Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мишенина Л.А. Разработка урока литературного краеведения «Р. Ругин “Праздник оленевода”», 4 класс

Автор: 
Мишенина Любовь Александровна
Место работы: 
учитель начальных классов, МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область

 

Разработка урока литературного краеведения «Р. Ругин “Праздник оленевода”», 4 класс

Презентация, приложение

Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством Романа Ругина.
  • способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения.
  • воспитывать любовь к родному краю, желание познать его, уважительно относиться к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Какой у нас сейчас урок? Слайд 1.
- Как называется раздел в учебнике, который мы сейчас изучаем? (Твои люди, Север!)
- С каким хантейским автором вы познакомились на прошлых уроках?
- Что интересного вы узнали о Романе Ругине? (См. приложение.)
Слайд 2. (Открывается по каждому щелчку.)
- Почему мы вспомнили об этом человеке? (Продолжаем знакомство с его творчеством.)
- Верно.
Работа над новым материалом.
- А о чём пойдёт речь на этом уроке вы узнаете, разгадав кроссворд.
- Ребята, а как вы понимаете слово праздник?
Слайд 3.
(Это выходной, нерабочий день, день торжества, установленный в честь или в память кого- чего-нибудь. Государственный, профессиональный, семейный, православный праздники).
Слайд 4. (Открывается по щелчку.)
- Ну, а сейчас разгадав загадки, ответы которых укажут вам на ключевое слово в кроссворде – праздник коренных народов севера.
- В этом мне помогут ребята.
Слайд 5. (По щелчку появляется каждый ответ.)
Загадки
1. Не зверь, не птица,
Носик как спица,
Летит – жужжит,
Сядет – молчит. (Комар.)

2. Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото.)

3. Гусиный пух тундру заметает,
А гусей нигде нет. (Снег.)

4. Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты.)

5. Бьёт олень копытным боком,
Ищет корм в снегу глубоком,
Может, веточку, какую иль травиночку сухую.
Но не, то и не другое
Его, в общем, не устроит –
Для него лишайник ценен!
Как зовётся корм олений? (Ягель.)

6. Глаза маленькие, лапы широкие,
в лесу живёт, в берлоге лежит? (Медведь.)

7. Стройный, с тонкими ногами
И ветвистыми рогами.
Он на Севере живёт,
Вместо сена мох жуёт. (Олень.)

8. Без рук, без ног,
А на небо лезет. (Дым.)
9. Лежит у порога меховое колечко –
чужого в дом не пускает. (Собака.)
- А кто такой оленевод?
- Так, о каком же празднике пойдет речь на уроке? (О профессиональном празднике оленевода). Слайд 6.
Задача урока.
-А какая задача нашего урока? (Познакомиться с праздником северных народов, с его традициями).
- Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Р. Ругина «Праздник оленевода».
- А кто был на таком празднике?
Рассказ учителя. Слайд 7.
Начиная с февраля по апрель, на Ямале проходят Дни оленевода. Проведение ямальских праздников именно в этот период обусловлено природно-климатическими особенностями региона и исторической традицией. Именно в это время огромные стада оленей начинают движение с юга на север к новым пастбищам.
День оленеводов – это один из немногих праздников, когда тундровики могут отдохнуть, продемонстрировать силу и ловкость в традиционных северных состязаниях, удивить гостей красотой и изяществом национального костюма. Этот праздник для большинства жителей тундры – не только встреча с родственниками и знакомыми, но и возможность пополнить запасы различных товаров и медицинских препаратов.
Дни оленевода – это яркое увлекательное зрелище, основанное на древних самобытных традициях и обычаях коренных малочисленных народов Ямала. Праздничные площадки с удовольствием посещают жители тех городов и посёлков, на территории которых проходит день оленеводов.
- Прежде, чем приступить к чтению стихотворения, давайте познакомимся с традиционными состязаниями северных народов.
Физкультминутка.
Знакомство с национальными соревнованиями на празднике.
- У вас на парте есть тексты, сейчас ребята познакомят вас с этими национальными состязаниями (Два ученика. Приложение.). Слайды 8-14.
Чтение (рассказ) текстов подготовленными учениками. (Тексты в приложении.)
Показ фотографий.
- Какие спортивные соревнования любят коренные жители Севера?
Словарная работа.
Нарты сани, лёгкие длинной до 2-х метров, сделаны из ели или берёзы, с помощью одного ножа, без гвоздей.
Тынзян аркан (верёвка из узких ремней)
Хорей – шест для управления оленьей упряжкой.
Работа над стихотворением.
- А сейчас мы познакомимся со стихотворением Романа Ругина.
Внимательно послушайте, представьте и почувствуйте то, о чём будет идти речь?
Чтение учителем.
Слушание стихотворения.
- О чём это стихотворение?
- Понравилось ли оно вам?
Повторное чтение стихотворения учащимися (про себя).
- Читая, подчеркните непонятные слова и выражения.
Словарная работа.
Пешня род лома для пробивания льда.
Дымокур костёр, дающий много дыма.
Кисы меховые сапоги из оленьих шкур.
Авка ручной оленёнок.
Старейшина – самый пожилой, уважаемый человек в родовой семье.
Анализ стихотворения.
- Каким настроением наполнено это стихотворение? Почему? (Радостным.)
- А сейчас, мы будем читать выразительно стихотворение, соблюдая логические паузы, ударения и деля его на части, отмечайте конец каждой части карандашом.
- На сколько частей вы разделили стихотворение? (На 3.)
Чтение первой части. (1-2 столбики)
- Как нужно читать эту часть? (Спокойно.)
- Какие сравнения использовал автор, чтобы показать тучность и мощь комаров? (Плясали, толклись, воздух долбили пешнями.)
- Почему потух дымокур? (Наступили холода, исчезли комары и мошка.)
Чтение второй части. (3-5 столбики)
- О чём говорится в этой части? (О празднике.) О каком празднике? (О профессиональном празднике оленеводов.)
Найдите строчки, прочтите.
- Какие сравнения использовал автор, чтобы показать солнце, хорей? (Солнце – огромный, красный олень. Прутик – хорей.)
- Изменилось ли настроение?
- Докажите.
- Как вы должны читать эту часть? Так же спокойно? (Весело, задорно. Нет.)
- Почему? (Нужно передать радость и веселье праздника.)
Чтение заключительной части. (6-7 столбики)
- О чём говорится в этой части?
- С каким настроением нужно читать? (С жалостью, с сочувствием.)
- Какой момент заставил вас загрустить?
Итог урока. Слайд 15.
- Что познавательного о жизни, традициях северного народа вы узнали?
- О каком профессиональном празднике вы узнали?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Как вы думаете, для чего автор создал это произведение?
Урок мне бы хотелось закончить строками Николая Рериха.
Помни о севере.
Если кто-нибудь тебе скажет,
Что север мрачен и беден,
То знай, что он севера не знает.
Ту радость, бодрость, силу,
Которую дарит сердце севера,
Вряд ли ли можно найти в сердце другого края.
Рефлексия. Учащиеся показывают цветные листики с изображение оленёнка.
Мне было интересно. (Зелёный цвет.)
Хочу узнать больше. (Жёлтый цвет.)
Мне было не интересно. (Розовый цвет.)
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения с. 114, рисунок к стихотворению (о празднике оленевода).

