Автор:
Цалина Олеся Александровна
Место работы:
Учитель географии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35», г. Рязань
Применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время
Презентация
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет совершенствовать традиционную систему образования, вызывает интерес к географии, помогает формировать познавательные мотивы разных уровней, активность учащихся за счет разнообразия форм работы, что обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по предмету, формирует учебно-познавательные, информационные компетенции.
Достоинства применения ИКТ на уроках географии:
- универсальность (возможность сочетания с любым учебно-методическим комплексом);
- воздействие на различные виды памяти;
- эффективность применения на всех этапах учебного процесса;
- наглядность, красота, удобство;
- гибкость (возможность самостоятельно строить урок).
Проведение уроков географии с использованием новых информационных технологий требует от меня тщательной подготовки:
- подготовка и создание мультимедийных презентации;
- подбор текстового и графического материала по теме урока;
- разработка и создание контрольно-измерительных материалов для проведения обобщающих и самостоятельных работ и др.
На своих уроках географии я использую следующие типы электронных обучающих ресурсов (ЭОР):
1. электронные учебники;
2.базы данных учебного назначения: энциклопедии, справочники, словари, тренажеры, игры;
3. каталоги цифровых образовательных ресурсов;
4. электронные контрольно-измерительные материалы;
5. электронные сборники дополнительных и наглядных материалов к урокам: интерактивные карты, схемы, иллюстрации;
6. мультимедийные учебные презентации;
7. цифровые видеозаписи;
8. цифровые фотоальбомы, фотогаллереи.
Применение ЭОР на разных этапах урока географии:
Этап урока
|
Содержание
|
Вид ЭОР
|
Сайты ЭОР
|
Организационный
|
- демонстрация темы и целей урока
|
1, 3,6,7,8
|
http://geo.metodist.ru,
http://obr.1c.ru/produc.jsp?id=36t,
http://obr.1c.ru/product.jsp?id=35,
http://obr.1c.ru/product.jsp?id=34,
http://obr.1c.ru/product.jsp?id=33 ,
http://www.kulichki.com/travel/,
http://geo-site.narod.ru/index.htm,
htttp//photocity.narod.ru/,
http://www.mirkart.ru
|
Проверка домашнего
задания
|
- тестовый опрос;
- вопросы для проверки знаний;
- демонстрация правильного решения;
- защита сообщений.
|
1, 5, 6, 4
|
www.fipi.ru, www.ege.edu.ru,
http://www.fbit.ru/free/flags/,
http://www.geo2000.nm.ru/index1.htm,
http://www.rgo.ru/cgi-bin/index.cgi,
http://www.georus.by.ru/
|
Постановка проблемных вопросов, актуализация опорных
знаний и способов действий
|
- вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы;
- краткое обобщение по пройденному материалу.
|
1, 2, 3, 5, 6, 8
|
http://geo-edu.ru,
http://school-collection.edu.ru,
http://geo.metodist.ru/index.php?option=
com_content&task=view&id=79&Itemid=100,
http://earth.google.com/intl/ru/,
http://www.infa.ru/map/world/,
http://www.mineral.ru/,
www.sci.aha.ru/map.htm,
http://schools.techno.ru/szo/geo/
|
Формирование новых
понятий и способов
действий
|
- основные понятия,
- видеофрагменты, анимации, иллюстрирующие особенности нового материала;
- схемы, таблицы, рисунки.
|
1, 2, 6, 5, 7, 8
|
http://geo.metodist.ru,
http://obr.1c.ru/product.jsp?id=36,
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/ ,
http://worlds.ru/,
http://geo-tur.narod.ru/,
http://www.rgo.ru
|
Применение знаний,
формирование умений
|
- вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала;
- демонстрация правильного решения
|
1, 5, 3, 6
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?,
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7B005424-FBBA-3F09-69DD-0CD8ECA70F31/23729/?interface=electronic,
http://schools.techno.ru/sch1529/buravkov/atlas/,
http://www.geograf-ru.narod.ru/
|
Контроль и учет знаний, коррекция
|
- задания разного уровня сложности,
- использование нестандартных ситуаций
|
1, 2, 4, 5
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-
170047fe04d3/111961/?interface
=pupil&class[]=48&class[]=49&class
[]=50&class[]=51&class[]=53&subject=28,
http://koapp.narod.ru/information/teacher/book55.
Htm,
www.giaonline.ru
|
Повторение,
самостоятельная работа
|
- задания для самостоятельной индивидуальной и групповой работы
|
1, 2, 3, 5, 6, 8
|
http://obr.1c.ru/product.jsp?id=36,
http://www.encarta.com/,
http://www.auditorium.ru/aud/index.php,
http://www.countries.ru/,
http://www.worldtimezone.com/,
www.ege.edu.ru
|
На уроках я использую различные технологии. При изучении нового материала использую мультимедийные уроки.
Мною разработаны серии уроков по теме «Природные зоны материков»(7 класс), «Хозяйство России»(8 класс) и другие.
С учащимися 7-11 классов применяю метод проектов. Школьники уже имеют опыт работы с компьютером, могут свободно найти материал в сети Интернет, умеют его редактировать и анализировать, с удовольствием делают сообщения по заданной тематике в форме презентаций («Народные промыслы Рязанской области», «Мой родной край», «Экологические проблемы»).
В старших классах я предлагаю ученикам подготовить реферат, доклад в форме презентаций. Поиск информации в Интернете, построение графиков, таблиц, схем, последовательное изложение материала – это навыки, которые требуются в современных условиях любому человеку.
Под моим руководством учащиеся ведут исследовательскую деятельность, где они с большим желанием применяют ИКТ ( «Проблемы ЖКХ в городе Рязани», «Экологические проблемы Рязанской области», «Загрязнение атмосферы в микрорайоне Канищево» и другие темы исследований).
Часто на уроках в качестве контроля знаний мы составляем и разгадываем географические кроссворды по определенной тематике. Школьникам очень нравится проверять знания в форме игры. Все это позволяет снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной и скучной темы.
Использование ИКТ позволяет мне активизировать самостоятельную работу и развивать мыслительную деятельность школьников. На уроках географии это можно сделать с помощью:
- Использования интерактивных карт в обучении географии
- Создания индивидуальных и групповых презентаций
- Создания логических схем и опорных конспектов
- Работы со статистической информацией и ее трансформацией в диаграммы и графики
- Деловых компьютерных игр
- Тестовых мониторингов
- Подготовки к ЕГЭ
Выдающийся психолог Жан Пиаже утверждает, что «у школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширить свой кругозор путем получения новой информации». Таким образом, использование информационных компьютерных технологии в процессе обучения географии формирует и стимулирует у учащихся эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению географии, создает ситуацию успеха.
|