и сами дети отмечают:уменьшение напряжения мышц руки и усталости;повышение скорости письма; Работа в течение 5-х лет по данной программе позволяет сделать выводы о том, что её успешность определяется не только прямым тренингом серийной организации движений, но и стимуляцией премоторных зон головного мозга, повышением уровня зрительного внимания за счёт включения всех анализаторов при координировании программированным ритмом.(методику и результаты работы см. в пркреплённом файле)Формирование двигательного навыка письма у младших школьников(из опыта работы)В нейропсихологии письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в которую входят следующие структурные компоненты, опирающиеся на работу различных участков мозга:
1 блок– энергетический - регуляция тонуса и бодрствования;При слабости функционирования данного блока страдает активность внимания, быстрая истощение и утомление.
переработка кинестетической информации:дифференциация артикулем, кинестетический анализ графических движений;
переработка зрительной информации:актуализация зрительных образов букв и слов;
переработка полимодальной информации:- расположение элементов букв, ориентировка на листе, зрительно-моторная координация и т.
3 блок– операциональный - планирование, программирование, регуляция и контроль.серийная организация движений;регуляция психической деятельности;Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма, выступая как изолированно, так и сочетано.
Так, например, недостаточная сформированность серийной организации движений приводит к трудностям овладения двигательным навыком письма, в основе которого лежат дефекты организации движений;трудности переключения с одного элемента на другой, т.е. трудности формирования «плавной кинетической мелодии» (А.Р. Лурия),какой является каждое слово;ипертонус мышц;ри обследовании у данных детей обнаруживается нарушения динамического праксиса, которые выявляются не только в сенсибилизированных условиях (при ускорении или при отсутствии зрительного контроля), но даже в простой пробе «кулак-ладонь», выполняемой в умеренном темпе. Кроме того, у таких детей отмечается «длительное становление почерка, замедленный темп», который отражается на письме:В снижении качества письменных работ – неаккуратность, неровность почерка или увеличение количества специфических и орфографических ошибок;В уменьшении объёма письменных работ;олучая оценки «2» и «3», т.е в условиях постоянной «неуспешности», проблема только усугубляется снижением самооценки и учебной мотивации ребёнка.Это тема меня заинтересовала, да и количество запросов от учителей и родителей учеников именно с этими трудностями увеличилось. Прочитав статью М.Г. Храковской «Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса…», опубликованную в сборнике методических материалов научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», я начала заниматься с детьми младшего школьного возраста по тренинговой программе «Ритмически
В основу программы входят 4 основных элемента письма.
Характер движения (прямые и округлые линии);Направление движения;Амплитуда;Ведущим компонентом программы является ритмическое сопровождение движений руки при выполнении граФормирование двигательного навыка письма у младших школьников
(из опыта работы)
В нейропсихологии письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в которую входят следующие структурные компоненты, опирающиеся на работу различных участков мозга:
1 блок– энергетический - регуляция тонуса и бодрствования;
При слабости функционирования данного блока страдает активность внимания, быстрая истощение и утомление.
переработка кинестетической информации:дифференциация артикулем, кинестетический анализ графических движений;
переработка зрительной информации:актуализация зрительных образов букв и слов;
переработка полимодальной информации:- расположение элементов букв, ориентировка на листе, зрительно-моторная координация и т.д.
3 блок– операциональный - планирование, программирование, регуляция и контроль.
серийная организация движений;
регуляция психической деятельности;
Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма, выступая как изолированно, так и сочетано.
Так, например, недостаточная сформированность серийной организации движений приводит к трудностям овладения двигательным навыком письма, в основе которого лежат
дефекты организации движений;
трудности переключения с одного элемента на другой, т.е. трудности формирования «плавной кинетической мелодии» (А.Р. Лурия),какой является каждое слово;
Гипертонус мышц;
При обследовании у данных детей обнаруживается нарушения динамического праксиса, которые выявляются не только в сенсибилизированных условиях (при ускорении или при отсутствии зрительного контроля), но даже в простой пробе «кулак-ладонь», выполняемой в умеренном темпе. Кроме того, у таких детей отмечается «длительное становление почерка, замедленный темп», который отражается на письме:
В снижении качества письменных работ – неаккуратность, неровность почерка или увеличение количества специфических и орфографических ошибок;
В уменьшении объёма письменных работ;
Получая оценки «2» и «3», т.е в условиях постоянной «неуспешности», проблема только усугубляется снижением самооценки и учебной мотивации ребёнка.
Это тема меня заинтересовала, да и количество запросов от учителей и родителей учеников именно с этими трудностями увеличилось. Прочитав статью М.Г. Храковской «Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса…», опубликованную в сборнике методических материалов научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», я начала заниматься с детьми младшего школьного возраста по тренинговой программе «Ритмический теппинг».
В основу программы входят 4 основных элемента письма.
Характер движения (прямые и округлые линии);
Направление движения;
Амплитуда;
Ведущим компонентом программы является ритмическое сопровождение движений руки при выполнении графического орнамента.
Приобретя первый опыт, я столкнулась и с трудностями – «подводными камнями» программы. Основной трудностью является задача - как замотивировать ребенка писать ежедневно страницу элементов (именно качественное прописывание). А если брать во внимание, что мы работаем с детьми, которые не любят писать, то эта задача трудна вдвойне. Для её решения необходимо затратить большое количество сил путем стимулирования, укрепления веры в свои силы. Для того, чтобы ребёнок сам видел свои, пускай хоть «маленькие успехи», был введен график темпа работы, на котором каждое занятие отмечается количество элементов, прописанных за минуту (количественное, качественное). Для поддержания интереса на занятиях я использую различные упражнения для развития моторики:
Пальчиковая гимнастика с учебными предметами;
Рисование пластилином, включая в работу все пальцы поочередно;
Работа с бисером и со спичками;
Для развития межполушарного взаимодействия и формирования серийной организации движений включены нейропсихологические пробы:
Кулак-ладонь;
Кулак-ребро-ладонь;
Кулак – колечко.
Количество занятий определяется запросом и зависит от тяжести нарушения. Например, для увеличения темпа письма и снятия напряжения мышц ведущей руки достаточно, как правило, 10 -15 занятий при обязательном условии – четко выполнять все рекомендации специалиста. Максимальное количество - 75 занятий.
Программа получила положительные отзывы и оказалась очень востребованной. После прохождения курса занятий родители, учителя и сами дети отмечают:
уменьшение напряжения мышц руки и усталости;
повышение скорости письма;
уменьшение количества ошибок;
Работа в течение 5-х лет по данной программе позволяет сделать выводы о том, что её успешность определяется не только прямым тренингом серийной организации движений, но и стимуляцией премоторных зон головного мозга, повышением уровня зрительного внимания за счёт включения всех анализаторов при координировании программированным ритмом.