"Мелодико-интонационная работа над фактурой в пьесах Р.Шумана "Грезы", "Горелки" (из цикла Детские сцены")
Submitted by Людмила Георгиевна Узойкина on вс, 18/03/2012 - 13:56
Ход урока
"ГРЕЗЫ"
«Грёзы» Р.Шумана являются одной из наиболее популярных пьес композитора. Она исполняется не только на фортепиано как часть цикла, но и отдельно в различных переложениях.
Удивительная простота и лаконизм средств сочетаются в музыке «Грёз» с многогранностью и ёмкостью образа. Эта пьеса является воплощением поэтических воспоминаний взрослого о прекрасных видениях прошлого, о детской мечте.
Пьеса «Грёзы» написана в простой трёхчастной репризной форме. Между частями нет контраста. Пьеса трудна по своему содержанию и фактурному изложению. Методическая работа обусловлена, в большей степени, особенностью фактуры. Удивительным образом сплавлены здесь черты хорального и гомофонно-гармонического складов. Рельефность и пластичность мелодии сочетаются с импровизационностью, красота деталей - с широким дыханием фраз и гармоничностью целого. Эта множественность обусловливает широкий диапазон для исполнительского прочтения.
Исполнение пьесы.
На начальном этапе разучивания пьесы ученику предлагается проследить линии фактуры. Их четыре - мелодия, бас, два средних голоса, которые могут расслаиваться, образуя гармоническую вертикаль, либо плавно переходить друг в друга. На этом этапе работы следует добиться от учащегося ясного представления о ведущем мелодическом голосе. Рекомендуется поучить его отдельно, осуществляя интонационную работу. Ученик должен воспринимать этот голос как длинную мелодию и в тоже время слышать её расчлененность. Необходимо помочь ему выделить в ней сходные фразы, мотивы. В этом случае интонирование будет более осмысленным. Работая над мелодией, мы разделили каждое предложение на две фразы: подъём - спад.
Исполнение
Начальный квартовый восходящий мотив, данный в звучании piаnопридаёт музыке с одной стороны активность, а с другой нежный взлёт восклицания, мечты. Нам представляется, что затакт здесь можно взять более основательно. (показ).
Рассмотрим далее второй восходящий мотив по звукам тонического аккорда. Здесь мы наблюдаем специфичный для Р. Шумана прём избегания метрических акцентов, мелодия как - будто ускользает, перемещаясь на слабые доли такта. Сложно собрать этот мотив, важно услышать начальную секунду «МИ - ФА» и осознать его ритмическую наполняемость. Почувствовать, что движение в верх - это движение к неосуществлённому.
Исполнение.
Далее следует работа по объединению этих мотивов подъёма в одно целое. В работе над мелодией, при её повторяемости, важно выявить тонкие музыкально-логические различия мелодических вершин предложений. Можно пользоваться разнообразными сочетаниями темпа, динамики и интонации. Так мелодическую кульминацию второго такта можно подчеркнуть динамическим оттенком, а нисходящее движение выразительной интонацией.
Исполнение.
Вторая кульминация первой части, совпадающая со сменой гармонии (отклонение в 6 ступень) исполняется с меньшей громкостью. Это можно объяснить её яркой гармонической окраской, а нисходящее движение оттенить динамическим нюансом - возрастанием громкости.
Исполнение..
В средней части интонационная работа становится более активной. Проследим развитее рассмотренных мотивов. Восходящий квартовый ход уже с восьмой (а не с четвертной) ноты - это придаёт ему большую стремительность (поучиться интонировать).
В первом предложении услышать сожалеющую интонацию (натолкнуть, чтобы ученик сам услышал это). А переход в минор в нисходящем движении передаёт как бы недостигнутость мечты.
Второе предложение средней части - главная кульминация пьесы. Это выход за пределы возможного, последняя попытка прикоснуться к мечте. А затем и самый большой спуск вниз - возвращение к тому, что имеем.
Исполнение.
Таким образом, повторения исходной мелодической мысли постоянно ведут к иным продолжениям: достигаются новые мелодические кульминации и возникают освежающие тонально - гармонические краски. И уже мелодико-интонационный разбор даёт представление о целостном развитии образа и о форме.
Поскольку « Грёзы» - произведение преимущественно полифоническое: основано на имитации мотивов главной темы, осуществляется работа по выявлению интонационной характерности других голосов. Особую роль играет линия баса, который выполняет опорную гармоническую функцию. Важно научить учащегося его слышать и «тянуть». С другой стороны в конце построений бас выступает как мелодия, в качестве связи между предложениями. (показ)
При целостном исполнении обратить внимание на аккорд в заключительном предложении, добиваясь чтобы он не разрушил мелодическую линию, чтобы мелодический поток лился свободно и бесконечно, слышать как он подхватывается и усиливается побочными голосами.
Исполнение.
«ГОРЕЛКИ»
Эта пьеса характеристического, конкретно изобразительного программного плана.
Исполнение пьесы.
Простая двухчастная репризная форма с расширенной второй частью (прерванная каденция - переход). Более простое с точки зрения содержания и с точки зрения исполнительских задач музыкальное произведение. Музыка построена на варьированном построении мелодической фразы. Она начинается с более долгой акцентированной ноты и последующего лёгкого стаккатного движения шестнадцатыми нотами с отмеченными вершинками. (показ)
В исполнении этой фразы важно освоить приём пальцевого стаккато Мелодия сопровождается аккомпанементом в характере польки (бас-аккорд). Важно научиться выделять бас и лёгкий аккорд.
Исполнение.
Следует обратить внимание на переход к последнему предложению, где характер музыки меняется - движение более плавное на легато, сопровождаемое волыночными квинтами. Бас звучит здесь интенсивно, ярко - происходит модуляция. Важно отработать чёткое попадание руки на квинту и октаву в левой руке, что в быстром темпе трудно.
Исполнение.
В заключении следует заметить, что шумановская фактура всегда подчинена художественному образу. Она начинает звучать только тогда, когда пианист целиком находится во власти исполняемой музыки.