ПРИЛОЖЕНИЯ
Биография
Роман Прокопьевич Ругин – поэт, прозаик, публицист, общественный деятель, редактор замечательного журнала «Ямальский меридиан».
Родился он в посёлке Питляр Шурышкарского района. Роман с детства слышал удивительные сказки, незабываемые легенды, мифы и предания, которые во множестве знал отец.
С наступлением полярной ночи спать ложились рано. Электричества не было, керосин и свечи стоили дорого, а с деревянной лучиной долго не посидишь. Вот такими долгими вечерами, чтобы дети не шумели и быстрее засыпали, отец рассказывал необычные истории…
Мать и бабушка знали много песен и часто напевали их детям. Всё это запало в душу любознательного мальчика.
Роман вместе с братом Семёном окончили школу – семилетку и поступили в педагогическое училище. В училище Роман увлёкся шахматами, стал даже чемпионом училища, научился играть на домбре.
После педучилища была служба в армии, в ракетных войсках, затем учёба в Ленинградском пединституте имени А.И. Герцина.
За годы трудовой деятельности Роман Прокопьевич был педагогом в сельской школе и педагогическом училище, директором школы, секретарём райкома партии, инженером в отделе окружающей среды.
Литературное творчество стало смыслом его жизни: «Многодумная Обь», «Сорок северных ветров», «Мелодии Полярного круга», «Волшебная земля», «Погоня», «Легенды и мифы народа ханты» – далеко не полный список его сборников.

Спортивные соревнования
Жители Севера любят соревноваться друг с другом. Во время праздников они часто организуют целые чемпионаты. Они устраивают гонки на оленьих упряжках, соревнуются в метании тынзяна на хорей, в прыжках через нарты, в перетягивании палки.
Гонки на оленьих упряжках – красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, самые выносливые и быстрые. Оленеводы заранее обучают их слаженному бегу в упряжке. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).
Популярно метание тынзяна на хорей, поставленный вертикально на головки нарт. Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Пустые нарты устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватит сил. Хорошие прыгуны прыгают через 30 и больше нарт без отдыха.
Большой любовью пользуются соревнования в силе, когда участники по очереди поднимают друг друга или пытаются сдвинуть один другого с места, встав на четвереньки и перетягивая ремень, надетый на шеи обоих соревнующихся. Особым видом соревнований является перетягивание палки. Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн