Дидактическая игра по русскому языку в 5 классе «ОСА» («Омонимы, синонимы, антонимы»)
Submitted by Наталья Валерьевна Кукушкина on Sat, 10/03/2012 - 21:53
Ход игры:
Вступление:в игре принимает участие 3 команды, учитель может спросить определение любого учащегося из любой команды. Задание распределены по трем темам: «Омонимы, синонимы, антонимы». У каждой команды на столе – лист с распечатанными заданиями.
Омонимы
Слово учителя: Вспомните, что такое омонимы?
«Омонимы - слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. (например: мир- отступление войны, вселенная; брак – супружество, изъян в производстве)».
1. задание
Каждой команде по очереди предстоит найти в предложениях омоформы и назвать их.
Каков ни есть, а хочет есть.
Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок.
Не хочет косой косить косой, говорит: «Косакоса».
Велели Поле полоть в поле.
Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит.
Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.
Предложение написать на листочке, по очереди каждая команда выбирает себе по 2 предложения. За каждое верно угаданное задание – 1 балл.
2. задание
Составить словосочетание с омонимами, все возможные варианты: например: бить /бить в колокол, бить ключом, бить соседа/
Ключ
Лист
Скрипичный ключ
Лесной ключ
Ключ от сейфа
Ключ к шифру
Гаечный ключ
Осенний лист
Больничный лист
Бумажный лист
3. задание
Учитель читает басню «Помещик и садовник»
Помещик и садовник
Помещику однажды в воскресенье
Поднес презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею;
Но как он сам не занимался ею
(Он делом занят был другим:
вязал набрюшники родным),
То раз садовника к себе
Он призывает
И говорит ему: «Ефим!
Блюди особенно ты за растеньем сим;
Пусть хорошенько прозябает».
Зима настала между тем.
Помещик о своем растенье вспоминает
И так Ефима вопрошает:
«Что? Хорошо ль
растенье прозябает?»
Изрядно, - тот в ответ, -
Прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника
Такого нанимает, что значит слово
«Прозябает».
Объясните, почему помещик и садовник не поняли друг друга.
Прозябать
мерзнуть на морозе
жить, поживать (устар.)
синонимы
Слово учителя: Вспомните, что такое синонимы?
«Синонимы – слово (или выражение), совпадающее или близкое по значению с другим словом (отличается оттенками лексического значения или употреблением в речи) Например: всегда- постоянно, вечно, вовек; бегемот – гиппопотам».
Найти «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано понятием «синоним».
а)
огонь, осень, пламя
б)
алфавит, чистописание, азбука
в)
шалун, конницы, кавалерия
г)
бросать, кидать, прыгать
д)
пурга, дождь, ураган
3. задание
Подбери синонимы к словам
Работа -
Плакать -
Сверкать -
Упасть -
Печаль -
Смеяться -
Спешить -
Гигант -
Дорога -
Большой -
Гореть -
дремучий (лес) -
антонимы
Слово учителя:Вспомните, что такое антонимы?
«Антонимы – слова, противоположные по значению, например: любить-ненавидеть».
1. задание
«Третье лишнее»:
вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:
1)
Весело, веселый, грустный.
2)
Разлучаться, встреча, встречаться.
3)
Полный, худой, толстый.
4)
Смелый, храбрец, трусливый.
5)
Легкий, тяжелый, легко.
6)
Твердый, твердость, мягкость.
2. задание
Подбери к подчеркнутым словам антонимы
Будничныйдень
(выходной)
Сильно любить
(ненавидеть)
Веселаяистория
(грустная)
Уехатьна юг
(приехать)
Интересныйрепертуар
(скучный)
Исчезнутьв волнах
(появиться)
Скрытныйхарактер
(открытый)
В первуюочередь
(в последнюю)
Сказать правду
(ложь)
Заканчиватьурок
(начинать)
Большой оптимист
(пессимист)
Встретить карлика
(великан)
Культура речи
«Речевой практикум»
Слово учителя: Окружение – это семья, близкие, друзья, товарищи по учебе и работе.
Круг общения значительно шире. Ежедневно мы встречаемся с десятками-сотнями людей на улицах, в автобусе, других общественных местах.
Контакты с людьми (даже мимолетные) составляют наше общественное лицо. Эти контакты могут ограничиться улыбкой или жестом, но чаще всего мы разговариваем с людьми, обмениваемся с ними «великими тайнами слов». Умеем ли мы это делать? Правильно ли и культурно мы говорим? Давайте проверим.
Произнеси правильно слова (слова для каждой команды напечатаны на листочках).
I.
II.
III.
Километр
Свитер [тэ]
Скучный [шн]
Яичница [шн,]
Портфель
Цемент
Углубит
Расположил
Силос
Торты
Конечно [шн]
Начал
Досуг
Будьте добры
Не жил
Облегчить
Партер [тэ]
Пустячный [шн]
Дать толкование слов (лексическое значение слов). Составить с ними словосочетание или предложение.
I.
II.
III.
Ретивый – усердный,
старательный,
живой
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах
Сувенир – памятный
подарок
Гантель – гимнастический снаряд в виде двух
чугунных шариков, соединенных короткой рукояткой
Лазоревый – тоже что и лазурный (небо, глаза)
Янтарный – сделан из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев) н: янтарное ожерелье
Речевые ситуации (№ 1, 2, 3)
=
Позвонить школьному товарищу и узнать, что вам задали на дом
=
Позвоните в кинотеатр и узнайте, какой сегодня идет фильм.
=
Ваша бабушка приболела: позвони, узнай, как ее здоровье.