Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок ИЗО в 5 классе. Тайна герба

Submitted by Ирина Александровна Емельянова on Tue, 13/03/2012 - 19:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Емельянова И. А.
Место работы, должность: 
МБОУ "Печорская гимназия", учитель ИЗО
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 

 

Цель:  Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака и о значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики

Задачи:

  • дать представление о гербах России и родного края
  • познакомить с элементами и символическими значениями в гербах
  • развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом
  • научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб семьи, личный герб)
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

Оборудование: компьютер, проектор

 

Художественные материалы: альбомы, кисточки, краски, цветные карандаши

Краткое описание: 
Урок ИЗО по интересной теме для учащихся 5-х классов - "геральдика".

 

Тема урока: Тайна герба (слайд 1)

Цель:  Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака и о значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики

Задачи:

  • дать представление о гербах России и родного края
  • познакомить с элементами и символическими значениями в гербах
  • развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом
  • научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб семьи, личный герб) –слайд 2

 

Форма урока: урок - получение новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Художественные материалы: альбомы, кисточки, краски, цветные карандаши

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Формирование новых знаний с элементами практической работы

- Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока и скажите, как  лично  вы понимаете её? С чем ассоциируется у вас слово «герб»? И что за «тайну» мы будем сегодня открывать?

(ответы учащихся)

В словаре русского языка С.И.Ожегова  дается следующее толкование слова «герб»: это отличительный знак государства, города, сословия и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях… Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб. Вот как он выглядит (слайд 3). Хотя надо заметить, что первые гербы появились примерно в Xвеке в Европе и это были просто личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались  на щитах, на флагах ( штандартах) и на попонах лошадей (слайд 4). Конечно, так герб России выглядел не всегда. Он несколько раз менялся. В облик герба внесли изменения: династия Романовых, Петр I, Александр I…(слайд 5). Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством.

- Скажите, а где еще можно увидеть герб РФ? (ответы учеников)

Есть герб на печатях,  на денежных знаках (деньгах), на приграничных столбах, на государственных орденах и медалях (слайд 6).

- Ребята, свой отличительный знак есть не только у государства, но и у разных городов. Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.  Посмотрим на герб столицы нашей родины – Москвы. Четырехугольный темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия (слайд 7).

А вот так выгляди герб города Пскова (слайд 8). Могучий и грозный барс символизирует готовность во всеоружии встретить врагов, храбрость и мужество псковичей. Поза зверя, высунутый язык и поднятая передняя лапа,  подчеркивают его нацеленность на врага. Золотой цвет свидетельствует о богатстве, великодушии. Благословляющая десница(рука), (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесных сил. Голубой (лазурный) цвет щита - знак красоты, величия.

- Мы с вами живем в маленьком городе Печоры, у которого тоже есть свой герб. Вот как он выглядит (слайд 9).  

Свое название город Печеры получил от исконно русского слова печора или "пещера", поскольку первоначально возник как обитель отшельников, живших в выкопанных ими пещерах, что и показано в гербе черной пещерой, делая герб "гласным". В XV в. на «пещерах» основан православный Печерский монастырь, позже известен как Псковско-Печорский монастырь, а выросшее при нем селение, позже - посад, стало называться Печеры. Посад и монастырь были важным стратегическим пунктом на западной границе Русского государства, что и показано в гербе главной фигурой - золотой горой.  Территориальная принадлежность муниципального образования «Печорский район» к Псковской области обозначена путем включения в верхнюю половину щита четырехугольника с воспроизведёнными в нём фигурами из герба Псковской области.

Ребята, даже у нашей школы с 2001 года есть свой герб, автором которого стал выпускник школы Стас Курчиков. Вот он (слайд 10). Герб имеет форму пера – символ учения.

В средней части – пещера. От нее пошло название нашего города Печоры.

В верхней части герба – луч солнца, освещающий книгу – источник знаний.

На самом деле придумать герб – это непростое дело. Существует целая наука – ГЕРАЛЬДИКА, которая знает все правила составления гербов.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся придумать и изобразить герб класса или свой личный герб, пользуясь некоторыми правилами при их составлении. Итак, мы с вами убедились, что все элементы в композиции герба имели важное  значение, несли какую-то информацию. Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей (слайд 11). Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, представляющий большую площадь для заполнения. Мы с вами видели, что этот щит как основной применяется в большинстве случаев (герб Москвы, города Пскова, города Печоры)

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. В геральдике используют семь основных цветов ( два металла и пять эмалей): (слайд 12)

 

МЕТАЛЛЫ

*желтый цвет (золото) - символ богатства и справедливости;           

*белый (серебро) - символ чистоты;

*червленый (темно-красный) - символ любви и смелости;

*голубой - символ красоты и величия;

*зеленый - символ надежды и свободы;

*пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;

*черный - мудрость и печаль.

Попробуем сейчас в своих альбомах изобразить любую понравившуюся вам форму герба, а затем «разукрасить» его, используя основные цвета в геральдике.

(учащиеся выполняют задание, время работы 7-10 мин)

Ребята, что же изображать на нашем гербе? Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур (слайд 13) - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение. Например:

  • Дуб, лев означали…..(дать возможность ответить самим учащимся) – силу
  • Собака…. -  преданность и повиновение
  • Факел, книга…. -  знания
  • Пчела… - трудолюбие
  • Рука в перчатке… - храбрость
  • Петух … - символ боя  и т.д.

Герб иногда украшает лента с девизом (девиз – выражение, отражающее жизненные принципы кого-либо). Бывает, что венчает герб корона, а по сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери (слайд 14)

  1. Закрепление знаний по теме

А теперь я предлагаю вам собрать воедино всю информацию, которую получили на уроке и обобщить её сначала теоретически – отгадать кроссворд, а затем практически – создать свою символику герба («Герб семьи», или «Герб класса», или «Личный герб») - (слайд-кроссворд 15)

(учащиеся отгадывают кроссворд)

Ответы: 1. Герб   2. Георгий   3.                              4. Металлы   5. Лев 

 6. Король   7. Девиз   8. Щит  9. Корона   10. Щитодержатели

 

 

4. Домашнее задание

Даю вам несколько «полезных советов» для выполнения практической работы. Внимание на экран (слайд 16)

 

Источники информации: (слайд 17)

http://www.rusedu.info/Article980.html- формы герба, цветовая гамма

www.kostyor.ru– информация о гербе России

http://www.pechgimn.ru/- информация о гербе школы

http://www.pechgimn.ru/- изменения в гербе

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2011

 

Готовые работы учащихся (слайд 18-19)

 

 

Прикрепленный файл Size
презентация к уроку.ppt 2.39 MB
конспект.docx 23.46 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн